Дошкольное детство – очень важный период в формировании человека как социального существа. Это время первого рождения личности. Важной и необходимой составной частью развития личности ребенка, является организация его защитного процесса. По мнению А.Фрейд, организация защитного процесса – важная и необходимая составная часть развития личности ребенка. Шансы ребенка стать здоровым, независимым и ответственным во многом зависят от того, насколько его собственное «Я» способно справиться с внешним и внутренним дискомфортом, т.е. защитить себя и быть способным самостоятельно принять решение.
В основу разработанной мною план-программы легли взгляды: Л.С. Выгодского, Д.С. Эльконина, В.В. Давыдов, Е.И. Рогова, Р.М. Грановской, Никольской.
План-программа является коррекционно-развивающей, так как направлена не только на коррекцию уже имеющихся эмоциональных нарушений, но и на профилактику возникновения нерациональных форм защитного поведения детей, на создание благоприятной атмосферы, характеризующейся доброжелательным общением.
Необходимым условием эффективности план-программы является активное участие в ней педагогов и родителей. В соответствии с этим требованием программа реализуется в трех направлениях:
I. Дети.
II. Педагоги ДОУ.
III. Родители.
I направление – ДЕТИ
Содержание работы в данном направлении заключается в реализации коррекционно-развивающей работы в форме специально организованных занятий, а также участии психолога в играх детей.
Цель: оптимизация уровня тревожности детей и, как следствие этого формирование рациональных форм защитного поведения.
Задачи:
- Выработать конструктивные и рациональные способы защитного поведения в трудных для ребенка ситуациях, а так же овладеть приемами, позволяющими справиться с излишним волнением и тревогой;
- Повысить уверенность в себе;
- Снизить психоэмоциональное напряжения.
Принципы программы:
- принцип единства диагностики и коррекции;
- принцип взаимосвязи коррекции и компенсации;
- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей развития;
- принцип личностного подхода.
Программа реализуется в три этапа:
I этап. Диагностический
Методы исследования: детский
тест тревожности Р.Теммл, М. Дорки, В. Амен, анкета
по выявлению тревожного ребенка (Л.М. Костиной),
метод анализа детских рисунков и рассказов (Р.М.
Грановской), опросник на определение копинг –
стратегий детей (Н.А. Сироты, В.М. Ялтонский).
Диагностика проводится два раза в год (октябрь,
май).
II этап. Коррекционно-развивающий
1. Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия – основой которых является программа Л.М. Костиной «Самочувствие».
2. Групповые коррекционно-развивающие занятия (первый этап) – в основу которых легли разработки Л.М. Костиной, Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной и Е.И. Рогова.
3. Групповые коррекционно-развивающие занятия (второй этап, с детьми нуждающимися в повторной коррекции) – в основу легла программа С.И. Семенака «Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе».
Тематический план коррекционно-развивающих занятий представлен в приложении (Приложение 1).
III этап. Контрольный – повторная диагностика тревожности и защитного поведения, анализ результатов, выстраивание перспективы работы с детьми.
II направление – ПЕДАГОГИ ДОУ
Содержание работы в данном направлении заключается в оказании психологической и информационной помощи педагогам.
Цель: Повышение психолого-педагогической культуры педагогов в вопросах воспитания, развития и оздоровления детей.
Задачи:
- Информирование о реальных состояниях и возможностях детей данной категории;
- Выработка стиля эффективного взаимодействия с детьми;
- Снижение тревожности, приобретение уверенности в себе;
- Создание позитивных ожиданий педагогов относительно положительных изменений ребенка.
Работа с педагогами по данной теме строится в двух направлениях:
1) формирование эффективного взаимодействия
педагогов с детьми данной категории;
2) работа с личностными проблемами самих
педагогов.
По первому направлению работа строится на основе ряда индивидуальных и групповых консультаций, семинаров – практикумов, практикумов, тренингов на которых педагоги знакомятся с особенностями психофизиологического статуса тревожных детей, причинами возникновения тревожности, способами диагностики и направлениями и способами работы с детьми данной категории.
С целью психопрофилактики и коррекции тревожности у самих педагогов проведение тренинговых занятий с использованием элементов программы – «Психологическое самочувствие воспитателя», «Здоровый педагог – здоровый ребенок» способствующих поддержанию и улучшению их эмоционального и физического самочувствия, обучению осознанному управлению собственными эмоциональными состояниями, приемам и способам саморегуляции.
III направление – РОДИТЕЛИ
В работе по снижению тревожности у детей большое внимание необходимо уделять работе с родителями, так как в развитии тревожности определяющая роль принадлежит детско-родительским отношениям.
Цель: Повышение психолого-педагогической культуры родителей в вопросах воспитания, развития и оздоровления детей.
Задачи:
- Развитие взаимопонимания и взаимоуважения прав и потребностей друг друга;
- Снижение тревожности, как у детей, так и у родителей, приобретение уверенности в себе;
- Выработка новых навыков взаимодействия с тревожным ребенком;
- Активизация коммуникаций в семье.
Работы в данном направлении проводится в рамках родительского клуба «Успешный родитель», содержание заключается в оказании родителям психологической помощи, ориентированной на индивидуальную работу с ними. Первым шагом – налаживание контакта с родителями. Индивидуальная работа с родителями способствует выяснению родительских установок, ценностей, моделей их поведения с ребенком, что позволило выстроить перспективу работы, направленную на изменение родительских установок, стиля воспитания, самоизменения. На всех этапах работы важно учитывать уровень педагогической и индивидуальной культуры родителей.
Формы работы: индивидуальные и групповые консультации, общегрупповые собрания; практикумы, семинары, информация в «уголках родителей», детско-родительские группы, тренинговые занятия, анкетирование.
Ожидаемые результаты:
- привлечение внимания педагогов и родителей к личности ребенка, его эмоциональным потребностям;
- улучшения самочувствия ребенка в семье и детском саду;
- уменьшения напряженности и тревожности;
- формирование и использование рациональных форм защитного поведения.