Тип урока: проблемный урок-исследование.
Предметная цель урока: восприятие и первичное осознание нового материала по теме урока.
Метапредметная цель урока: продолжить формирование универсальных учебных действий учащихся, имеющих метапредметный характер, что обеспечивает целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития.
Дидактическая задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий.
Рефлексивная деятельность учеников: самоосмысление и самоопределение.
Деятельность учителя по обеспечению рефлексии: подача учебного материала с учётом зоны ближайшего и актуального развития.
Задачи урока:
- формирование навыков работы с текстовой информацией (критическое чтение источников, их сопоставительный анализ, выявление противоречий, определение причинно-следственных связей, характеристика исторического события, выявление структуры исторического события, формулирование аргументированного ответа с выводом или обобщением);
- формирование навыков преобразования информации ;
- формирование навыков определения проблемы и постановки задач урока;
- развитие мотивационной, эмоциональной, волевой сферы учащихся;
- развитие коммуникативных умений на основе развития речемыслительной деятельности.
Показатели планируемого результата решения задач: активные действия учащихся с объектом изучения. Максимальное использование самостоятельности в получении новых знаний.
Средства создания коммуникативной среды: УМК А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «История России XIXвек» 8 класс; презентация к уроку, информационный лист.
ХОД УРОКА.
1. Актуализация темы и постановка проблемы
На столах у учащихся информационные листы с
текстами к уроку (Приложение 2).
На экране слайд с фотографией памятника Николаю
I. Звучит запись хора Валаамского монастыря
«Боже, спаси родную Русь!» (Приложение
1).
Учитель: 21 февраля 1855 года в русских
газетах появилось сообщение, явившееся полной
неожиданностью не только для миллионов
российских подданных, но и для всего остального
мира. Это был манифест о кончине императора. Его
смерть вызвала в обществе самые различные
чувства.
Например, среди стихов Ф. И. Тютчева имеются
посвященные его памяти:
Не богу ты служил и не России,
Служил лишь суете своей,
И все дела твои, и добрые, и злые, –
Все было ложь в тебе, все призраки пустые:
Ты был не царь, а лицедей.
Но между тем, после знакомства с ним другой великий поэт А. С. Пушкин написал свои знаменитые «Стансы».
В надежде славы и добра
Гляжу вперёд я без боязни:
Начало славных дней Петра
Мрачили мятежи и казни.
Семейным сходством будь же горд;
Во всём будь пращуру подобен:
Как он, неутомим и твёрд,
И памятью, как он, незлобен.
На экране слайд №2 с портретом Дж. Доу «Великий князь Николай Павлович» (1823г.), но без подписи.
Учитель: Его царствование началось расстрелом и казнью собственных подданных в ходе подавления восстания 14 декабря 1825 года, а завершилось трагедией военного поражения в Севастополе.
На экране появляется слайд № 3 «Восстание декабристов» затем слайд № 4 «Крымская война 1853-1856гг.».
Между этими двумя трагическими событиями тридцать лет жизни империи, где всё определялось волей монарха.
Вопрос: Как вы думаете, кто этот человек?
Ответы учеников: Николай Первый.
На экране появляется слайд № 5 с портретом Николая Первого. Звучит «Царь могучий!» в исполнении хора Валаамского монастыря.
Учитель: Как можно составить объективное мнение о человеке?
Ответы учеников: О человеке судят по его поступкам.
Учитель: Поэтому мы с вами будем говорить о (объявляет тему урока) Внутренней политике Николая I.
(Приложение 1.Слайд № 6)
Учитель: Вступая на престол,
Николай не имел ясного представления о том, какой
бы он хотел видеть Российскую империю.
Но после унылых и мрачных последних лет
царствования Александра I воцарение
тридцатилетнего Николая внесло явное оживление
в жизнь страны.
Император довольно скоро сумел завоевать
симпатии светского общества. Фрейлина
А.Ф.Тютчева писала в своём дневнике о Николае I:
«Никто, лучше как он, не был создан для роли
самодержца. Он обладал для того и наружностью и
необходимыми нравственными свойствами. Его
внушительная и величественная красота,
величественная осанка … .всё дышало в нём живым
божеством, всемогущим повелителем … Никогда
этот человек не испытывал тени сомнения в своей
власти или в законности её».
Учитель: Какие качества отмечает А.Ф.Тютчева в Николае I?
Ответы учеников.
Учитель: Обратите внимание на предыдущие высказывания А.С.Пушкина и Ф.И.Тютчева. Какой возникает вопрос?
Ответы учеников. Противоречивые оценки деятельности Николая I.
Проблема : Почему же деятельность столь целеустремленного человека имела такие неоднозначные и противоречивые оценки современников?
Предположения учеников.
Учитель: В ходе следствия над
декабристами был обнаружен целый ряд серьёзных
недостатков в государственном управлении
страной. Николай попытался упорядочить русское
законодательство. (О необходимости этого
говорили на следствии декабристы).
Какие меры предпринял император для решения
этого вопроса и укрепления государственного
аппарата? Обратимся к тексту учебника (стр.64).
Задание ученикам: ответить на вопросы: (Приложение 1.Слайд № 6)
1. Какую цель ставил перед собой император?
2. Какие меры предпринимал?
3. Были эти меры эффективны, если в первой
половине 19 века государственный аппарат рос
примерно в 3 раза быстрее, чем население страны?
4. Почему эти меры не дали ожидаемого результата?
Ответы учащихся.
Учитель: Н.И.Греч, публицист, бывший
добровольный агент III отделения Собственной
его императорского величества канцелярии,
оценивая результаты преобразований в этой
области, писал:
«У нас злоупотребления срослись с общественным
бытом, сделались необходимым его элементом.
Может ли существовать порядок и благоденствие в
стране, где из 60 миллионов нельзя набрать 8 умных
министров и 50 честных губернаторов, где
воровство, грабёж и взятки являются на каждом
шагу, где нет правды в управлении?»
Вопрос учащимся: Какой можно сделать вывод?
Вывод. (Приложение 1.Слайд № 7) Мероприятия, проводимые Николаем Первым, усилили роль чиновников и не дали желаемого результата т.к. привели к росту взяточничества и коррупции.
Учитель: И теперь уже А.С.Пушкин даёт
другую оценку Николаю I «Хорош-хорош, а на
тридцать лет дураков наготовил».
Какой вопрос внутренней политики Российского
государства был самым актуальным в XIX веке?
Ответы учеников: Крестьянский вопрос.
Учитель: Так как ключевым вопросом внутренней политики по-прежнему оставался крестьянский вопрос, давайте посмотрим:
1. Как Николай Первый относился к крепостному
праву?
2. Собирался ли он его отменить?
Обратимся к источнику. Стр.69 учебника. « Из выступления Николая I на заседании Государственного совета 30 марта 1842года».
Вывод:
1. Крепостное право – зло.
2. Отмена крепостного права – зло более
гибельное.
3. Решать этот вопрос – преждевременно.
4. Николай боялся крестьянского бунта.
Учитель: Однако, император понимал,
что решать этот вопрос всё же необходимо.
Первым шагом в этом направлении стали
преобразования в положении государственных
крестьян (19 мл. человек).
Вопрос: почему преобразования коснулись
только государственных крестьян? (Государство
могло ими распоряжаться).
Вопрос: Какие были приняты меры для решения этого вопроса?
Обратимся к тексту учебника. Стр.66.
Давайте ответим на вопросы: (Приложение 1.Слайд № 8)
1. Цели реформы.
2. Основные мероприятия.
3. Плюсы и минусы реформы.
4. Результат.
Николаем Первым были предприняты меры по изменению положения крепостных крестьян (Стр.66-67. учебника).
Ответить на вопросы: (Приложение 1.Слайд № 9)
1. На что эти меры были направлены?
2. Решали они основную задачу – отмену
крепостного права?
Задание ученикам (работа в парах): составьте схему, отражающую меры по решению крестьянского вопроса (Приложение 1.Слайд № 10).
Вывод: (Приложение 1.Слайд № 11) Все эти меры улучшали положение государственных крестьян, но не решали основного вопроса, т.е. не давали крестьянам свободу и землю.
Учитель: Николаю I предоставлялся исторический шанс стать освободителем крестьянства, но он им не воспользовался. Почему? Давайте ещё раз обратимся к его же словам (учебник стр.69.)
Ответы учеников.
Вывод: боялся крестьянского бунта, боялся взять на себя ответственность за последствия отмены крепостного права.
Учитель: Историк В.О.Ключевский,
характеризуя общую концепцию николаевского
правления, отмечал: «Николай поставил себе
задачей ничего не переменять, не вводить ничего
нового в основаниях, а только поддерживать
существующий порядок, восполнять пробелы, чинить
обнаруживающиеся ветхости с помощью всякого
практического законодательства и всё это делать
без всякого участия общества, даже с подавлением
общественной самостоятельности».
Если обратится ко дню сегодняшнему, то среди
наших руководителей есть яркий пример политика,
который умеет принимать ответственные решения.
Это В.В.Путин. (Приложение 1.Слайд
№ 12)
Он возглавил страну в сложный период и сумел
вывести её из кризиса. Вспоминая о времени, когда
ему предложили стать исполняющим обязанности
президента В.В.Путин говорил: «Я не был уверен,
что хочу такой судьбы… НО есть и другая логика.
Судьба складывается так, что можно поработать на
самом высоком уровне в стране и для страны. Когда
я уже начал работать, то почувствовал
удовлетворение от того, что самостоятельно
принимаешь решения, от сознания, что – последняя
инстанция, а значит, от тебя многое зависит. И
ответственность тоже на тебе. Да. Это приятное
чувство ответственности».
И сегодня, будучи премьер-министром, в сложных
условия мирового экономического кризиса,
В.В.Путин не боится принимать ответственных
решений, успешно руководит правительством
страны. Это яркий пример чёткой гражданской
позиции. (Приложение 1.Слайд
№ 14)