Цели.
Продолжить формирование умения записывать
уравнения химических реакций, определять типы
реакций.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, презентация к уроку.
Ход урока
I. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок мне хотелось бы начать словами: “Начни с начала, - важно ответил Король, и продолжай до тех пор, пока не дойдёшь до конца”. Льюис Кэрролл “Алиса в стране чудес”
И я хочу, чтобы эти слова стали девизом нашего урока.
Ребята, давайте определим, чем нам сегодня необходимо заняться на уроке.
II. Проверка знаний (опрос)
Но, прежде чем приступить к работе с химическими реакциями, давайте вспомним, то что мы уже изучили и что нам понадобится сегодня на уроке.
- Какие существуют типы химических реакций?
- Какие реакции называются реакциями соединения?
- Какие реакции называются реакциями разложения?
- Какие реакции называются реакциями замещения?
- Какие реакции называются реакциями обмена?
III. Работа на уроке
Теоретически вы знаете типы химических реакций, а сможете ли вы определить эти тип на примерах (устно):
2Fe(OH)3 —> Fe2O3 + 3H3O (реакция разложения)
CaO + 2HCl —> CaCl2 + H2O (реакция обмена)
Zn + 2HCl —> ZnCl2 + H2 (реакция замещения)
AlCl3 + 3NaOH —> Al(OH)3 + 3NaCl (реакция обмена)
NaOH + HNO3 —> NaNO3 + H2O (реакция обмена)
SO3 + H2O —> H2SO4 (реакция соединения)
Следовательно, для всех типов химических реакций характерны общие формулы:
Реакция соединения: А + В = АВ
Реакция разложения: АВ = А + В
Реакция замещения: А + ВС = В + АС
Реакция обмена: АВ + СD = АD + CB
Задание 1. Допишите следующие уравнения химических реакций, укажите тип:
а) ZnO + …HCl —> ……. + ………
б) CuSO4 + Fe —> ……. + Cu
в) CaCO3 —> ……. + CO2
г) CuO + C —> ……. + CO2
д) …P + …O2 —> ……..
е) HgO —> Нg + O2
Задание 2. Допишите уравнения химических реакций, укажите к какому типу они относятся. Дайте название
а) Fe(OH)3 —>
б) Fe + HCl —>
в) H3PO4 + Ca(OH)2 —>
г) Mg + O2 —>
д) CaO + H2O —>
е) FeO + H2SO4 —>
Задание 3. (работа по карточкам в группах) Осуществите следующие превращения. Укажите тип химической реакции:
Решение:
- 4Li + O2 = Li2O
- Li2O + H2O = LiOH
- 4P + 5O2 = 2 P2O5
- P2O5 + 3H2O = 2H3PO4
- 3Li + P = Li3P
- 3 Li2O + P2O5 = 2Li3PO4
- 3LiOH + H3PO4 = Li3PO4 + 3H2O
- 3Li2O + 2H3PO4 = 2Li3PO4 + 3H2O
IV. Итог урока
Сегодня наш урок был посвящён подготовке к контрольной работе. В начале урока вы перед собой поставили цели. Как вы думаете, удалось ли вам достичь поставленных целей? (ответы учащихся)
Тогда вернёмся к нашему девизу. Почему Король ответил “начни с начала и продолжай до тех пор, пока не дойдёшь до конца”?
Домашнее задание. Повторить параграфы 9.1–9.4.