Цели урока:
- Образовательная – обобщить и проверить знания и умения учащихся по теме “Гидросфера”.
- Развивающая – развивать речь учащихся, мышление, познавательный интерес к предмету.
- Воспитательная – воспитывать чувство товарищества, коллективизма.
- Здоровье – сберегающая – следить за сменой видов деятельности учащихся на уроке, за правильной осанкой.
Тип урока: урок обобщения знаний
Формы обучения: индивидуальная, коллективная, работа в группах, парах
Оборудование:
- физическая карта мира;
- атласы;
- контурные карты;
- игра “Мяч – соседу”;
- словарные слова по теме “Гидросфера”;
- тесты;
- шифровки “радиограмм”;
- название станций;
- костюм сказочного персонажа Кикиморы;
- медали “Знатоку географии”;
- оформленный эпиграф:
“А еще жизнь прекрасна потому, что можно путешествовать”
Н.М. Пржевальский
Ход урока
1. Организационный момент: приветствие учащихся.
2. Объявление темы и целей урока учителем:
Есть на все в программе мера
Наша тема “Гидросфера”
Завершилась, как ни жаль,
И теперь зовет нас вдаль
Атмосфера – оболочка,
Только рано ставить точку:
Знания о гидросфере
Пригодятся детворе,
Нынче всем на удивление
Игровое повторение.
Каждый человек рожден мечтателем и путешественником. Читая книги Ж. Верна, Ферсмана, Обручева, мы стремимся ступить ногой на неизведанный, но манящий тайнами берег. Путешествия манят нас своими тайнами.
Эпиграфом нашего урока будут замечательные слова Н.М. Пржевальского “А еще жизнь прекрасна потому, что можно путешествовать”. А путешествовать мы будем по Гидросферии, которой на самом деле не существует. В дорогу возьмем наши знания и умения, полученные при изучении темы “Гидросфера”. Пора отправляться в путь.
3. Путешествие по станциям
Станция “Словарная”
Учитель: Без определенного словарного запаса нам по стране “Гидросферии” путешествовать нельзя, поэтому на этой станции каждому ряду нужно построить пирамиду из кирпичей, на каждом кирпиче написано словарное слово (Приложение 1), значение которого нужно объяснить. На вопрос отвечает тот, кто быстрее поднимет руку. Посмотрим, какой ряд выстроит выше пирамиду.
(Ответы учащихся)
Учитель: Молодцы, ребята, вы постарались и хорошо справились с заданием. Можно продолжить наше путешествие.
(Звучит веселая музыка. Выходит Кикимора)
Кикимора: А вот и я, что не ждали?
Учитель: Честно говоря, нет. Ты кто?
Кикимора: Не узнали что ли? Кикимора я! Собою пригожая, вся такая милая, нежная. Да, что это я с вами разговариваю, все равно не поймете. А вы что здесь делаете?
Учитель: Мы путешествуем по Гидросферии.
Кикимора: А я вас не отпущу, пока не ответите на мои вопросы.
Все готовы отвечать?
Ну, с чего бы нам начать?
Объясните для примера
Что такое Гидросфера?
(Ответ учащихся)
Кикимора:
А бывают ли вулканы
Не в горах, а в океанах?
И какой рельеф там дна?
Вам минуточка дана.
Кто на дне бывал не раз
Дайте образный рассказ.
(Ответы учащихся)
Кикимора: Молодцы, ребята, справились с моими вопросами. Ну, если вы такие умненькие, может расскажете что-нибудь интересное и загадочное про вашу Гидросферию?
(Сообщения учащихся:
“Озеро с гигантскими пузырями”,
“Озеро смерти”,
“Горящее” озеро”,
“Озеро – кастрюля”,
“Оазис пресной воды среди океана” (Приложение
2)
Учитель: Ну что, Кикимора, удивили тебя ребята своими рассказами?
Кикимора: Удивили. Сколько лет в воде живу, а про такое и не слыхивала. Пойду сейчас все водяному расскажу. Пока.
(Звучит музыка, Кикимора уходит)
Учитель: Ребята, пора заполнить журнал нашего путешествия для этого выполните предлагаемые в тесте задания. В таблицу ответов вписываете букву, которая соответствует, на ваш взгляд, верному ответу и данному номеру вопрос (Приложение 3а, 3б).
(Индивидуальная работа учащихся с тестом)
Учитель: Проверим ответы. Какое слово у вас получилось в ответе? Кто получил кодовое слово “Браво”, молодец!
Станция “Игровая”
Учитель: Поиграем в игру “Мяч – соседу”. У каждого из вас на столе лежит раздаточный материал в виде мяча, на котором вопрос. Ваша задача – ответить на вопрос соседа по парте.
(Подведение итогов: какой ряд “поймал” больше “мячей”)
Станция “Шифровальная”
Учитель: К нам пришли странные радиограммы. Я так понимаю, что это шифровки. Вам нужно расшифровать радиограммы: выбрать буквы русского алфавита, составить слово и объяснить его значение. Будем работать по группам (Приложение 4).
(Ответы учащихся)
Станция “Картографическая”
Учитель: В течение нескольких минут вам предстоит найти и исправить ошибки, а также обозначить данные географические объекты на контурной карте.
Гренландия – полуостров
Магелланов – остров
Аравийский – канал
Бискайский – пролив
Лена – озеро
Канадский Арктический – залив
(Учащиеся выполняют задание, а затем проверяют его друг у друга, обменявшись работами)
4. Подведение итогов урока
Учитель: Вот и подошло к концу наше путешествие. Пришло время подвести итоги и наградить самых активных ребят оценками и медалями “Знатоку географии”.