Урок информатики в 9-м классе по теме "Виртуальное общение в режиме on-line"

Разделы: Информатика


Цели урока:

I. Воспитательные:

  • формирование информационной культуры учащихся;
  • формирование положительной мотивации учебного туда;

II. Развивающие:

  • развитие ИКТ – компетентности учащихся;
  • формирование общих учебных навыков;
  • развитие умения делать выводы.

III. Учебные:

  • систематизация и обобщение основных понятий по теме;
  • формирование навыков работы с коммуникационными программами;
  • формирование умений по настройке и проведению сеансов аудио– и видеосвязи.

Оборудование: компьютеры, WEB – камера, микрофон, колонки акустические, наушники, проектор, экран.

Оформление доски:

(На листках голубого цвета формата А4 написаны Правила общения в Интернете.)

Правила общения в интернете.

1. Помните о человеке!

Не забывайте, что даже через посредство мертвой сети и переполненного электроникой компьютера вы общаетесь с живым человеком. сочиняя электронное послание, представьте, что все это говорите человеку прямо в лицо – и старайтесь, чтобы при этом вам не было стыдно за свои слова.

2. Следуйте в сети тем же правилам, которым вы следуете в реальной жизни!

нарушение законов человеческого общения, моральных правил или норм общественной жизни сети, возможно, и пройдет для вас относительно безнаказанным… но будет ли при этом чиста ваша совесть?

3. Помните, что вы находитесь в киберпространстве!

Его границы куда шире, чем границы человеческого общения, и в разных его частях могут действовать свои законы. поэтому, сталкиваясь с новым видом общения в сети, изучайте его законы и признавайте его приоритет.

4. Бережно относитесь ко времени и времени других людей!

Обращайтесь за помощью только тогда, когда это действительно вам необходимо. не отвлекайте других пользователей по пустякам. помните, сто сетевое время не только ограничено, но и для многих весьма дорого!

5. Старайтесь выглядеть достойно в глазах своих собеседников!

Не экономьте свое время на “условностях” типа правил хорошего тона или, или, скажем, правил грамматики и орфографии.

6. Не пренебрегайте советами знатоков и делитесь знаниями с другими!

Будьте благодарны тем, кто тратит свое время, отвечая на ваши вопросы. но и сами, получив письмо с вопросом от другого пользователя, не спешите отправить его в мусорную корзину, каким бы нелепым и наивным оно не казалось.

7. Сдерживайте страсти!

Вступать в дискуссии никакой этикет не запрещает, однако не опускайтесь до брани и ругательств – пусть даже ваш визави сознательно провоцирует вас на это.

8. Относитесь с уважением не только к своей, но и к чужой приватности!

Если вы по каким – то причинам хотите сохранить анонимность в сети, признавайте эти права и за вашим собеседником. более того, он имеет права на анонимность и приватность, даже если вы открыты.

9. Не злоупотребляйте своей властью и влиянием в сети!

Завоевать доверие трудно, а потерять так легко!

10. Будьте терпимы к недостаткам окружающих вас людей!

Не смотрите на то, соблюдают или нет ваши собеседники правила сетевого этикета, соблюдайте их сами! в конце концов, предельно вежливо порекомендуйте собеседнику ознакомиться с этими правилами.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.

Формы проведения урока: урок – видеоконференция.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.

II. Сообщение темы и целей урока.

Ребята, при изучении темы “Коммуникационные технологии”, мы с вами рассмотрели разные вопросы. Локальные сети и глобальная сеть Интернет. Адресация в Интернете. Всемирная паутина. Технология www. Подключение к сети Интернет. Модемы. Файловые архивы и другие вопросы. Но, безусловно, наибольший интерес у вас вызывает вопрос – “Интерактивное общение в Интернете”.

Тема урока сегодня: “Виртуальное общение в режиме ON – LINE”.

(На экране – Слайд 1Приложение 1).

Ребята, давайте выясним, что означают слова в названии темы урока.

Вопросы к классу:

1. Как вы понимаете слово “виртуальный”?
(Ответы ребят.)

2. Что означают слова в режиме “ON – LINE”?
(Ответы ребят.)

А такую трактовку этих понятий я нашла в Википедии.
(На экране – Слайды 2, 3).

А вот каковы цели нашего урока:

– обобщить знания в области виртуального общения;
– систематизировать знания о возможностях ICQ, SKYPE – программных средствах, предназначенных для осуществления виртуального общения;
– закрепить практические навыки по проведению обмена текстовыми сообщениями, сеансов аудио– и видеосвязи.

(На экране – Слайд 4).

Ребята, а сейчас я предлагаю вашему вниманию видеофрагмент.

Он имеет прямое отношение к нашему уроку. Внимание на экран!
(Видеофрагмент из сказки “Огонь, вода и медные трубы” – Приложение 2).
Сейчас на ваших глазах был проведен сказочный чудесный сеанс видеосвязи.
А как мы сможем осуществить это в XXI веке?

Наш сегодняшний урок пройдет под девизом: “Мы рождены, чтобы сказку сделать былью”.

(На экране – Слайд 5).

Ребята, сегодня мы с вами проведем видеоконференцию. Но сначала мне хотелось бы обратить ваше внимание на доску. Здесь написаны правила общения в сети Интернет (зачитать правила).

Итак, мы начинаем. Слово ведущему.

Ведущий: “Здравствуйте! Вас приветствует наша студия и я – ведущая (имя)__________.

Сегодня мы проводим видеоконференцию, в ходе которой затронем возможности виртуального общения в режиме ON – LINE. Представляю участников конференции:

команда знатоков, которая выйдет с нами на связь и поможет нам разобраться в этой проблеме;

группа участников за пределами данной студии, которая сможет задать свои вопросы знатокам в прямом эфире;

зрители в студии, которые тоже примут участие в нашей конференции и смогут задать свои вопросы; их я попрошу разделиться на группы и занять свои места за столиками.

(Студия – это часть класса, где установлены столики, трибуна для ведущего, цветы.)

наши программисты:
(имя)_________, который будет обеспечивать видеосвязь с командой знатоков;
(имя)__________, который обеспечит аудио – связь с участниками конференции и будет принимать их вопросы.

Сейчас я попрошу (имя)___________ связаться со знатоками, у них есть для нас информация”.

(Осуществляется сеанс видеосвязи с командой знатоков, которые находятся в другом кабинете.)

Идет выступление знатоков.

Первый знаток – доклад по теме: “Виртуальное общение”.

В последнее время все более широко распространяется интерактивное общение в режиме реального времени.
Виртуальное общение – способ коммуникации, при котором контакт между людьми опосредован компьютерами, включенными в сеть и все взаимодействия осуществляются в пространстве виртуальной реальности.
Увеличившаяся скорость передачи данных и возросшая производительность компьютеров позволяют пользователям не только обмениваться в реальном времени текстовыми сообщениями, но и осуществлять аудио и видеосвязь.
Виды виртуального общения:
– электронная почта;
– телеконференция;
– чат;
– форум;
– гостевая книга;
– ролевая многопользовательская игра.

В Интернете существуют тысячи серверов, на которых реализуется общение в реальном времени – Internet Relay Chat. Любой пользователь может подключиться к такому серверу и начать общение с одним из посетителей этого сервера или участвовать в коллективной встрече.

Простейший способ общения – разговор (англ.chat – чат) – это обмен сообщениями, набираемыми с клавиатуры. Вы вводите сообщение с клавиатуры, и оно высвечивается в окне, которое одновременно видят все участники встречи.

Если ваш компьютер, а так же компьютеры собеседников оборудованы звуковой картой, микрофоном и наушниками или акустическими колонками, то вы сможете обмениваться звуковыми сообщениями. Однако “живой” разговор одновременно возможен только между двумя собеседниками.

Для того, чтобы вы могли видеть друг друга, то есть обмениваться видеоизображениями, к компьютерам должны быть подключены Web – камеры. Качество звука и изображения в большей мере зависит от скорости модема и пропускной способности канала связи, которые должны быть не менее 28,8 Кбит/с.

Итак, интерактивное общение на серверах Интернета может быть реализовано в форме обмена текстовыми сообщениями, аудио– или видеоконференций.

Второй знаток демонстрирует презентацию “Видеосвязь”.

(Приложение 3 Слайды 1–9)

Третий знаток – доклад по теме: “Программное обеспечение интерактивного общения”.

В последние годы большую популярность приобрело интерактивное общение через серверы ICQ (эта трехбуквенная аббревиатура образована из созвучия слов “I seek you” – “Я ищу тебя”). На молодежном сленге – “Аська”.

В настоящее время в системе ISQ зарегистрировано более 150 миллионов пользователей, при чем каждый пользователь имеет уникальный идентификационный номер. После подключения к Интернету пользователь может начинать общение с любым зарегистрированным в системе ICQ и подключенным в данный момент к Интернету пользователем. Программа уведомляет о присутствии в данное время в Интернете абонентов из предварительно составленного списка и дает возможность инициализировать контакт с ними.

Для того, чтобы стать абонентом системы ICQ достаточно скачать программу ICQ – клиент с файлового сервера и в процессе ее установки на компьютер зарегистрироваться. Система интерактивного общения ICQ интегрирует различные формы общения: электронную почту, обмен текстовыми сообщениями, то есть чат, Интернет – телефонию, передачу файлов и другие

Второй знаток демонстрирует презентацию “Видеосвязь”.(Приложение 3 Слайды 10–15).

Ведущий: “Спасибо знатоки. Мы получили много полезной информации. А сейчас участники конференции из разных уголков могут задать свои вопросы в эфире. Итак, вы можете нам звонить”. (Эта группа ребят тоже должна находиться в другом кабинете, но если нет возможности, то они остаются в том кабинете, где идет урок и занимают места за компьютерами. Используя SKYPE, они осуществляет аудио-связь со своих компьютеров с компьютером второго программиста, задают вопрос, он передается первому программисту, который осуществляет видеосвязь со знатоками, задает вопрос, знатоки отвечают.)

“Уважаемые зрители в студии, просим вас также принять участие в обсуждении и задать свои вопросы. Может быть у вас будут дополнения по рассматриваемой теме”.

(Зрители также задают вопросы, делают дополнения по обсуждаемым вопросам. Этот этап длится несколько минут – как позволит время на уроке.)

Работа в группах. Зрителям студии, которые заранее поделены на две группы, дается задание. Одна группа обсуждает плюсы виртуального общения, другая – минусы.

Им предоставляется несколько минут на подготовку. Звучит музыка. Затем ведущий предоставляет слово участникам групп.

Ведущий: “На этом наша конференция закончена. Спасибо за внимание. Прошу всех участников занять свои места”. (Все ребята садятся за парты, находящиеся в другой части класса.)

Подведение итогов урока:

Учитель: “Ребята, давайте подведем итоги.

Итак, мы сегодня провели сеансы аудио – и видеосвязи, получили много новой интересной информации.

Вопрос 1. Какие программы интерактивного общения наиболее популярны в настоящее время?
Вопрос 2. Как стать абонентом системы ICQ?
Вопрос 3. Какие формы общения обеспечивает система ICQ?
Вопрос 4. Как стать абонентом системы SKYPE?
Вопрос 5. Какие формы общения обеспечивает система SKYPE?
Вопрос 6. Виды общения в Интернете?
Вопрос 7. Формы общения в Интернете?
Вопрос 8. От чего зависит качество видеосвязи?

Работа с тетрадью. Записать в тетрадь два определения: SKYPE, проприетарное ПО.

(Слайды 7, 8 Приложение 1).

Работа с доской.
Записать на доске адреса сайтов, с которых можно установить программы для интерактивного общения в Интернете(ISQ, SKYPE).

Оценки за урок.

В финале еще раз запустить фрагмент сказки (Приложение 2).

Заключительное слово:
“Ребята обратите внимание на качество сказочной видеосвязи.
Есть русская поговорка: “Видно все как на блюдечке” – это означает, что видно очень хорошо. Видимо, эта поговорка пришла к нам из сказок. Во многих сказках чудесным образом осуществляется видеосвязь. Либо колечко вращается по блюдечку, либо яблочко. Отсюда и поговорка.
Современная видеосвязь, к сожалению, не такая уж качественная. Значит, вашему поколению будет над чем поработать в будущем”.

Рефлексия.

Выбирая смайлики различных видов ребята высказывают свое отношение к уроку: очень понравился, вызвал удивление, не понравился.

(Приложение 4).