Разработка механизмов развития образовательных учреждений и перевод их в ситуацию “будущего” требует изменения системы педагогической деятельности и новых требований к профессионализму учителя. Процедура поиска в большинстве случаев совершается посредством перебора возможных вариантов, методом “проб и ошибок”. В то же время в современной методологии укрепилась точка зрения, согласно которой, по утверждению В.В.Давыдова, “в качестве основного механизма развития социальной практики выступает процесс её проектирования. Проектирование в социальной сфере предполагает целенаправленное создание новых форм деятельности, сознания и мышления людей – вначале с помощью опережающих представлений, а затем путём реализации соответствующего проекта”.
Исходя из вышеизложенного, организация в школе непрерывного образования педагогов построена на проектной технологии. Изменение размеренного темпа жизни не может не вызвать сопротивления со стороны учителей. Поэтому, с одной стороны, перед администрацией школы стоит задача организации непрерывного образования для учителей, с другой – преодоление сопротивления со стороны педагогов внедрению новой системы непрерывного образования.
Для нашей школы - муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №8 города Ковров Владимирской области, эти изменения начались с 2005 года утверждением программы развития школы по формированию ключевых компетенций учителя через организацию непрерывного образования. Результатом работы педагогического коллектива являются следующие достижения:
- 2007 год - победитель конкурса школ, внедряющих инновационные программы в рамках приоритетного национального проекта “Образование”.
- 2007 год - призер областного смотра – конкурса на лучшее образовательное учреждение по экологической и природоохранной работе.
- 2007 год – победитель областного смотра – конкурса на лучшую школу года по организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в номинации “Лучшая городская школа”.
- 2007 год - Международная конференция – выставка “Информационные технологии в образовании 2007”, выступление с докладом .
- 2008 год - обобщение опыта на областном конкурсе научно-методических материалов, программ и проектов “Учись на здоровье”.
- 2008 год - Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”, публикация.
- 2008 год - участие в международном научно-педагогическом эксперименте “Развитие учителя и учащихся через формирование компетенций” (свидетельство № 91028004), публикации.
- 2009 год - представление опыта работы школ, реализующих инновационные программы - победители национального проекта “Образование”.
Опыт школы обобщен на уровне области и опубликован в сборнике “От успешного руководителя – к успешной школе”.- Владимир, ВИПКРО, 2009 г.
- 2009 год - выступление на областном межведомственном семинаре “Роль психолога в профилактике негативных явлений в молодежной среде”, выступление .
- 2009 год - Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов развивающего обучения “От призвания к призванию”.
- 2009 год - городской смотр-конкурс школьных библиотек (победитель), конкурс школьных методических объединений (лауреат), городской конкурс методических разработок уроков с использованием ИКТ.
- 2009 год - областной конкурс мультимедийных презентаций, конкурс проектов в сфере инновационного менеджмента (лауреат).
- 2009 год - Российская Академия образования Центр дистанционного образования “Эйдос” (публикация).
- 2009 год - открыта областная экспериментальная площадка “Формирование позитивных жизненных стратегий личности”.
- 2010 год - Всероссийская научно-практическая конференция “Акмеологическая наука и качество образования” (публикация).
- 2010 год - Межрегиональная научно-практическая конференция (публикация).
Решение в школе проблемы непрерывного образования кадров мы рассматривали с позиций: проектирования учителем непрерывного образования. Учитель, не владеющий навыками проектирования собственного образования, не может этому учить других.
Повышения ответственности педагогов за эффективность прохождения курсовой подготовки. Традиционным для школы остается планирование администрацией образовательного учреждения курсовой подготовки учителей. Как следствие, решаются вопросы планирования и контроля посещения курсов и не всегда достигается эффективность от курсовой подготовки. Поэтому мы делегируем право выбора курсов, сроков и форму прохождения курсовой подготовки самим педагогам, возлагая на них ответственность за свой выбор.
Удовлетворения потребностей профессионального совершенствования каждого учителя с учетом его запросов и проблем; мотивации переобучения педагогов, не имеющих педагогического образования.
Обучение педагогических кадров в нашей школе решается проектированием педагогом своего непрерывного образования с учетом своих профессиональных потребностей, проблем и выбором наиболее приемлемых для себя формы и сроков реализации. Инновационная стратегия непрерывного образования предполагает четырёхуровневую структуру организации: образовательное пространство России (федеральный), образовательное пространство субъекта федерации (региональный), образовательное пространство города (муниципальный), образовательное пространство школы. Такой подход позволяет сохранить целостный характер соответствия вертикальным целям. Механизмом реализации проектирования непрерывного образования выступает учебный план, разработанный на основании федеральных требований к профессионализму педагога. Инвариантная часть является федеральным компонентом повышения квалификации. Содержание вариативной части может корректироваться в зависимости от запросов образовательного учреждения, города, области, так и самого учителя. При этом учебный план рассматривается как совокупность модульных программ, выбранных педагогом в логике повышения квалификации над темой самообразования, с указанием конкретных сроков их освоения. В вариативной части педагогическим работникам предложено: совершенствование педагогического мастерства, совершенствование профессиональной компетентности, формирование позитивного имиджа педагога.
Проектируя свой образовательный маршрут повышения квалификации, учитель не просто “совершенствует” какие-то характеристики, а изменяет в целом уровень профессиональной компетентности.
Таким образом, с одной стороны мы удовлетворяем профессиональные потребности учителей, предлагая набор методических услуг, сочетая традиционные формы курсовой подготовки с практической деятельностью педагогов в самом образовательном учреждении на добровольной основе и ответственностью педагогов за свой выбор проектирования, предупреждая сопротивления со стороны педагогов. С другой – решаем проблему непрерывного образования педагогических кадров в образовательном учреждении.
Проектирование непрерывного образования обеспечивает возможность самоопределения, самообразования, саморазвития, самореализации, удовлетворения личных потребностей самого педагога с возможностью планировать свое время при обучении и выбирать форму обучения.
Для меня, как для руководителя, проект помог избежать сопротивления педагогического коллектива при решении проблемы непрерывного образования педагогов с целью соответствия новым требованиям современного образования в школе, экономить финансовые средства, повысить ответственность педагогов за эффективность прохождения курсовой подготовки.
В целом для школы – повышение имиджа школы на уровне города и на уровне области благодаря повышению качества школьного образования и воспитания, повышению профессионализма педагогов (обобщение педагогами своего опыта на уровне области с занесением в региональный банк данных).
Для педагогов – повышение квалификации, проектирование своего непрерывного образования и как результат – повышение активности педагогов: участие в конкурсах, в конференциях, обобщение опыта через публикации.
Ученики обрели квалифицированных педагогов.
Планируя введение непрерывного образования педагогов через проектирование индивидуального учебного плана каждого учителя, мы учитывали проблемы школьного коллектива – это состоявшийся, опытный педагогический коллектив, не испытывающий особого желания к введению изменений.
Проектирование непрерывного образования педагогов сначала было организованно только на добровольной основе: привлекались те педагоги, которые испытывают потребность в повышении своего образования. Для остальных педагогов были учтены возможные недостатки при организации проектирования непрерывного образования:
- неверно выбранные приоритеты в мотивации педагогов;
- формализация в работе педагогов;
- отсутствие качественной системы оценки деятельности в новом направлении.
Преодолению препятствий способствовали:
- проведение мониторинга по выявлению ценностей, проблем у педагогов с целью согласования программ обучения, сроков и предупреждения сопротивления коллектива при введении учебного плана непрерывного образования педагогов;
- новая культура управления с персонифицированной ответственностью педагогов за свой выбор и результаты своего труда;
- навыки проектирования образовательного маршрута учащихся и перенос их для проектирования непрерывного образовательного маршрута взрослых.
Внедрению проекта по организации непрерывного образования педагогов способствовали:
- владение техникой составления учебного плана для учащихся и перенос на учебный план для педагогов;
- использование материалов мониторинга профессиональных качеств, ценностных ориентаций педагогов;
- использование информационно-методического банка опыта педагогов;
- привлечение педагогов, обладающих способностями к постоянному самообразованию.
Для внедрения в образовательный процесс
проекта “Формирование компетентного учителя
через проектирование непрерывного образования”
в школе созданы условия: