Ученые установили, что при изучении многих понятий в школе дети опираются на чувственный опыт, на “память рук и глаз”, которые они приобрели в дошкольном детстве. Около 60% способностей к переработке информации формируется у ребёнка уже к 5-6 годам.
Однако имеющиеся у ребёнка 4-7 лет возможности переработки, упорядочивания информации ещё не позволяют ему полноценно справиться с потоком поступающих сведений. Несоответствие между возможностями переработать информацию может привести к перезагрузке сознания различными сведениями и фактами, что часто ведёт к снижению познавательных интересов и активности.
В связи с этим последнее время актуальным становится отбор необходимого содержания для полноценного познавательного развития ребёнка – это насыщенная информационная среда, а так же возможность практической деятельности в ней.
Это подтолкнуло нас к созданию познавательных игротек. Полноценное познавательное развитие подразумевает объединение усилий взрослых (педагогов и родителей), окружающих ребенка. Взаимодействие, сотрудничество – это, прежде всего диалог, который постоянно обогащает всех партнёров и участников. Сотрудничество позволяет перераспределить информационную нагрузку, учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ребёнка. Поэтому в рамках игротеки мы решили организовывать викторины “Для больших и маленьких”.
Так как основной путь познания – это партнёрство с взрослым, общение со сверстником и с взрослым, решение проблемно-познавательных задач, то в викторине наравне с детьми принимают участие и взрослые (родители, бабушки, старшие сестры и братья).
К каждой викторине (на определенную тему) проводится подготовительная работа, которая выполняется как в группе, так и дома совместно с родителями. Это может быть чтение литературы определённого характера, заучивание стихов, создание познавательных альбомов, книг (куда входят творческие работы детей и родителей) и т.д.
Перед началом викторины психолог или воспитатель делает небольшое вступление для родителей (без детей), где идёт введение в проблемы, которая характерна для детей группы, можно использовать для этого мультимедиа. (Приложение 3)
Когда в зал заходят дети, обязательно нужна разминка, для создания настроя на активное взаимодействие и заряд положительных эмоций, после чего присутствующие делятся на команды.
Затем начинается сама викторина. Традиционно – 1 конкурс – “Блиц-опрос”. Всегда проходит по-разному. Обязательно в викторине есть задания, рассчитанные на детей и задания, в которых необходима помощь взрослых. Всего в викторине 5-6 заданий (в зависимости от времени выполнения задания).
Обязательно включаются задания типа аттракционов или развлекательного характера. Традиционно – последний конкурс содержит творческое задание, где дети проявляют свои творческие способности вместе с близкими людьми.
Заканчивается викторина традиционной “Минутой рекордов Гиннеса”. В заключении каждая команда получает задание – установить в своей группе определённый рекорд. Награждается каждая команда – игрой для игротеки и каждый ребёнок памятным призом.
Викторина для больших и маленьких “Веселая математика”
Цель: развивать познавательную активность детей через взаимодействие с родителями.
ХОД ВИКТОРИНЫ
Игра на сближение детей и родителей (психологическая).
Деление на команды
Взрослые рассчитываются на 1-2-3-4, занимают свои места, затем к ним присоединятся дети.
Задание 1: “Блиц-опрос”
Ведущий объясняет, что такое блиц-опрос и как он
будет проходить сегодня.
В: Сегодня блиц-опрос будет проходить в необычной
форме с использованием слайдов. Каждой команде
по очереди показывается слайд в течение
нескольких секунд, затем слайд выключается и
задаётся вопрос команде. (Приложение
1)
Вопросы к слайдам из жизни группы:
- Сколько подставок для цветов вымыли девочки?
- Сколько музыкальных инструментов в руках у мальчиков?
- Сколько спортсменов идёт в обход по залу?
- Сколько кочанов капусты выросло на грядке?
- Кто выше на лесенке?
- Кто сидит ближе к экрану?
- Чья машина дальше от улитки?
- У кого репка самая большая?
- Кто стоит между Сашей и Гришей?
- Кто ближе всех к И.В.?
- Кто стоит между Лизой и Леной?
- Кто выполняет упражнение за Женей?
- Какая цифра встречается в адресе нашего Д./с 2 раза?
1 очко за правильный ответ.
Задание 2: “Кто быстрее посчитает?”
В: Совсем недавно, кажется, было лето; давайте
вспомним про него, заодно и поупражняемся в
счёте. Результат будет зависеть от того, как
слаженно вы сработаете. Будете работать дружно –
получится быстрее.
Каждая команда получает карточку с изображением
летней полянки и объектов, которые необходимо
сосчитать.
1 очко за правильность + 1 очко за быстроту.
Задание 3: «Фокусники».
В: Но лето пролетело, и сейчас мы уже готовимся к
Новогоднему празднику. И я предлагаю вам
побыть фокусниками, превратить нарисованную на
листке бумаги фигуру в изображение какого-то
живого существа.
Для задания предложены геометрические фигуры:
круг, треугольник, квадрат, прямоугольник.
1 очко за быстроту + 1 очко за сходство с живым
существом.
Задание 4: «Выложи картинку».
Воспитатель: Я тоже попробовала
стать фокусником, и у меня это получилось. Я
увеличила палочки в размере и предлагаю с ними
поиграть.
Необходимо выложить картинку из гимнастических
палочек.
+ 1 очко за самый интересный рисунок, +1 очко – за наибольшее количество использованных палочек.
Просмотр слайдов с изображением «На что похожа цифра».
В: Мы с вами выполняли творческое задание “Портрет цифры”, посмотрите, какие портреты цифр я ещё для вас нашла. (Приложение 2)
Задание 5: «Кто больше расскажет стихов о цифрах?»
1 очко детям, 2 очка родителям.
Задание 6: “Сделай цифру из шариков”.
Дети совместно с родителями изготавливают
«живую» цифру. Для задания используют воздушные
шары разных размеров и форм, фломастеры,
самоклеящуюся бумагу, двухсторонний скотч,
тесьму и т д.
1 очко за оригинальность, 1 очко за совместную
деятельность.
«Минута рекордов Гиннеса»
В: Наша викторина подошла к концу, в заключении я предлагаю вам создать свою «Книгу рекордов Гиннеса». Для этого каждая команда должна выбрать определённого человека.
Команды получают карточки с заданием:
1).Самый застёгнутый (у кого в одежде больше
всего застёгнутых пуговиц)
2).Самая разноцветная одежда (наибольшее
количество разных красок в одежде)
3).Самая длинная фамилия
4).Самый высокий.
Это задание не оценивается, во время выполнения идёт подсчёт очков.
Подведение итогов, вручение призов и памятных подарков.