Разработка урока русского языка в 4-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • обобщить и систематизировать знания детей о падежах;
  • развивать навыки определения падежа в тексте;
  • способствовать формированию навыков грамотного письма;
  • развивать речь детей;
  • воспитывать уважение к народным традициям.

Оборудование: сигнальные карточки, рабочие листы для учащихся, ель (можно нарисовать на доске), кружки из цветной бумаги, картинки саней, презентация, компьютер, проектор, экран.

Ход урока

1. Сообщение темы и цели урока

Наша цель - повторить и привести в систему изученный материал о падежах русского языка.

Какой месяц сейчас идет? (Декабрь)

Как называли этот месяц в старину? (Декабрь – студень, студный, стужайло)

Как вы думаете почему? (Студеная – морозная, холодная)

Вы знаете пословицы, поговорки о декабре? (Декабрь год кончает, зиму начинает. Декабрь – стужайло на всю зиму землю студит. Декабрь и замостит, и загвоздит, и саням ход даст.) Приложение 1, Слайд 2

Кто из вас знает, какие праздники отмечали на Руси в декабре?

Мы поговорим о некоторых из них.

2. Орфографическая разминка

Ученик: 7 декабря на Руси отмечали день святой Екатерины. В народе называли этот праздник: Катерина – санница. В этот день устраивались гонки на санях. Слайд 3

Слово “сани” (в древнерусском – сань) значило “змея”. Два полоза зимней повозки, скользящей по снегу, напоминали нашим предкам дружно ползущих змей.

А) Игра “Чьи сани первые?”. Слайд 4

Работают 2 ученика.

На доске два столбика слов, в которые нужно вставить безударные гласные. Победит тот, кто первым скатится с горы и не упадет в снег. Ошибка – падение с горы.

Б) Остальные в это время играют в игру.

Игра "Снежный ком"

Мороз щипал.

Учитель: Что вы можете рассказать об этом предложении?

Какие предложения называются нераспространенными?

Задание: Распространить предложение, добавляя каждый раз по одному слову.

Запись предложения: Крепкий мороз щипал мои уши, лицо и руки.

Задание: выполнить синтаксический разбор предложения, составить схему предложения.

3. Обобщение знаний о падежах

Ученик: 14 декабря – день Наума грамотника, который был покровителем ребят – учеников. “Батюшка Наум, наведи меня на ум”, - просили ребятишки. Слайд 5

А) Игра “Собери пословицу”. Слайд 6

Грамоте учиться - не выучить и математики.
Без грамматики слепец.
С грамотой вскачь, всегда пригодится.
Неграмотный - без грамоты хоть плачь.
Проверка. Слайд 7

Задание: найти и записать пословицу со словом “грамота” в родительном падеже.

С грамотой вскачь, без грамоты хоть плачь.

Задание: определить падеж у имен существительных.

Б) Игра “Узнай падеж”. (Учащиеся работают с сигнальными карточками)

Учитель: Я буду называть вопросы, или вспомогательное слово, или предлоги, вы должны определить падеж.

Кому? (Д.п)

На, за, под, через, про, в (В.п)

Нет (Р.п)

“Щедрый” падеж (Д.п)

Без предлога не употребляется (П.п)

Подлежащее (И.п)

“Падеж - работяга” (Т.п)

Кого? (В.п., Р.п.)

Два предлога ( Д.п)

Что? (И.п., В.п.)

О, об (П.п)

Какие падежи похожи друг на друга? Слайд 8

Как отличить Именительный от Винительного?

Как отличить Родительный от Винительного?

Какие предлоги употребляются с каждым из падежей?

Какие предлоги употребляются только с родительным падежом? (От, для, около, у, без, из, до)

Только с дательным? (К)

Только с винительным? (Через)

Только с предложным? (О, об)

Для чего нужны падежи?

У падежей как-то спросил Восклицательный знак:

- А зачем вы нужны существительным?

- Без нас никак нельзя. Мы указываем на отношения существительных к другим словам в предложении.

- А как?

- Мы указываем, что и где происходит (диктант на уроке), чем производят какое – то действие (пишу ручкой), целый предмет или его часть (листок тетради). Без нас никак нельзя.

В) Работа на рабочих листах. Приложение 2

Задание: определить падеж у выделенных существительных.

Зимой кольцо вокруг солнца или луны предвещает продолжительные метели с морозами. Если зимой звёзды кажутся очень блестящими – к холоду, летом – к жаре.

Зима без снега – лето без хлеба.

Учитель: О каких народных приметах узнали?

4. Творческая работа

Ученик: 25 декабря – Спиридон – поворот, Спиридон – солнцеворот. “После Спиридона, хоть на воробьиный скок, да прибудет денек”, - говорили в народе.

С 26 декабря наблюдали за погодой в течение 12 суток, считая, что каждый день покажет погоду одного месяца следующего года: 26 декабря соответствует январю, 27 – февралю, 28 – марту и т.д. до рождества – 7 января. Начинали готовиться к Рождеству. Слайд 9

А) Игра “Подбери рифму”

Гостья к нам пришла с опушки –
Зелена, хоть не …(лягушка).

И не мишка косолапый,
Хоть её мохнаты …(лапы).

Не швея она, не ёжик,
Хоть на ёжика … (похожа).

Кто пушист, хоть не цыпленок, -
Должен знать любой … (ребенок).

Догадаться очень просто,
Кто пришёл к нам нынче в … (гости)? Ёлка

Учитель: Мы будем с вами украшать ёлку.

Б) Сочинение загадок о снежинке. Слайд 10

Например:

Какая? Что такое же?
лёгкая вата
хрупкая стекло
блестящая звездочка

Каждую пару слов разделим выражением “но не” или “как”. Приложение 3

Легкая, но не вата,
Хрупкая, но не стекло,
Блестящая, но не звездочка.
Что это?

Дети записывают свои загадки на кружках и украшают ими ёлку.

Учитель: Обычай украшать рождественскую ёлку пришёл к нам из Германии. Первая ёлка в России появилась в канун 1700-го года, по указу Петра Первого.

5. Рефлексия

Чем был полезен наш урок?

Что повторили?

Что узнали?

Чему научились?

6. Домашнее задание

Составить и записать предложения со словом “зима”, употребляя его в разных падежах. Слайд 12

Литература

  1. Материалы сайта http://12mesyatcev.ru/
  2. Е. В. Бунеева, М.А. Яковлева, Русский язык, 4 класс, Методические рекомендации для учителя, М., Баласс, 2010 г.
  3. О. Е. Жиренко, Л.И. Гайдина, А. В. Кочергина, Учим русский с увлечением – 2.
  4. А. А. Нестеренко, Страна загадок.