Профессия: электромонтер устройств СЦБ.
Тема по программе: “Монтаж и обслуживание ЭЦ малых станций”.
Тема урока: “Проверка устройств резервного питания на посту ДСП”.
Учебные цели урока: Ознакомить учащихся с технологией проверки устройств резервного электропитания на посту ДСП”.
Материально-техническое оснащение урока: мачтовый и карликовый светофоры, стрелочный электропривод, аккумулятор АБН-72, технологические карты, схема ЭЦ, сопутствующий материал.
Ход урока
I.Организационная часть (5 минут)
Рапорт старосты о наличии уч-ся. Проверка рабочей одежды и внешнего вида уч-ся.
II.Вводный инструктаж (45 минут)
1. Сообщение темы и цели урока.
2. Актуализация прежних знаний
а) учащиеся (4, 5 чел.) получают карточки с вопросами или тесты на которые должны ответить за 15 минут (Приложение № 1). Желательно использовать тесты:
1. Техника безопасности при
обслуживании систем ЭЦ.
2. Организация рабочего места при обслуживании
устройств ЭЦ.
3. Устройства электрической централизации.
б) все оставшиеся учащиеся делятся на 2 группы (при делении на группы можно использовать “жребий” или “расчет по номерам”). Обсуждают вопросы, которые ими же были составлены дома (по теме “Техническое обслуживание устройств электрической централизации) и выбирают 6-7 наиболее удачливых (вопросов столько, сколько в противоположной команде участников минус судьи). Кроме всего прочего выбирают двух учащихся – это будут судьи (как правило, наиболее сильные учащиеся).
Каждая команда закрепляет свои вопросы на “древе познания”, а команда – соперник вытягивают по очереди вопрос и сразу же отвечают. При ответе на вопросы учащиеся могут использовать имеющиеся в классе схемы, макеты и другие сопутствующие материалы.
Что должны делать судьи:
1. Оценить правильность ответа
2. Выбрать лучший вопрос.
Выигрывает та команда, которая лучше справилась с ответами на вопросы. И обязательно отметить учащегося, кто придумал самый лучший вопрос, и того, кто лучше всех ответил на вопрос. Итоги игры подводят наши судьи.
3. Формирование новых знаний и умений:
Прежде чем перейти непосредственно к рассмотрению изучаемой темы, необходимо каждому учащемуся раздать на каждую парту по одной технологической карте (лучше те, которые нам необходимы №69 и №75). Объяснить учащимся, что данные технологические карты устанавливают порядок производства основных работ при техническом обслуживании устройств СЦБ в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, Инструкции по техническому обслуживанию устройств СЦБ ЦШ/4616, Инструкции по обеспечению БДП при производстве работ по ТО и ремонту устройств СЦБ ЦШ/4397.
Далее преподаватель объясняет, что находится в технологической карте и на какие вопросы можно получить ответ непосредственно по карте. После этого, каждому учащемуся предлагается в течение 3 минут письменно, используя технологическую карту (1 вариант №69, 2 вариант № 75), ответить на вопросы:
- номер технологической карты?
- какое устройство обслуживается данной технологической картой?
- Наименование проверки?
- Как часто нужно производить проверку (периодичность)?
- Кто производить данную работу (исполнитель)?
- Что необходимо взять с собой для комплексного технического обслуживания?
Пример технологической карты:
УСТРОЙСТВА ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ. ОСНОВНЫЕ И РЕЗЕРВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ
ЦШ МПС |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА №69 |
|
Устройства электропитания (щитовая установка) |
||
Наименование работы |
Периодичность |
Исполнитель |
Осмотр электропитающей установки |
1 раз в квартал или в сроки, установленные начальником дистанции сигнализации и связи |
Электромеханик и электромонтер |
Инструменты, материалы: торцовые ключи 7х140; 8х140; 9х140; 10х140; 11х140; 14х140мм, отвертка 0,8х5,5х200мм, пылесос, переносная лампа, диэлектрические перчатки, шаблон предохранителя, кисть-флейц, технический лоскут.
Мы научились работать с картой, а значит можно переходить к изучению темы “Проверка устройств резервного питания на посту ДСП” (изучение данной темы происходит с использованием сопутствующих материалов). Рассматриваем те операции, которыми должен владеть электромонтер устройств СЦБ.
В 15-17 лет, как правило, большинство учащихся уже сталкиваются с обслуживанием аккумулятора. А значит, изучение материала проходим совместно с учащимися. Нам необходимо рассмотреть следующие вопросы:
- кислотные (свинцовые) аккумуляторы;
- проверка состояния кислотных аккумуляторов (осмотр, чистка, проверка уровня электролита, измерение плотности электролита);
- аккумуляторы щелочного типа;
- проверка состояния щелочных аккумуляторов (осмотр, чистка, проверка уровня электролита, измерение плотности электролита);
- неисправности щелочных аккумуляторов и способы их устранения (этот вопрос изучаем при помощи таблицы №1).
При изучении данных вопросов работаем с технологическими картами № 69 и № 75 и используем таблицу №1 “Неисправности щелочных аккумуляторов”
Таблица №1
Неисправность |
Причина |
Способ устранения |
Пониженная емкость | Снижение уровня электролита
Длительная работа с электролитом высокой плотности |
Довести уровень электролита до 25-30 мм
над контактными планками Откорректировать плотность электролита Повысить зарядное напряжение до 1,5-1,55 В на аккумулятор |
Пониженное напряжение | Внутреннее или внешнее короткое
замыкание Отсутствие контактирования |
Устранить короткое замыкание или
заменить аккумулятор Открутить верхние гайки и снять нижние уплотнительные гайки. Установить перемычки, закрутить верхние гайки. Очистить контактные поверхности от карбонатов, ржавчины, грязи. |
Раздутие отдельных аккумуляторов | Закупорка вентильной пробки | Вывернуть, строго соблюдая технику безопасности, вентильные пробки, прочистить отверстия для выхода газа. |
4. Закрепление материала вводного инструктажа:
а) учащиеся (2,3 чел.) получают тестовые задания на 3,4 мин. (Приложение №2);
б) фронтальный опрос уч-ся по следующим вопросам:
– действия электромонтера СЦБ при проверке щелочного аккумулятора; (вопросы прилагаются)
– действия электромонтера СЦБ при проверке кислотного аккумулятора. (вопросы прилагаются)
Фронтальный опрос учащихся можно проводить, используя древо “мудрости”. Технологические карты раздавались в произвольном порядке, на некоторых технологических картах (на 7-8), с обратной стороны может быть какой-либо условный знак. Учащийся, у которого есть этот знак, выходит к древу “мудрости”, срывает лист-вопрос и отвечает.
III. Упражнение учащихся и текущее инструктирование (5 часов)
1. Распределение уч-ся по рабочим местам предприятия.
2. Выдача практических заданий по содержанию резервных источников электропитания.
3. Выдача уч-ся технологической документации соответствующей практическому заданию.
4. Определение нормы времени на выполнение осмотра и ремонта следующих устройств электропитания:
а) осмотр электропитающей установки; (техн. Карта № 69)
б) проверка состояния кислотного аккумулятора;
в) проверка состояния щелочного аккумулятора.
5. Самостоятельная работа уч-ся под руководством мастера п/о и старшего электромеханика дистанции сигнализации и связи на следующих рабочих местах:
а) релейная группа КИП;
б) бесконтактная группа КИП;
в) механизированная сортировочная горка.
6. Целевой обход рабочих мест уч-ся.
7. Текущее инструктирование:
а) соблюдение последовательности технологического процесса;
б) правильное использование инструмента и оборудования;
в) организация рабочего места;
г) соблюдение уч-ся правил безопасности труда.
IV. Заключительный инструктаж (10 мин.)
Устройства СЦБ. Технология обслуживания, стр.366-370.