Внеклассное чтение в начальной школе. Произведения Н.Н. Носова

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • обобщить знания о творчестве детского писателя Н.Н. Носова;
  • развивать речь, мышление, интерес к чтению;
  • формировать выразительное, осознанное чтение.

Оборудование: выставка книг Н. Носова, детские рисунки к рассказам, кроссворд, цветик-семицветик с отрывками произведений, черный ящик с предметами.

Оформление доски:

Фотография.
Николай Николаевич Носов
(1908–1976)

Заплатка.
На горке.
Живая шляпка
Огурцы. Огородники.
Приключения Незнайки.
Федина задача.
Телефон.
Фантазеры.
Мишкина каша.

Ход урока

1. Вступление.

К нам пришли сегодня гости. Мы им, конечно, рады. Повернитесь к ним и улыбнитесь – поделитесь своею радостью. Они вам тоже улыбнутся. От наших улыбок в классе стало так тепло и уютно! Правда? А о ком пойдет речь на сегодняшнем уроке внеклассного чтения, мы узнаем, если отгадаем небольшой кроссворд. Вспомним великих всем известных поэтов и писателей.

2. Кроссворд.

1) Автор сказки о мертвой царевне и о семи богатырях? (А.С. Пушкин)
– А еще какие сказки он написал?

2) Автор рассказа “Акула”? (Л.Н. Толстой)
– Еще какие произведения он написал?

3) Автор произведения “Мороз-воевода”? (Н.А. Некрасов)

4) Великий русский баснописец? (И.А. Крылов)

5) Советский писатель, автор сказки “Мойдодыр”. (К.И.Чуковский)

– Сегодня будем говорить о творчестве Николая Николаевича Носова. Мы вспомним рассказы и повести этого автора, узнаем новое о писателе.
– Каким же человеком он был? (Выступление ученика.)
– Николай Николаевич Носов родился в 1908 г. в г. Киев, в семье актера. После окончания школы учился в Москве, в институте кинематографии. Он работал режиссером, поставил немало мультфильмов, научных и учебных фильмов. О том, чтобы стать писателем, он и не думал.
– Он был человеком необщительным, замкнутым. От природы обладал разнообразными талантами. О себе Николай Николаевич написал: “В школьные годы мечтал стать музыкантом, потом забросил скрипку, увлекся химией, готовился к поступлению на химический факультет, потом передумал и поступил в Художественный институт, работал в кино, потом стал детским писателем”.
– Кто знает, как получилось, что Николай Носов стал писать? (Выступление ученика.)
– Подрастал сын и просил все новых и новых сказок. И вот Носов стал сочинять для него забавные рассказы, которые все так полюбили. (Так же стал писателем и Корней Иванович Чуковский.)

3. – Хорошо ли вы помните произведения Носова?

Игра “Черный ящик”.

– Я буду доставать из “черного ящика” предметы, а вы должны угадать из какого рассказа. (Шляпа, телефон, брюки с заплаткой, кастрюля, задачник, коньки, огурец, лопата.)

4. Викторина “Цветик-семицветик”.

-Насколько внимательно читали рассказы Носова, мы сейчас узнаем. Желающие могут взять по 1 лепестку, прочитать выразительно отрывок из рассказа, угадать название и вспомнить содержание. (Можно посоветоваться, работать в паре.)

Отрывки из рассказов:

1.Телефон. 2.Мишкина каша. 3.Федина задача. 4.Огородники. 5.Огурцы. 6.Приключения Незнайки.

– Почему в телефоне хрюкало? Чем закончился рассказ? Понравились ли вам Мишка и автор?
– Смогли ли ребята съесть кашу? Почему? В чем ошибка Мишки?
– Смог ли Федя решить задачу? Главная мысль этого рассказа?
– Веселый или грустный этот рассказ? Понравился ли Мишке выделенный участок под огород? Что он придумал? Чему учит нас автор?
– Чему учит рассказ “Огурцы”? Что можно сказать о Павлике? Маме и стороже?
– Почему Незнайка главный герой? (Он смешной, неумелый, торопливый). Кто еще живет в Цветочном городе?

Появляется Незнайка. (Ученик-старшеклассник.)

– Ребята, хорошо что вы вспомнили меня, я не утерпел и выпрыгнул ненадолго со страниц книг. Знаечка попросил разнести срочные телеграммы, а я не могу. Помогите!

Дети читают телеграммы, определяют рассказ и отправителя.

“Горка получилась хорошая. Скользкая”.
(Котька. “На горке.)

“Васько, миленький, как же ты туда попал?”
(Вадька. “Живая шляпа”.)

“Разве солдатам мамы штаны зашивают?”
(Бобка. “Заплатка”.)

5. Инсценировка диалога из рассказа “Фантазеры”.

– Что общего, чем отличаются рассказы Носова от рассказов других авторов? Как автор относится к своим героям? Можно сказать, что он смеется над ними?
– Веселые рассказы вызывают у людей улыбку и смех. А смех – дело серьезное. Совсем не смешно, если ребенок смеется над попавшим в беду товарищем. Важно научиться видеть по-настоящему смешное в жизни, понимать шутки окружающих людей, уметь рассказать самому о каком-либо забавном случае. В этом нам помогают рассказы Н. Носова.

6. Чтение рассказа “Интересное происшествие” (с.87).

Словарная работа: происшествие – случай, бегут гурьбой-толпой, путаница – то, что трудно понять.

Самостоятельное чтение учащихся рассказа “Интересное происшествие”

Работа над содержанием:

– Почему Костя Шишкин попал не в свой класс? На какой урок он пришел? Каким был Костя?

Чтение по ролям отрывка (разговор Кости с учительницей).

– Об интересных приключениях Кости Шишкина и Вити Малеева можно узнать из книги “Витя Малеев в школе и дома” Н.Н. Носова.

7. Выставка рисунков учащихся к произведениям Н. Носова. Рассказы учащихся по рисункам.

8. Обобщение. Литературная игра. Буква “Н”.

  1. Фамилия писателя.
  2. Герой произведения.
  3. Название произведения.