Проблемы организации учебно-воспитательного процесса учащихся-спортсменов старших классов на уроках обществознания

Разделы: История и обществознание


Для спортсменов школьного возраста в России и, в частности в Санкт-Петербурге, существуют специальные образовательные учреждения, позволяющие им сочетать занятие спортом с учебой. Это в первую очередь Техникум олимпийского резерва № 1, где, в том числе, обучаются и учащиеся 8-11 классов.

Сложность и проблемы успешной реализации целей учебно-воспитательного процесса учащихся-спортсменов старших классов связаны с организацией их спортивной деятельности, а также психологическими особенностями данной категории подрастающего поколения.

Ввиду того, что большинство из них являются членами юношеских сборных Санкт-Петербурга и России, время на получение образования у них очень ограничено. Связано это с тем, что ребята тренируются два раза в день (до уроков и после них), а также регулярно выезжают на учебно-тренировочные сборы и соревнования.

Кроме того, являясь успешными спортсменами, многие учащиеся уверены в том, что учебная деятельность гораздо легче спортивной, и без приложения особых усилий хороший результат гарантирован. Слабую мотивацию учебной деятельности имеют большинство из них. При этом учащиеся-спортсмены разных видов спорта имеют свои психологические особенности (нельзя забывать и о возрастных). Есть и ещё один важный момент. В отличие от общеобразовательных школ, гимназий и т.п., где хороший учитель, классный руководитель является очень авторитетным человеком для своих учеников и их родителей, для учащихся-спортсменов таким человеком является тренер, с которым они связывают свои победы и свое будущее. Поэтому учителю приходится прилагать гораздо больше усилий, чтобы быть услышанным учеником и на уроке, и в повседневном общении, без которого невозможно правильно сориентировать ребят на необходимость учебной деятельности, на достижение в ней максимально возможного положительного результата.

Исходя из вышеизложенного, для успешной реализации целей современного образования учителю обществознания в данном образовательном учреждении приходится решать довольно сложные задачи. Во-первых, проблема социализации выпускников 11-х классов (каждый год около 100 человек) стоит особенно остро. Опыт 90-х годов прошлого века, да и нынешние события показывают, что спортсмены, которые по различным причинам не смогли остаться в спорте высших достижений, могут легко оказаться в криминальной среде, которая с удовольствием использует их физическое развитие. Поэтому вопрос приобщения учащихся к общечеловеческим ценностям является одним из приоритетных. Во-вторых, каждый ученик должен освоить обязательные образовательные компетенции и “научиться учиться”, чтобы иметь возможность в дальнейшем организовать свою жизнь и вне спорта. В-третьих, обществознание является предметом, результаты ЕГЭ которого необходимы при поступлении в ныне престижные ВУЗы на популярные специальности. Поэтому подготовка учащихся к успешной сдаче экзамена также занимает важное место в работе учителя.

В условиях дефицита учебного времени у каждого учащегося, узости их кругозора только личностно-ориентированный подход и выстраивание индивидуальных образовательных троекторий позволяют получить положительные результаты. Поэтому учителю необходимо постоянно самосовершенствоваться и внедрять в учебный процесс современные педагогические технологии, не забывая при этом и хорошо зарекомендовавшие себя старые, при этом вести тщательный их отбор, так как далеко не все образовательные технологии могут использоваться в работе с учащимися-спортсменами.

Итак, основные технологии, используемые на уроках обществознания и во внеклассной работе по предмету.

  1. Лекции с использованием компьютерных презентаций.
  2. Репродуктивные и эвристические беседы.
  3. Работа с учебником.
  4. Зачеты.
  5. Тестирование.
  6. Терминологический диктант.
  7. Работа со СМИ, Интернетом.
  8. Метод проекта.
  9. Дистанционное обучение.
  10. Учебная экскурсия.

Лекции с использованием компьютерных презентаций. При практическом отсутствии времени на выполнение домашнего задания, основной теоретический материал учителю необходимо дать на уроке. Получению и усвоению знаний способствуют компьютерные презентации с основными тезисами темы.

Репродуктивные и эвристические беседы. Для активизации познавательной активности учащихся и развития их интеллектуальных компетенций в лекции обязательно вводятся элементы беседы, хотя принимать в них участие могут далеко не все учащиеся.

Работа с учебником. Традиционный вид работы. Однако, разнообразие форм учебного материала позволяет развивать многие виды компетенций.

Зачеты. Итоговые зачеты по пройденным темам проводятся систематически, так как большинство учеников 10-11 класса не имеют возможности посещать уроки регулярно. Контроль усвоения знаний происходит именно на зачетах, которые проводятся в различных формах.

Тестирование. Требование времени и ЕГЭ. Проводится регулярно: обучающие, по темам урока и контрольные по итогам темы раздела.

Терминологический диктант. Их проведение необходимо и для контроля степени усвоения основной информации, и для некой систематизации имеющихся у ученика знаний. Для этого контрольные термины комплектуются таким образом, чтобы ученику была видна их взаимосвязь.

Работа со СМИ, Интернетом. Технология необходима для расширения кругозора учащихся-спортсменов и для развития их прикладных компетенций. Кроме того, использование Интернета позволяет усилить интерес учеников к предмету, так как это их родная стихия, и поднимает авторитет учителя.

Метод проекта. Используется непосредственно в учебном процессе и во внеклассной работе по предмету. Долгосрочное проектирование (от четверти до трех) позволяет принять участие в нем практически всем учащимся, помогает их саморазвитию и дает реальную психологическую уверенность в возможности самореализации вне спорта.

Дистанционное обучение. Новая технология, появившаяся в техникуме в этом учебном году. Она предназначена в первую очередь для студентов техникума. Сложность её использования в работе со старшеклассниками заключается в низкой мотивации их учебной деятельности. Однако, с учащимися, находящимися на учебно-тренировочных сборах и при этом, готовящимися к ЕГЭ по обществознанию, эта технология применима и сейчас внедряется на уровне эксперимента.

Учебная экскурсия. Способствует расширению кругозора учащихся, хотя, к сожалению, дефицит времени не дает возможности организовывать их часто. Основными музеями в Санкт-Петербурге в этом направлении является Музей политической истории и Музей истории религии.

Таким образом, для учащихся-спортсменов получение полноценного общего среднего образования является определенной социальной защитой для его самореализации в будущей взрослой жизни. Большая роль в реализации этой цели принадлежит учителю обществознания.