Тема: «Термодинамика».
Тема: «Ввод и вывод информации. Использование операторов: INPUT И PRINT».
Цели:
- Обучающая: проверка знаний, умений и навыков по заданным темам.
- Развивающая: Развитие абстрактного и логического мышления.
- Воспитательная: Воспитание ответственного отношения к предмету.
Ход урока
I. Организационный момент.
Объявление темы и целей урока.
Ознакомление учащихся с порядком работы (схема на доске).
№ группы | вид работы | вид работы | вид работы |
I группа | тест на ПК | задача и программа | эксперимент |
II группа | тест на ПК | эксперимент | задача и программа |
III группа | эксперимент | тест на ПК | задача и программа |
II. Самостоятельная работа.
Учащиеся делятся на три группы.
Каждый учащийся выполняет:
- Тест на ПК по теме «Термодинамика».
- Решает задачу по физике, создает математическую модель, составляет алгоритм, пишет программу, набирает ее на ПК, отлаживает и получает результат.
- Эксперимент: по расчетным формулам из курса физики пишет программу, получает результат на ПК.
III. Подведение итогов.
Тест по физике
-
Какая из приведенных формул является формулой внутренней энергии?
1. PV = mRT/М
2. U=3mRT/2М
3. U=2mRT/3М -
Какая из приведенных ниже формул является формулой работы газа?
1. A=P (V2-V1)
2. A` = - P (V2-V1)
3. A`=P (V2-V1) -
Какая из приведенных ниже формул является формулой количества теплоты, необходимой для нагревания вещества массой m?
1. Q = am
2. Q = cm
3. Q = cm ΔТ -
Какая из приведенных формул является формулой I – закона термодинамики?
1. Q = (U2 – U1) + A`
2. Q = U + A
3. Q = cm ΔТ -
Какой процесс произошел при нагревании идеального газа, если изменение внутренней энергии равно количеству сообщенной теплоты?
1. Изобарный.
2. Изохорный.
3. Изотермический. -
Какова работа газа при изотермическом сжатии?
1. Положительная.
2. Отрицательная.
3. 0. -
Как изменится внутренняя энергия при адиабатном расширении?
1. (U2 – U1) = 0
2. (U2 – U1) < 0
3. (U2 – U1) > 0 -
В каком процессе внутренняя энергия газа не меняется при сообщении ему теплоты:
1. В изотермическом.
2. В изобарном.
3. В изохорном. -
В каком процессе Q = 0?
1. В изотермическом.
2. В адиабатном.
3. В изобарном. -
Как изменяется внутренняя энергия газа при изобарном расширении?
1. (U2 – U1) > 0
2. (U2 – U1) < 0
3. (U2 – U1) = 0 -
Газ получил количество теплоты 300 Дж. Чему равна работа, совершенная газом, если его внутренняя энергия увеличилась на 200 Дж?
1. 0 Дж
2. 100 Дж
3. 500 Дж -
Оцените максимальное количество к.п.д., которое может иметь тепловая машина с температурой нагревателя 227 ºС и температурой холодильника 27 ºС.
1. 70%
2. 50%
3. 40% -
Какая из приведенных формул является формулой к.п.д. теплового двигателя?
1.к.п.д.= (Q1-Q2)/Q1
2.к.п.д.=Q1/Q2
3.к.п.д. max = (T1-T2)/T1 -
Какая из приведенных формул является формулой теплового баланса?
1. |Q1| +|Q2| + |Q3| +…= 0
2. Q1 + Q2 + Q3 +…= 0
3. Q1 + Q2 + Q3 + …A
Тексты задач
- В цилиндре под поршнем находится 1,25 кг воздуха. Для его нагревания до 4 ºС при постоянном давлении было затрачено 5 кДж теплоты. Определите изменение внутренней энергии воздуха (М = 0,029 кг/моль).
- 0,02г углекислого газа нагревают при постоянном объеме. Определите изменение внутренней энергии газа при нагревании от 20 до 108 ºС (С = 655 Дж/(кг·К)).
- В теплоизолированном цилиндре с поршнем находится азот массой 0,3 кг при температуре 20 ºС. Азот, расширяясь, совершает работу 6705 Дж. Определите изменение внутренней энергии азота и его температуру после расширения (С = 745 Дж/(кг·К)).
- 0,2 кг азота при постоянном давлении от 20 до 80 ºС. Какое количество теплоты поглощается при этом? Какую работу производит газ? (С = 1000 Дж/(кг·К)).
- В цилиндре под поршнем находится 1,5 кг кислорода. Поршень неподвижен. Какое количество теплоты необходимо сообщить газу, чтобы его температура повысилась на 8 ºС? Чему равно изменение внутренней энергии? (С = 675 Дж/(кг·К)).
- При изобарном расширении 0,04 кг кислорода, его температура изменяется на 6 ºС. Величина работы совершенная во время этого процесса равна 250 Дж. Какое количество теплоты было передано газу и чему равно изменение его внутренней энергии? (С = 916 Дж/(кг·К)).
- Температура нагревателя тепловой машины 150 º С, а холодильника 25 ºС. Машина получила от нагревателя 40000 Дж энергии. Как велика работа, произведенная машиной?
- Вычислить КПД идеальной тепловой машины, если температура нагревателя 420ºС, холодильника 130 ºС. Какую часть всей полученной от нагревателя теплоты машина отдает холодильнику?
- В идеальной тепловой машине, КПД которой 30%, газ получил от нагревателя 10 кДж теплоты. Какова температура нагревателя, если температура холодильника ºС? Сколько джоулей теплоты машина отдала холодильнику?
- Температура пара, поступающего в турбину, 227 ºС, температура холодильника 30 ºС. Определить КПД турбины и количество теплоты, получаемой от нагревателя каждую секунду, если за это же время бесполезно теряется 12 кДж энергии.
- Определите КПД тепловой машины и величину работы, совершенной за счет каждого килоджоуля энергии, получаемой от нагревателя, если температура нагревателя 140 ºС, а холодильника 17 ºС.
- КПД идеальной паровой турбины 60%, температура нагревателя 480 ºС. Какова температура холодильника и какая часть теплоты, получаемой от нагревателя, уходит в холодильник?
Эксперимент
Определение к.п.д. спиртовки при нагревании воды.
Оборудование: штатив, спиртовка со спиртом, колба, мензурка с водой, термометр, весы, разновес.
Пользуясь данным оборудованием необходимо продумать эксперимент и определить к.п.д. спиртовки.
Литература:
- Луппов Г.Д. «Опорные конспекты и тестовые задания по физике 11» М.: «Просвещение», 1996.
- Оснащение школы техническими средствами в современных условиях. Под ред. Л. С. Зазнобиной.- М.:УЦ «Перспектива», 2000.
- Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. -М.: Сентябрь, 1996 (Библиотека журнала «Директор школы»).
- Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках.-М.: Арена, 1994.
- Конаржевский Ю. А. Анализ урока.- М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999.
- Горлова Л.А. «Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия по физике» -М.: «ВАКО», 2006.
- «Физика в школе». №4-2001; №1-1985; №4-1989.
- Малафеев Р.И. «Проблемное обучение физике в средней школе». М.: «Просвещение», 1980.