Практикум для педагогов "Секреты общения"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цели:

  • создание благоприятного психологического климата в группе;
  • ознакомление со способами общения с другими людьми;
  • углубление процесса самопознания;
  • отработка приёмов уверенного поведения и усиление чувства уверенности в себе.

Оборудование: карточки с описанием ситуаций, ватман, фломастеры, листы А4, ручки, бланки обратной связи.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Вводная часть

Психолог знакомит участников с целью проведения практикума.

Мозговой штурм. Упражнение «Особенности общения»

– Давайте подумаем, какие особенности поведения и общения, по-вашему, помогают устанавливать доброжелательные отношения с партнёром, а какие затрудняют?
(записать на листах на стенде, фломастерами разного цвета).

Рефлексия:

– Что вы испытали при заполнении граф?

2. Основная часть

Психолог: Сегодня мы будем говорить с вами о секретах общения. Можно выделить два основных способа общения: вербальный и невербальный. Невербальный способ общения включает в себя способность обмениваться информацией с помощью взгляда, жестов и мимики. Каждый из них требует определённого такта и навыка. Общение в основном состоит из череды повседневных простеньких типичных ситуаций: поздороваться, согласиться с чьей-либо просьбой или отказать, попросить самому, поблагодарить, извиниться и т.д. В непривычной обстановке Вы общаетесь с людьми легко и непринуждённо? Давайте посмотрим на примере простых ситуаций.

1. Здравствуйте. Можете ли Вы поздороваться с незнакомым Вам человеком (соседом, например)?

2. Да – нет. Можете ли Вы отказать в просьбе, когда Вас очень об этом просят?

  • твёрдое «нет»
  • мягкое «нет»
  • отложенное «нет».

3. Прошу вас. Можете ли Вы сами о чём-то попросить мало знакомого Вам человека?

4. Благодарю. Часто ли Вы благодарите за доброе дело, даже если Вы об этом не просили?

5. Извините. Часто ли Вы просите прощения за предоставленные Вами неудобства окружающим?

Рефлексия: Кратко попытайтесь объяснить, что Вы получите взамен в каждом из этих случаев? (Приложение 1)

Психолог:  А теперь поговорим о секретах невербального общения.

Упражнение «Разговор через стекло»

Участникам предлагается разделиться на пары. Один участник от каждой пары вытягивает карточку, на которой описана ситуация (см. приложение 2), второй участник её не видит. С помощью мимики и жестов он должен донести эту информацию до собеседника, находящегося за «воображаемым» стеклом. Второй участник должен понять, о чём ему говорит его напарник.

Рефлексия: (Приложение 2)

– Что вы испытывали во время выполнения задания?
– В чём была сложность выполнения?
– Приходилось ли вам когда-нибудь общаться таким способом?

Психолог:  Кроме использования языка мимики и жестов, можно разговаривать взглядом, обмениваться и получать информацию.
– Умеете ли Вы разговаривать взглядом?
– Всегда ли Вы выдерживаете взгляд собеседника (просто случайный взгляд)?

Упражнения «Кто кого переглядит»

Участники разбиваются на пары и, поочерёдно меняясь, выполняют упражнения.

  • Сильный взгляд. Инструкция: внутренне напрягитесь, сконцентрируйте волю и вложите её в силу своего взгляда. (Таким взглядом можно заставить другого человека уступить, подчиниться)
  • Гляделочки. Инструкция: сядьте друг напротив друга на расстоянии примерно 1 метра. Руки опущены на колени. По договорённости смотрите прямо в глаза друг другу. Увеличивая силу взгляда, попытайтесь пересмотреть партнёра. Проигрывает тот, кто моргнёт или отведёт взгляд.
  • Интеллектуальный взгляд (противоположность сильному взгляду). Инструкция: положение партнёров то же.Старайтесь, как бы поглотить,    впитать взгляд партнёра, понять по выражению лица его настроение, его мысли. Изучайте его спокойно, доброжелательно.

Рефлексия:

– Как вы чувствовали себя во время упражнения?
– Что было самым трудным?
– Хотелось что-то изменить?

Психолог: Неловкость, которую вы испытываете в той или иной ситуации, называется закомплексованностью.

Закомплексованность в общении – это такое психическое состояние, которое искажает или полностью блокирует поведение и действия человека тогда, когда он оказывается в центре внимания в непривычной обстановке.

Закомплексованность:

  • проявляется, когда Вы попадаете в центр внимания в непривычной обстановке;
  • лишает Вас свободы и непринуждённости в действиях и поведении, искажает их. И тем сильнее, чем больше вы закомплексованны.

Давайте разберёмся в свойствах этого явления.

Работа в группах

Все участники разбиваются на три группы произвольным образом. Каждая группа выбирает один из предложенных для обсуждения вопросов, обсуждает и записывает ответ на него. По мере готовности (время, необходимое для работы, определяется заранее коллективно), каждая группа озвучивает результаты своего творческого поиска. Возможны дополнения или отклонения со стороны других групп. Откорректированные ответы записываются на ватмане.

Вопросы для обсуждения:

– Каковы же общие признаки закомплексованности? (Приложение 3)
– Какое действие оказывает закомплексованность?  (Приложение 4)
– Основные причины закомплексованности. (Приложение 5)

3. Заключительная часть

Психолог:  в заключение несколько советов. Стать раскованным и непринуждённым можно, устраняя и нейтрализуя причины, вызвавшие закомплексованность.

  • Заранее настраивайтесь на непривычную ситуацию, вызывая у себя более твёрдое и спокойное отношение к ней.
  • Постарайтесь хорошо знать и, насколько возможно, следовать в непривычной обстановке общепринятым нормам и правилам поведения. Чем больше вы знаете типичных стилей общения, чем больше у вас опыта поведения в различных ситуациях, тем увереннее вы будете держаться в любой непривычной обстановке.
  • Стремитесь стать яркой, оригинальной личностью.

Рекомендация Дейла Карнеги: «…Чтобы выработать в себе смелость перед лицом аудитории, ведите себя так, как будто вы уже обладаете этой смелостью… Решительно встаньте и сделайте глубокий вдох. Дышите глубоко в течение тридцати секунд… Повышенный приток кислорода взбодрит вас, и придаст вам смелости. Знаменитый тенор Жан де Решке говорил, что если у вас  есть такое дыхание, то вы «можете сесть на него, и волнение исчезнет».

Будучи незакомплексованными, вы в любой ситуации, в том числе и непривычной, ведёте себя полностью естественно, непринуждённо и раскованно, соблюдая нормы и правила поведения, принятые в данном коллективе, и ярко проявляя при этом свою индивидуальность. Высшее проявление раскованности – вести себя в непривычной обстановке так же непринуждённо и естественно, как и в любой привычной.

4. Обратная связь

Всем участникам предлагается выразить свои мнения и предложения по организации и проведении практикума на бланках обратной связи. (Приложение 6)