Цели урока.
1. Учить распознавать листья наиболее распространенных пород деревьев.
2. Познакомить с отличительными признаками сосны и ели.
3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование.
1. Портрет И.И.Шишкина; репродукции картин художника;
2. Релаксирующая музыка леса с пением птиц.
3. Листья березы, клена, рябины, осины (у каждого ученика)
4. Ветки сосны, ели, лиственницы (у каждого ученика)
5. Слайды различных пород деревьев.
Ход урока
I. Организация класса
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Все ль на месте?
Все ль в порядке?
Есть у нас девиз такой,
Все что нужно под рукой.
II. Проверка материала усвоенного на предыдущем уроке
- Сегодня урок мы начнем с задания, которое приготовил для нас Старичок-Лесовичок. Он предлагает нам разгадать кроссворд.
1. Растение которое похоже на зеленого ежика.
2. Этот цветок называется звездой.
3. А это растение является лекарственным.
4. В народе его называют “Щучий хвост”/
5. Название этого величавого растения означает “Меч”/
6. “Кавалер со звездой ”- это…
7. Какое растение способно радовать нас цветами круглый год?
Ответы: 1. Кактус. 2. Астра. 3. Календула. 4. Сансевьера. 5. Гладиолус. 6. Гиппераструм. 7. Фиалка.
Ключевое слово: красота.
III. Красивого вокруг нас очень много. Я приглашаю вас в очень красивое место, а что это за место вы догадаетесь, если отгадаете загадку.
Есть у ребят,
Зеленый друг,
Веселый друг,
Хороший,
Он им протянет сотни рук
И тысячи ладошек. (Лес)
- Почему лес назвали другом?
- Как нужно к другу относиться?
- О каких ладошках говорится в загадке?
Посмотрите репродукции картин нашего земляка И.И.Шишкина. Давайте мы вместе отправимся в Шишкинский лес и полюбуемся красотой леса.
Включается музыка леса с пением птиц.
- Что Вам понравилось?
- Как Вы думаете какие картины любил рисовать художник?
Поэтому его называют художник-пейзажист.
Лесовичок пришел к нам не пустыми руками. У него букеты разных листьев.
Посмотрите на Старичка-Лесовичка и определите тему нашего урока. (Ответы детей)
У нас много разных листьев. По каким признакам можно разделить листья на группы (по форме, размеру, цвету).
Можете ли Вы сказать, от каких деревьев эти листья.
У каждого ученика на парте конверт с листьями
Разложите листья по группам.
- Назовите - какие группы у Вас получились?
Каждый листок имеет листовую пластинку, черешок.
- Кто догадался, что такое листовая пластинка?
- Что такое черешок?
Один из учеников показывает черешок и листовую пластинку.
Листовая пластинка, может быть, простой, например: у березы, у дуба, у клена. У некоторых деревьев листовая пластинка сложная. Рассмотрите листья на парте. Догадайтесь - какой лист имеет сложную листовую пластику. (Рябина. Лист рябины состоит из отдельных пластинок, каждая из которых напоминает отдельный лист)
На свете очень много пород деревьев и все они по-своему красивы, художники рисовали их на своих полотнах, поэты воспевали красоту деревьев в стихах. Давайте и мы полюбуемся красотой деревьев, а про некоторые деревья ребята нам расскажут стихи.
IV. Просмотр слайдов с разными породами деревьев. Подготовленные дети рассказывают стихи.
Берёзка. П.Воронько
У красы-берёзки
Платье серебрится.
У красы-берёзки
Зелены косицы.
Со двора к берёзке
Выскочили козы.
Стали грызть берёзку,
А берёзка — в слёзы.
Защищать берёзку
Стали мы гурьбою,
Чтоб краса-берёзка
Выросла большою
Дуб. И.Токмакова
Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться?
Ведь до поздней осени
Он стоит зеленый.
Значит, дуб выносливый,
Значит, закаленный.
Липка. П.Воронько
Маленькая липка,
А расту я шибко!
Не тревожь меня!Я медовым цветом
Расцветаю летом.
Береги меня!
Ива. И.Токмакова
Возле речки, у обрыва,
Плачет ива, плачет ива.
Может, ей кого-то жалко?
Может, ей на солнце жарко?
Может, ветер шаловливый
За косичку дернул иву?
Может, ива хочет пить?
Может, нам ее спросить?
Осинка. И.Токмакова
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару.
Дайте осинке
Пальто и ботинки –
Надо согреться
Бедной осинке.
V. Физминутка
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке
(подскоки на правой ноге)
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке
(подскоки на левой ноге)
По тропинке побежим
До лужайки добежим
(бег на месте)
Стоп немного отдохнем.
И домой пешком пойдем. (Ходьба на месте)
Отгадайте загадки Лесовичка:
1. Что за это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Ель)
Показать еловый лес на репродукции картины Шишкина
- Как называется еловый лес? (Ельник)
У ели острая вершина, к низу расширяется. Любит влагу. Хвоинки очень колючие, одиночные. Крона густая, дает сильную тень. Живет ель 300-500 лет. Из древесины ели делают бумагу, искусственный шелк. Смена хвои происходит редко 1 раз в 5-7 лет.
2. Весной в цвету,
Летом плод приношу,
Осенью не увядаю,
Зимой не умираю
Похожа я на елку
Но длинней иголки. (Сосна)
Любит свет. Хвоинки меняются в сентябре 1 раз в 2-3 года. В сосновом лесу целебный воздух.
Древесина является хорошим строительным материалом.
На доске репродукция картины Шишкина. “Сосновый бор”
- Как называется сосновый лес? (Бор)
- Обратите внимание на красоту этих деревьев. Чем отличается сосновый лес от елового? (У сосны ветки расположены высоко, у ели по всему стволу)
- Как вы думаете, в каком лесу светлее, а в каком темнее?
Веточки каких деревьев у вас на столах? Кто может показать веточку ели? Рассмотреть.
Покажите веточку сосны. Чем они отличаются?
Эти деревья имеют хвоинки, поэтому они называются хвойными. Показ иллюстраций кедра, пихты, лиственницы.
Есть у родственницы елки
Неколючие иголки.
Но в отличие от елки
Опадают те иголки. (Лиственница)
Каждый год сбрасывает хвою. Хвоинки собраны в пучок по 20-60 штук. Светолюбивая. Древесина не гниет
Рассмотреть иллюстрацию в учебнике. Лиственница весной, летом, осенью, зимой.
- Как меняется дерево?
- Почему это дерево назвали лиственницей?
Хвоинки дерева желтеют осенью и опадают точно так же как листья лиственных деревьев.
Назовите деревья, по которым нельзя определить время года. Почему?
VI. Итог урока
Что нового узнали на уроке?
На какие две большие группы делятся все деревья? (Лиственные, хвойные)
- Какая красота, эти деревья, какое чудо природа!
Ребята меня очень тронули вот такие строки. Послушайте.
Я сорвал цветок, он завял у меня в руках.
Я взял в руки жука, и жук умер у меня на ладонях.
Я посадил птицу в клетку, и она погибла…
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем!
- А что значит “прикоснуться сердцем?”
- Как вы думаете, смог ли Шишкин сердцем прикоснуться к природе?
- Кто еще смог сердцем прикоснуться к природе?