ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ: воспитывать чувство доброжелательности, внимания к окружающим людям. Формировать положительные эмоции.
КОРРЕКЦИОННАЯ ЦЕЛЬ: коррекция эмоциональной сферы, на основе изучения основных способов общения: речи, мимики, жестов; коррекция межличностных отношений на основе доброжелательного отношения воспитанников друг к другу, коррекция памяти на основе запоминания и воспроизведения.
– Ребята, наше занятие будет посвящено общению. Кто знает, что такое общение?
– Общением можно назвать простой обмен новостями между людьми. Ведь по тому, что тебе рассказывает человек и как он это делает, о чём он волнуется, чем интересуется, можно многое понять о его внутреннем мире и о его характере. Общение между людьми происходит постоянно, но, конечно, всегда по – разному. Это может быть задушевная беседа двух друзей, или шумная игра во дворе, или совместное выполнение домашнего задания, или разговор по телефону. В магазине, на улице, в классе, в театре – везде, где есть хотя бы ещё один человек, мы вступаем в общение. Общаясь с самыми разными людьми, мы накапливаем опыт общения.
Ребята, на занятии, я открою вам пять секретов общения, которые помогут вам найти друзей, научат правильно общаться.
1. НАЗЫВАЙ СОБЕСЕДНИКА ПО ИМЕНИ, И ОН БУДЕТ ОБРАЩАТЬСЯ К ТЕБЕ ТАК ЖЕ!
– Ребята, кто из вас скажет, кого мы называем “собеседником”?
– СОБЕСЕДНИК-человек, вступающий с вами в разговор. Собеседник может быть один, а так же их может быть несколько. Это новое слово, его мы поместим в колонку новых слов.
– Каждый из вас любит, когда к нему обращаются по имени и обижается на прозвище.
– Когда я была маленькой, мои родители называли меня разными именами: Оля, Оленька, Олечка.
– А вы как бы хотели, чтобы вас называли?
– Сейчас мы поиграем в игру. Условия её такие: мы будем передавать друг– другу мяч, называя друга по имени, причём, имя одного человека не должно повторятся.
Игра “Назови по имени”
– Ребята, а можно ли, к взрослому человеку обращаться на “ты” и по имени?
– Конечно же, нет! А как мы должны обращаться к старшим, если они не родственники?
– Мы должны обращаться по имени и отчеству.
– Давайте же повторим первое правило и запомним его.
– Чаще всего наше общение происходит с помощью речи: мы что-то рассказываем, объясняем, отвечаем, друг другу, то есть разговариваем. Речь – это важнейший инструмент общения. Но важно не только то, что мы говорим, но и как мы это делаем.
– Перейдём ко второму секрету.
1. БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН К ТЕМ, КТО ТЕБЯ ОКРУЖАЕТ, И ЛЮДИ БУДУТ УВАЖАТЬ ТЕБЯ !
– С помощью слова можно приласкать и прогнать, огорчить и согреть , обидеть и утешить.
Необходимо всегда думать, прежде, чем что-то говорить.
– Сейчас я буду зачитывать строки из сказок.
Задание: Назвать имя сказочного героя, который утешает того, кто попал в трудную жизненную ситуацию.
Не плачь, дед, не плачь, баба, Я снесу вам другое яичко, Не золотое – простое. Утро вечера мудренее. |
Не тужи, Иван– Царевич, Ложись лучше спать, |
Это всё пустяки, Дело то житейское. |
Не печалься, ступай себе с Богом! Будет твоя старуха царицей. |
– Быть внимательным к людям, это значит не быть безразличным к ним. Старайтесь не обижать окружающих вас людей ни делом, ни словом. Слово ,порой, ранит больнее. Прослушайте стихотворение Душана Родовича “Друзья”.
Если плачет кто–то рядом,
Если слёзы льются градом,
Подойдите вы к нему
И спросите: “Почему?”
Это, дети, сделать надо –
Плохо плакать одному.
– Оказывается, что при разговоре мы понимаем не только речь, но и выражение лица, позу и жесты собеседника, то есть его мимику и пантомимику.
МИМИКА – это различные выражения лица.
Задание: Каждый из вас возьмёт карточку с заданием и изобразит указанное выражение лица, а мы найдём соответствующую пиктограмму.
Напомню! ПИКТОГРАММА-это изображение лиц людей в различных эмоциональных состояниях.
ПАНТОМИМИКА – разнообразные позы и жесты.
Задание: Каждый из вас возьмёт карточку с заданием, прочитает её про себя и покажет жест. Все остальные будут угадывать, что этот жест означает.
На карточках:
Поздороваться Согласиться Не согласиться |
Остановить машину Попросить разрешения на уроке Попрощаться |
– Ребёнок неумеющий говорить, сжимает и разжимает вытянутую ручку. ( ДАЙ !)
– Опытные путешественники знают, что одни и те же жесты в разных странах могут иметь разные и даже противоположные смыслы. Известный пример: мы , когда соглашаемся, киваем головой вверх– вниз, а в Болгарии то же самое движение обозначает , наоборот , несогласие.
В нашей стране, поднимая плечи, мы показываем, что не знаем ответа на вопрос и растеряны. В Италии или Испании этим жестом можно обидеть собеседника: там это обозначает не приставай, отстань.
– Ребята! В какой стране вы бы не были, обязательно улыбайтесь собеседнику и у вас станет больше друзей!
3. УМЕЙ ВНИМАТЕЛЬНО СЛУШАТЬ ДРУГОГО, И ТЫ УЗНАЕШЬ МНОГО НОВОГО!
– В разговоре нельзя перебивать собеседника. Того, кто постоянно вмешивается, мешает общению, называют невоспитанным человеком.
– Бывают ситуации, когда необходимо спросить что-то очень важное. Как поступить в таком случае?
– Необходимо попросить разрешения.
– Какие слова вам для этого понадобятся?
– Извините, можно я вас перебью.
Общаясь с людьми важно, с какой интонацией они говорят с тобой.
ИНТОНАЦИЯ – это изменение (повышение или понижение) тона речи.
Задание: Детям предлагается повторить с разной интонацией предложение (радостно, зло, задумчиво, с обидой); “Я получил три!”
Разберём данный пример. Какой ученик учится на 4 и 5? С какой интонацией он скажет о своей оценке?
4. БУДЬ ВЕЖЛИВ, И У ТЕБЯ БУДЕТ МНОГО ДРУЗЕЙ!
– Каждый человек своё доброе отношение к окружающим может выразить при помощи определённых слов. Их называют “добрыми” (“или волшебными”) словами. Ими мы постоянно пользуемся, они помогают нам строить добрые отношения с окружающими нас людьми. К ним относятся слова приветствия, благодарности, просьбы, извинения за причинённые неудобства, за нанесённую обиду. “Какие вежливые слова вы знаете?”
Задание: Дети читают наизусть стихи, заученные к занятию.
*– ЗДРАВСТВУЙ, тётушка Сорока! Ты куда летишь? – Далёко! С новостями на хвосте Нужно мне успеть везде! |
* – Слонёнок, ты на хвост мне сел! – ПРОСТИ, Мартышка, не хотел! Слонёнок долго извинялся, Ну а потом… с хвоста поднялся. |
*– Эй, ПРИВЕТ, соседка-Мышь! Может, в гости пригласишь? – Извини, голубчик– Кот, Очень узкий в норку вход! |
*– Хочешь, Белка, на тележке Подвезём твои орешки? – Ну конечно же, СПАСИБО ! Вы мне очень помогли бы ! |
* – Поешь овса из корыта, ПРИЯТНОГО АППЕТИТА! – Спасибо!– Лошадка сказала,- Но этого мне очень мало! |
*– БУДЬТЕ ЛЮБЕЗНЫ! И БУДЬТЕ ДОБРЫ! Дом наш покрасьте, друзья-маляры! – Мы с удовольствием выкрасим дом, Только вот кисти и краски найдём! |
* Так набегался Щенок, Прямо валится он с ног! Засыпает и бормочет: – Всем, всем, всем СПОКОЙНОЙ НОЧИ! |
* -Куда, Козлёнок, держишь путь? – А… всё равно! Куда –нибудь! – Тогда СЧАСТЛИВОГО ПУТИ! Скорей куда-нибудь прийти! |
* Подарили Хрюшке Пряники и сушки. Рада Хрюшка:-Хрю-хрю-хрю! Вас, друзья, БЛАГОДАРЮ! – Какие волшебные слова вы услышали? |
Игра: “Магазин вежливых слов”
На полках в магазине стояли вежливые слова благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста), приветствия (здравствуйте, добрый день, доброе утро, добрый вечер), извинения (извините, простите, жаль), прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи). Но вдруг подул ветер, и все слова упали и перепутались. Надо их снова расставить по полкам.
– Молодцы, справились с заданием!
Таблички: “Слова благодарности”, “Слова приветствия”, “Слова извинения”, “Слова прщания”
5. УМЕЙ ПОСТАВИТЬ СЕБЯ НА МЕСТО ДРУГОГО!
С. Маршак
“Ежели вы вежливы”
Ежели вы вежливы
И к совести не глухи,
Вы место без протеста
Уступите старухе.
Ежели вы вежливы
В душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете
Взобраться инвалиду.
Ежели вы вежливы.
То, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки.
Ежели вы вежливы
Поможете вы маме
И помощь ей окажите
Без просьбы-то есть сами.
Ежели вы вежливы,
То в разговоре с тётей,
И с дедушкой, и с бабушкой
Вы их не перебьёте.
Ежели вы вежливы,
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником,
Пред сильным не робея.
Посмотрите на стену.
На что похожи мои лепестки?
– На солнечные лучи.
– Правильно! А каким мы любим наше солнышко?
– Светлым, ярким, тёплым.
– Люди говорят, приветливым. Я бы очень хотела, чтобы и вы относились друг к другу приветливо и бережно.
Обратите внимание на колонку новых слов. Вспомните, что они обозначают.
В заключение занятия давайте вместе споём песенку “Улыбка”.
Звучит видеозапись караоке. Спасибо за занятие!
Литература:
Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. / Л.Н. Блинова. – М.: НЦ ЭНАС, 2003.
Маршак, С.Я. Лучшие стихи./ С.Я. Маршак.– М.: АСТ, 2008.-142 с.