Цели:
- обобщить и систематизировать знания детей о падежах;
- развивать навыки определения падежа в тексте;
- способствовать формированию навыков грамотного письма;
- развивать речь детей;
- воспитывать уважение к народным традициям.
Оборудование: сигнальные карточки, рабочие листы для учащихся, ель (можно нарисовать на доске), кружки из цветной бумаги, картинки саней, презентация, компьютер, проектор, экран.
Ход урока
1. Сообщение темы и цели урока
Наша цель - повторить и привести в систему изученный материал о падежах русского языка.
Какой месяц сейчас идет? (Декабрь)
Как называли этот месяц в старину? (Декабрь – студень, студный, стужайло)
Как вы думаете почему? (Студеная – морозная, холодная)
Вы знаете пословицы, поговорки о декабре? (Декабрь год кончает, зиму начинает. Декабрь – стужайло на всю зиму землю студит. Декабрь и замостит, и загвоздит, и саням ход даст.) Приложение 1, Слайд 2
Кто из вас знает, какие праздники отмечали на Руси в декабре?
Мы поговорим о некоторых из них.
2. Орфографическая разминка
Ученик: 7 декабря на Руси отмечали день святой Екатерины. В народе называли этот праздник: Катерина – санница. В этот день устраивались гонки на санях. Слайд 3
Слово “сани” (в древнерусском – сань) значило “змея”. Два полоза зимней повозки, скользящей по снегу, напоминали нашим предкам дружно ползущих змей.
А) Игра “Чьи сани первые?”. Слайд 4
Работают 2 ученика.
На доске два столбика слов, в которые нужно вставить безударные гласные. Победит тот, кто первым скатится с горы и не упадет в снег. Ошибка – падение с горы.
Б) Остальные в это время играют в игру.
Игра "Снежный ком"
Мороз щипал.
Учитель: Что вы можете рассказать об этом предложении?
Какие предложения называются нераспространенными?
Задание: Распространить предложение, добавляя каждый раз по одному слову.
Запись предложения: Крепкий мороз щипал мои уши, лицо и руки.
Задание: выполнить синтаксический разбор предложения, составить схему предложения.
3. Обобщение знаний о падежах
Ученик: 14 декабря – день Наума грамотника, который был покровителем ребят – учеников. “Батюшка Наум, наведи меня на ум”, - просили ребятишки. Слайд 5
А) Игра “Собери пословицу”. Слайд 6
Грамоте учиться - | не выучить и математики. |
Без грамматики | слепец. |
С грамотой вскачь, | всегда пригодится. |
Неграмотный - | без грамоты хоть плачь. |
Проверка. Слайд 7 |
Задание: найти и записать пословицу со словом “грамота” в родительном падеже.
С грамотой вскачь, без грамоты хоть плачь.
Задание: определить падеж у имен существительных.
Б) Игра “Узнай падеж”. (Учащиеся работают с сигнальными карточками)
Учитель: Я буду называть вопросы, или вспомогательное слово, или предлоги, вы должны определить падеж.
Кому? (Д.п)
На, за, под, через, про, в (В.п)
Нет (Р.п)
“Щедрый” падеж (Д.п)
Без предлога не употребляется (П.п)
Подлежащее (И.п)
“Падеж - работяга” (Т.п)
Кого? (В.п., Р.п.)
Два предлога ( Д.п)
Что? (И.п., В.п.)
О, об (П.п)
Какие падежи похожи друг на друга? Слайд 8
Как отличить Именительный от Винительного?
Как отличить Родительный от Винительного?
Какие предлоги употребляются с каждым из падежей?
Какие предлоги употребляются только с родительным падежом? (От, для, около, у, без, из, до)
Только с дательным? (К)
Только с винительным? (Через)
Только с предложным? (О, об)
Для чего нужны падежи?
У падежей как-то спросил Восклицательный знак:
- А зачем вы нужны существительным?
- Без нас никак нельзя. Мы указываем на отношения существительных к другим словам в предложении.
- А как?
- Мы указываем, что и где происходит (диктант на уроке), чем производят какое – то действие (пишу ручкой), целый предмет или его часть (листок тетради). Без нас никак нельзя.
В) Работа на рабочих листах. Приложение 2
Задание: определить падеж у выделенных существительных.
Зимой кольцо вокруг солнца или луны предвещает продолжительные метели с морозами. Если зимой звёзды кажутся очень блестящими – к холоду, летом – к жаре.
Зима без снега – лето без хлеба.
Учитель: О каких народных приметах узнали?
4. Творческая работа
Ученик: 25 декабря – Спиридон – поворот, Спиридон – солнцеворот. “После Спиридона, хоть на воробьиный скок, да прибудет денек”, - говорили в народе.
С 26 декабря наблюдали за погодой в течение 12 суток, считая, что каждый день покажет погоду одного месяца следующего года: 26 декабря соответствует январю, 27 – февралю, 28 – марту и т.д. до рождества – 7 января. Начинали готовиться к Рождеству. Слайд 9
А) Игра “Подбери рифму”
Гостья к нам пришла с опушки –
Зелена, хоть не …(лягушка).И не мишка косолапый,
Хоть её мохнаты …(лапы).Не швея она, не ёжик,
Хоть на ёжика … (похожа).Кто пушист, хоть не цыпленок, -
Должен знать любой … (ребенок).Догадаться очень просто,
Кто пришёл к нам нынче в … (гости)? Ёлка
Учитель: Мы будем с вами украшать ёлку.
Б) Сочинение загадок о снежинке. Слайд 10
Например:
Какая? | Что такое же? |
лёгкая | вата |
хрупкая | стекло |
блестящая | звездочка |
Каждую пару слов разделим выражением “но не” или “как”. Приложение 3
Легкая, но не вата,
Хрупкая, но не стекло,
Блестящая, но не звездочка.
Что это?
Дети записывают свои загадки на кружках и украшают ими ёлку.
Учитель: Обычай украшать рождественскую ёлку пришёл к нам из Германии. Первая ёлка в России появилась в канун 1700-го года, по указу Петра Первого.
5. Рефлексия
Чем был полезен наш урок?
Что повторили?
Что узнали?
Чему научились?
6. Домашнее задание
Составить и записать предложения со словом “зима”, употребляя его в разных падежах. Слайд 12
Литература
- Материалы сайта http://12mesyatcev.ru/
- Е. В. Бунеева, М.А. Яковлева, Русский язык, 4 класс, Методические рекомендации для учителя, М., Баласс, 2010 г.
- О. Е. Жиренко, Л.И. Гайдина, А. В. Кочергина, Учим русский с увлечением – 2.
- А. А. Нестеренко, Страна загадок.