Тема урока. Животные – часть природы. Роль животных в природе.
Цели урока:
- создать условия для знакомства учащихся с разнообразием животного мира Земли, ролью животных в природе;
- содействовать формированию чувства ответственности за всё живое, что нас окружает, развитию познавательных интересов, наблюдательности, сообразительности;
- способствовать воспитанию интереса и любви к животным, уважительного и бережного отношения к природе.
Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала.
Форма проведения: урок-путешествие.
Оборудование: предметные картинки, картинки с изображением различных животных, маски-шапочки с изображением животных, атрибуты лесной полянки, запись с пением птиц.
Ход урока
I. Организационный этап
Учащиеся садятся в кружок, держась за руки; учитель произносит слова шёпотом, учащиеся повторяют их хором вслух:
Мы - умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы отлично учимся!
Всё у нас получится!
Учащиеся рассаживаются по местам. Парты расставлены полукругом.
II. Актуализация имеющихся у детей знаний о природе
- Что называют телом природы?
- Назовите тела неживой природы.
- Назовите тела живой природы.
По всему классу развешаны предметные картинки.
- Выберите только те, на которых изображены “живые” тела природы и назовите их.
- Почему животных отнесли к “живым” телам природы?
III. Формирование новых знаний
1. Работа по учебнику.
- Откройте учебник с. 60. Какой раздел начнём изучать?
На доске: Животный мир Земли.
- О чём вы узнаете в этом разделе?
- На какие вопросы ответите?
- Сегодня на уроке окружающего мира мы отправимся в путешествие, но в путешествие необыкновенное. А сейчас закройте глаза и внимательно послушайте.
Звучит запись с пением птиц.
2. Чтение учителем стихотворения.
Наверное, бывали вы
Не раз в лесу густом,
Где вьётся чуть заметная
Тропинка под кустом.
Под ветками зелёными
В тени, в тиши лесной
От ветра можно спрятаться,
Найти прохладу в зной.
Сегодня мы с ребятами
В дремучий лес идём
Кот хочет в путь? Пожалуйста,
Мы всех с собой возьмём.
3. Сценка “На лесной полянке” (используются атрибуты, имитирующие лесную полянку, и маски – шапочки).
Выходят мальчик и девочка.
Мальчик:
Солнце встало рано-рано,
Посмотрите, как хорошо кругом!
Мы выходим на поляну,
Взявшись за руки с тобой.
Девочка:
Здесь кудрявые берёзки
И зелёные кусты.
И везде растут цветы.
Выползает неуклюжий жук.
Жук:
Я золотистый, маленький,
В земле вожусь весь день,
Усами быстро двигаю,
Работать мне не лень.
Мальчик:
Поиграй-ка с нами, жук!
Девочка:
Будешь нам хороший друг!
Жук:
Что вы, что вы, нет, нет, нет!
Я ищу себе обед.
Нынче очень тороплюсь,
И вообще я вас боюсь.
Жук улетает, появляется пчела.
Пчела:
Я – мохнатая пчела,
Золотистая пчела,
Я летаю по цветам,
И нектар беру я там.
Мальчик:
Что же делаешь с ним ты?
Пчела:
Ах, как пахнут здесь цветы!
Я нектар беру в свой дом,
Ульем мы его зовём,
И готовлю там я мёд,
Его пасечник берёт.
Пчела улетает, появляется белка.
Белка:
Я белочка - красавица,
Меня милее нет,
И всем зверятам нравится
Пушистый рыжий мех.
Девочка:
Ты прекрасна, весела,
Позабудь-ка про дела!
Мальчик:
Поиграй-ка лучше с нами!
Будем верными друзьями.
Белка:
Я люблю поиграть
И резва была когда-то,
Но орешки мне собрать
Надо на зиму, ребята.
Белка убегает. Выскакивает заяц.
Девочка:
Стой-ка, стой-ка, серый зайка,
Ну-ка, с нами поиграй-ка!
Заяц:
Я заяц – чистюля, прекрасен и сер,
Искрится на солнышке чистый мой мех,
С утра я работал немало-
Морковки поел до отвала,
Спешу к ручейку я умыться,
Мне некогда с вами возиться.
Убегает.
Мальчик:
Ой, смотри, смотри скорей -
Вон на ветке соловей!
Выходит малиновка.
Девочка: Где?
Мальчик:
Да вот, на ветке клёна,
Где листвы полно зелёной!
Девочка:
Птичку, что видишь тут,
Все малиновкой зовут.
Малиновка:
На ветку с ветки я летаю
И червяков там собираю.
Я пользу приношу деревьям
И корм себе там добываю.
Я для людей и для зверей
Пою, чтоб было веселей.
Мальчик:
Эй, весёлый запевала,
Песен знаешь ты немало!
Делать нечего сейчас-
Спой-ка что-нибудь для нас!
Малиновка:
Как так – нечего мне делать?
Я затем лишь только пела,
Чтобы песенкой моей
Убаюкать мне детей,
Чтоб малюток накормить,
Надо мошек наловить.
Целый день для них летала -
Так сегодня я устала,
Крыльев не могу поднять
Вам же – только бы играть!
Отдохнуть лишь тем приятно.
Кто всё сделал. Вам понятно?
Девочка:
Ой, как стыдно, очень стыдно!
Говорит она обидно,
Но всё, правда – в этот день
Нам трудиться было лень.
Мальчик:
Исправляться нужно нам-
Побежим-ка по делам!
- Что же делают животные в лесу?
- И мы с вами то же будем трудиться. Мы пришли в лес в гости и должны вести себя соответственно: тихо и осторожно.
Если в лес пришли гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу всего лишь гость,
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
4. Пятиминутка тихого чтения.
- Сидя на лесной полянке под деревом прочитайте текст учебника на странице 62.
- Вы сидите в лесу тихо-тихо, и в это время на поляне появляется лось.
Как вы поведёте себя, покажите правильный ответ:
- возьму палку и отгоню животное,
- буду кричать, звать на помощь,
- постараюсь, вести себя так, чтобы животное меня не заметило.
Учащиеся показывают ответ сигнальной карточкой с цифрой.
IV. Закрепление изученного материала
1. Рассматривание рисунка в учебнике на странице 61.
- Расскажите, что вы узнали о роли животных в природе.
2. Физкультминутка.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
Бабочки летали,
Крыльями махали.
Дружно хлопаем,
Ножками мы топаем!
Хорошо мы погуляли.
И немножечко устали.
3. Обсуждение вопроса “ Может ли природа существовать без животных?”
- Природе нужны все животные. Они как звено цепи, связаны со всеми другими звеньями, и разорвать эту цепь нельзя.
4. Работа в парах. Составление цепей питания.
Используются карточки.
а) осина, заяц, лиса;
б) пшеница, мышь, сова;
в) трава, лось, волк;
г) листья деревьев, гусеницы, синицы;
д) жёлуди, мыши, змеи.
- А теперь придумайте свои цепи питания.
5. Природоведческий диктант.
- На уроках русского языка мы часто пишем с вами диктанты. А сейчас мы попробуем написать словарный диктант на лесной поляне. Я кратко описываю животное, вы должны узнать, о ком идёт речь, записав ответ.
- Эта птица известна всем. Её оперение контрастное – чёрно-белое. Она приспособилась к жизни по соседству с человеком. За свои действия получила прозвище “воровка”. Пробравшись на чердак, таскает куриные, голубиные яйца.
- Это крупная лесная кошка. Мех у неё густой, мягкий и очень пушистый. На концах ушей характерные чёрные кисточки.
- Это крупный хищник. Форма следа этого животного весьма характерна. Передвигаясь шагом, этот зверь идёт след в след. Если идёт целая стая этих животных, то каждый ступает в след предыдущего, поэтому нельзя определить число прошедших животных.
- Это животное полуводное. Прекрасно плавает. Сооружает из веток и земли хатки.
- А это самый крупный представитель семейства оленьих. Имеет вес до 500 килограммов. Может легко преодолевать снежные сугробы, болота. Хорошо плавает.
6. Проверка диктанта
7. Минутка приятного отдыха. Кроссворд на доске.
1. Он высокий и пятнистый,
С длинной – длинной шеей,
И питается он листьями-
Листьями деревьев. (Жираф)
2. Скажи ты мне, какой чудак
И днём и ночью носит фрак? (Пингвин)
3. Летом бродит без дороги
Между сосен и берёз.
А зимой он спит в берлоге,
От мороза, пряча нос. (Медведь)
4. Голодная мычит.
Сытая жуёт,
Всем ребятам
Молоко даёт. (Корова)
5. Это старый наш знакомый:
Он живёт на крыше дома-
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (Аист)
6. Весь день рыбак в воде стоял,
Мешок рыбёшкой набивал.
Закончив лов, забрал улов,
Поднялся ввысь – и был таков. (Пеликан)
7. Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами – кисти - рожки.
С виду кроток, но не верь:
Страшен в гневе этот зверь! (Рысь)
8. Надели коняшки
Морские тельняшки. (Зебра)
(Отгадка: животные)
8. Чтение вывода в учебнике на странице 63.
- Животные - часть природы. Их жизнь тесно связана с растениями и другими организмами. Всё в природе взаимосвязано.
9. Выполнение задания 55 на странице 19 в рабочей тетради №1 “Учимся познавать мир”.
10. Обобщение. Охрана природы.
- Животные играют огромную роль в природе. В нашей стране принят Закон об охране и использовании животного мира. Но беречь нужно не только редких животных, но и тех, которых ещё много, которые не внесены пока в Красную книгу. Их жизнь часто зависит от нас, от нашего поведения в природе.
Насекомые и звери
В души людям смотрят:
Вы нас пожалейте,
Зря не убивайте”.
V. Этап информации о домашнем задании
По выбору:
- Подготовить сообщение об одном животном леса.
- Нарисовать иллюстрацию и подготовить загадки о животных леса.
- Написать сочинение на тему “Роль животных в природе”.
VI. Этап подведения итогов урока
- Наше путешествие в лес подошло к концу. Спасибо за ваш труд. Вы сегодня хорошо потрудились, вы много сделали на уроке. Оцените свой труд. Покажите свои оценки.
Оценивание знаний детей учителем.
VII. Этап рефлексии
- А теперь возьмите в руки карандаш и раскрасьте тот рисунок, который соответствует вашему настроению. Поднимите ваши листики, чтобы узнать ваше настроение. Я вижу, что у вас … настроение. Урок окончен. Спасибо всем. Мне было приятно с вами работать.