Открытый урок по русскому языку на тему "Неопределенная форма глагола"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.

Цель: формирование представления учащихся о неопределённой форме глагола.

Задачи:

обучающая: научить детей распознавать глаголы в неопределённой форме.

развивающая: развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения.

воспитывающая: воспитывать интерес к предмету, уважение к русскому языку.

Оборудование: плакаты “Крылатые слова” (2 шт.), карточка № 1 каждому ученику, карточка-помощница на каждую парту, модель задач каждого урока, карточка для самостоятельной работы № 2 каждому ученику, эталон для проверки самостоятельной работы.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

Я рада новой встрече,
Мне с вами интересно, друзья!
Интересные ваши ответы
С удовольствием слушаю я.
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошёл каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!

- Какую часть речи мы изучаем?

- Сегодня мы продолжим работу по теме “Глагол”

- Какие общие задачи мы ставим перед собой на каждом уроке?

Модель на доске:

  • Повторить
  • Узнать
  • Научиться

- Как мы организуем свою работу?

(Мы должны повторить уже имеющиеся у нас знания, получить новое и научиться его применять).

2. Актуализация ранее изученного

- А что мы уже знаем о глаголе?

- Используя свои знания, выполните задания на карточке № 1, которая лежит у каждого из вас на парте.

Карточка № 1

Задание: в скобках укажите время глаголов и число.

Говорит с другом ( )

Едут в гости ( )

Пролил молоко ( )

Присел на стул ( )

Играют в домино ( )

Улыбнётся другу ( )

Проверка: устный ответ, опора на знания.

- У кого всё правильно, тот на листочке ставит знак “+” , у кого есть хотя бы одна ошибка, ставит “?”.

- Мы поработали с карточками и с их помощью проведём чистописание.

- Найдите глаголы с приставками.

- Спишите по образцу.

На доску вывешиваются два плаката “Лить крокодиловы слёзы”, “Сесть в калошу” с вопросами: что делать? что сделать?

- Посмотрите ещё раз на глаголы, которые вы выписали.

Используя эти глаголы и плакаты, с написанными на них вопросами, составьте фразеологизмы. Как вы их понимаете? (Выслушиваются ответы детей)

Составленные фразеологизмы учитель фиксирует на доске.

- Запишите получившиеся фразеологизмы на обратной стороне карточки № 1.

- Найдите глаголы, определите время и число.(Выслушиваются ответы детей)

3. Постановка учебной задачи

Цель: зафиксировать проблемную ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний учащихся; выдвижение гипотезы.

- Вы по-разному определили время и число глаголов. У кого-то не получилось. Как же определить, кто из вас прав? В чём возникло затруднение?

Может быть, это какая-то новая форма глагола, которую вы не смогли определить?

- Как бы вы сформулировали тему сегодняшнего урока?

- Что мы должны узнать? (Что такое неопределённая форма глагола).Чему должны научиться? (Распознавать глаголы в неопределённой форме).

- Давайте попробуем разобраться, что такое “неопределённая форма глагола”.

- А для этого вы поработаете с карточками-помощницами. (Работа в парах.)

Карточка-помощница

Задания:

1. Внимательно прочитайте слова.

2. Определите на какие вопросы они отвечают.

3. Выделите одинаковую часть в словах.

4. Подумайте, можно ли определить время и число этих глаголов.

Везти, идти, проливать, петь.

4. Поиск решения проблемы

- Как же распознать неопределённую форму глагола?

- Используя карточку-помощницу, попробуйте сформулировать правило распознавания неопределённой формы глагола.(Выслушиваются ответы детей).

5. Физкультминутка. (Свободные движения под музыкальное сопровождение)

6. Проверка гипотезы

- Мы выслушали ответы, а теперь обратимся к учебнику и прочитаем правило.

Правильно ли мы сформулировали его?

- Прочитайте правило ещё раз. Закройте учебники и расскажите его соседу по парте. Зная правило, мы можем теперь ответить, как называются глаголы во фразеологизмах? По каким признакам мы можем их распознать?

7. Первичное закрепление

Цель: зафиксировать способ распознавания глаголов неопределённой формы.

- Давайте выполним тренировочные упражнения: № 412, с.180 (eстно), упр..№ 413, с.181. (Письменно с комментированием)

8. Самостоятельная работа

Цель: выявить сформированность способа узнавания глаголов неопределённой формы; тренировать способность к самоконтролю и самооценке.

- Как вы думаете, научились ли вы применять новые знания?

- Что нужно сделать, чтобы это определить? (Выполнить самостоятельную работу)

Прочитайте текст на карточке № 2, найдите глаголы в неопределённой форме и запишите их в тетрадь.

Карточка № 2

Что собой представляет рыба-меч?

Рыба-меч обитает в тёплых и умеренно холодных морях. Достаточно посмотреть на неё, чтобы понять, откуда взялось такое название. Её передняя челюсть вытянута, словно меч, и эта рыба хорошо умеет пользоваться своим страшным оружием. Не раз ей удавалось пробивать своим мечом днища деревянных судов. Рыба-меч относится к самым крупным морским рыбам. Длина её может достигать 5 метров, а вес 500 килограммов. Она может плыть со скоростью от 80 до 100 километров в час. На первый взгляд её очень легко спутать с рыбой-пилой. Но та принадлежит к семейству акул, и по обеим сторонам её пилы растут зубы.

Проводится взаимопроверка по образцу. (Эталон на доске)

- Если не было ошибок, поставьте на полях “+” , а те, кто допустил ошибки “?”.

9. Рефлексия

Цель: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; провести самооценку собственной деятельности на уроке.

- Вспомните, какое у нас было затруднение? Удалось ли нам справиться с ним?

Поднимите руки, у кого были ошибки в последнем задании. (Выяснить причины).

- Как бы вы оценили свою работу на уроке?

10. Домашнее задание: упр.416, с.181. (Инструкции по выполнению). Правило.