Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.
Цель: формирование представления учащихся о неопределённой форме глагола.
Задачи:
обучающая: научить детей распознавать глаголы в неопределённой форме.
развивающая: развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения.
воспитывающая: воспитывать интерес к предмету, уважение к русскому языку.
Оборудование: плакаты “Крылатые слова” (2 шт.), карточка № 1 каждому ученику, карточка-помощница на каждую парту, модель задач каждого урока, карточка для самостоятельной работы № 2 каждому ученику, эталон для проверки самостоятельной работы.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности
Я рада новой встрече,
Мне с вами интересно, друзья!
Интересные ваши ответы
С удовольствием слушаю я.
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошёл каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
- Какую часть речи мы изучаем?
- Сегодня мы продолжим работу по теме “Глагол”
- Какие общие задачи мы ставим перед собой на каждом уроке?
Модель на доске:
- Повторить
- Узнать
- Научиться
- Как мы организуем свою работу?
(Мы должны повторить уже имеющиеся у нас знания, получить новое и научиться его применять).
2. Актуализация ранее изученного
- А что мы уже знаем о глаголе?
- Используя свои знания, выполните задания на карточке № 1, которая лежит у каждого из вас на парте.
Карточка № 1
Задание: в скобках укажите время глаголов и число.
Говорит с другом ( )
Едут в гости ( )
Пролил молоко ( )
Присел на стул ( )
Играют в домино ( )
Улыбнётся другу ( )
Проверка: устный ответ, опора на знания.
- У кого всё правильно, тот на листочке ставит знак “+” , у кого есть хотя бы одна ошибка, ставит “?”.
- Мы поработали с карточками и с их помощью проведём чистописание.
- Найдите глаголы с приставками.
- Спишите по образцу.
На доску вывешиваются два плаката “Лить крокодиловы слёзы”, “Сесть в калошу” с вопросами: что делать? что сделать?
- Посмотрите ещё раз на глаголы, которые вы выписали.
Используя эти глаголы и плакаты, с написанными на них вопросами, составьте фразеологизмы. Как вы их понимаете? (Выслушиваются ответы детей)
Составленные фразеологизмы учитель фиксирует на доске.
- Запишите получившиеся фразеологизмы на обратной стороне карточки № 1.
- Найдите глаголы, определите время и число.(Выслушиваются ответы детей)
3. Постановка учебной задачи
Цель: зафиксировать проблемную ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний учащихся; выдвижение гипотезы.
- Вы по-разному определили время и число глаголов. У кого-то не получилось. Как же определить, кто из вас прав? В чём возникло затруднение?
Может быть, это какая-то новая форма глагола, которую вы не смогли определить?
- Как бы вы сформулировали тему сегодняшнего урока?
- Что мы должны узнать? (Что такое неопределённая форма глагола).Чему должны научиться? (Распознавать глаголы в неопределённой форме).
- Давайте попробуем разобраться, что такое “неопределённая форма глагола”.
- А для этого вы поработаете с карточками-помощницами. (Работа в парах.)
Карточка-помощница
Задания:
1. Внимательно прочитайте слова.
2. Определите на какие вопросы они отвечают.
3. Выделите одинаковую часть в словах.
4. Подумайте, можно ли определить время и число этих глаголов.
Везти, идти, проливать, петь.
4. Поиск решения проблемы
- Как же распознать неопределённую форму глагола?
- Используя карточку-помощницу, попробуйте сформулировать правило распознавания неопределённой формы глагола.(Выслушиваются ответы детей).
5. Физкультминутка. (Свободные движения под музыкальное сопровождение)
6. Проверка гипотезы
- Мы выслушали ответы, а теперь обратимся к учебнику и прочитаем правило.
Правильно ли мы сформулировали его?
- Прочитайте правило ещё раз. Закройте учебники и расскажите его соседу по парте. Зная правило, мы можем теперь ответить, как называются глаголы во фразеологизмах? По каким признакам мы можем их распознать?
7. Первичное закрепление
Цель: зафиксировать способ распознавания глаголов неопределённой формы.
- Давайте выполним тренировочные упражнения: № 412, с.180 (eстно), упр..№ 413, с.181. (Письменно с комментированием)
8. Самостоятельная работа
Цель: выявить сформированность способа узнавания глаголов неопределённой формы; тренировать способность к самоконтролю и самооценке.
- Как вы думаете, научились ли вы применять новые знания?
- Что нужно сделать, чтобы это определить? (Выполнить самостоятельную работу)
Прочитайте текст на карточке № 2, найдите глаголы в неопределённой форме и запишите их в тетрадь.
Карточка № 2
Что собой представляет рыба-меч?
Рыба-меч обитает в тёплых и умеренно холодных морях. Достаточно посмотреть на неё, чтобы понять, откуда взялось такое название. Её передняя челюсть вытянута, словно меч, и эта рыба хорошо умеет пользоваться своим страшным оружием. Не раз ей удавалось пробивать своим мечом днища деревянных судов. Рыба-меч относится к самым крупным морским рыбам. Длина её может достигать 5 метров, а вес 500 килограммов. Она может плыть со скоростью от 80 до 100 километров в час. На первый взгляд её очень легко спутать с рыбой-пилой. Но та принадлежит к семейству акул, и по обеим сторонам её пилы растут зубы.
Проводится взаимопроверка по образцу. (Эталон на доске)
- Если не было ошибок, поставьте на полях “+” , а те, кто допустил ошибки “?”.
9. Рефлексия
Цель: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; провести самооценку собственной деятельности на уроке.
- Вспомните, какое у нас было затруднение? Удалось ли нам справиться с ним?
Поднимите руки, у кого были ошибки в последнем задании. (Выяснить причины).
- Как бы вы оценили свою работу на уроке?
10. Домашнее задание: упр.416, с.181. (Инструкции по выполнению). Правило.