Внутренняя политика Николая I. 8-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 8


Тип урока: проблемный урок-исследование.

Предметная цель урока: восприятие и первичное осознание нового материала по теме урока.

Метапредметная цель урока: продолжить формирование универсальных учебных действий учащихся, имеющих метапредметный  характер, что обеспечивает целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития.

Дидактическая задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий.

Рефлексивная деятельность учеников:  самоосмысление и самоопределение.

Деятельность учителя по обеспечению рефлексии: подача учебного материала с учётом зоны ближайшего и актуального развития.

Задачи урока:

  • формирование навыков работы с текстовой информацией (критическое чтение источников, их сопоставительный анализ, выявление противоречий, определение причинно-следственных связей, характеристика исторического события, выявление структуры исторического события, формулирование аргументированного ответа с выводом или обобщением);
  • формирование навыков преобразования информации ;
  • формирование навыков определения проблемы и постановки задач урока;
  • развитие мотивационной, эмоциональной, волевой сферы учащихся;
  • развитие коммуникативных умений на основе развития речемыслительной деятельности.

Показатели планируемого результата решения задач: активные действия учащихся  с объектом изучения. Максимальное использование самостоятельности в получении новых знаний.

Средства создания коммуникативной среды: УМК А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «История России XIXвек» 8 класс; презентация к уроку, информационный лист.

ХОД УРОКА.

1. Актуализация темы и постановка проблемы

На столах у учащихся информационные листы с текстами к уроку (Приложение 2).
На экране слайд с фотографией памятника Николаю I. Звучит запись хора Валаамского монастыря «Боже, спаси родную Русь!» (Приложение 1).

Учитель: 21 февраля 1855 года в русских газетах появилось сообщение, явившееся полной неожиданностью не только для миллионов российских подданных, но и для всего остального мира. Это был манифест о кончине императора. Его смерть вызвала в обществе самые различные чувства.
Например, среди стихов Ф. И.  Тютчева имеются посвященные его памяти:

Не богу ты служил и не России,
Служил лишь суете своей,
И все дела твои, и добрые, и злые, –
Все было ложь в тебе, все призраки пустые:
Ты был не царь, а лицедей.

Но между тем, после знакомства с ним другой великий поэт А. С. Пушкин написал свои знаменитые «Стансы».

В надежде славы и добра
Гляжу вперёд я без боязни:
Начало славных дней Петра
Мрачили мятежи и казни.
Семейным сходством будь же горд;
Во всём будь пращуру подобен:
Как он, неутомим и твёрд,
И памятью, как он, незлобен.

На экране слайд  №2 с портретом Дж. Доу «Великий  князь Николай Павлович» (1823г.), но без подписи.

Учитель: Его царствование началось расстрелом и казнью собственных подданных в ходе подавления восстания 14 декабря 1825 года, а завершилось трагедией военного поражения в Севастополе.

На экране появляется слайд № 3 «Восстание декабристов» затем слайд № 4 «Крымская война 1853-1856гг.».

Между этими двумя трагическими событиями тридцать лет жизни империи, где  всё определялось волей монарха.

Вопрос: Как вы думаете, кто этот человек?

Ответы учеников: Николай Первый.

На экране появляется слайд № 5 с портретом Николая Первого.  Звучит «Царь могучий!» в исполнении хора Валаамского монастыря.

Учитель: Как можно составить объективное мнение о человеке?

Ответы учеников: О человеке судят по его поступкам.

Учитель: Поэтому мы с вами будем говорить о (объявляет тему урока) Внутренней политике Николая I.

(Приложение 1.Слайд № 6)

Учитель: Вступая на престол, Николай не имел ясного представления о том, какой бы он хотел видеть Российскую империю.
Но после унылых и мрачных последних лет царствования Александра I воцарение тридцатилетнего Николая внесло явное оживление в жизнь страны.
Император довольно скоро сумел завоевать симпатии светского общества. Фрейлина А.Ф.Тютчева писала в своём дневнике о Николае I: «Никто, лучше  как он, не был создан для роли самодержца. Он обладал для того и наружностью и необходимыми нравственными свойствами. Его внушительная и величественная красота, величественная осанка … .всё дышало в нём живым божеством, всемогущим повелителем … Никогда этот человек не испытывал тени сомнения в своей власти или в законности её».

Учитель: Какие качества отмечает А.Ф.Тютчева в Николае I?

Ответы учеников.

Учитель: Обратите внимание на предыдущие высказывания А.С.Пушкина и Ф.И.Тютчева. Какой возникает вопрос?

Ответы учеников. Противоречивые оценки деятельности Николая I.

 Проблема : Почему же деятельность столь целеустремленного человека имела такие неоднозначные и противоречивые оценки современников?

Предположения учеников.

Учитель: В ходе следствия над декабристами был обнаружен целый ряд серьёзных недостатков в государственном управлении страной. Николай попытался упорядочить русское законодательство. (О необходимости этого говорили на следствии декабристы).
Какие меры предпринял император для решения этого вопроса и укрепления государственного аппарата? Обратимся к тексту учебника (стр.64).

Задание ученикам: ответить на вопросы: (Приложение 1.Слайд № 6)

1. Какую цель ставил перед собой император?
2. Какие меры предпринимал?
3. Были эти меры эффективны, если в первой половине 19 века государственный аппарат рос примерно в 3 раза быстрее, чем население страны?
4. Почему эти меры не дали ожидаемого результата?

Ответы учащихся.

Учитель: Н.И.Греч, публицист, бывший добровольный агент  III отделения Собственной его императорского величества канцелярии, оценивая результаты преобразований в этой области, писал:
«У нас злоупотребления срослись с общественным бытом, сделались необходимым его элементом. Может ли существовать порядок и благоденствие в стране, где из 60 миллионов нельзя набрать 8 умных министров и 50 честных губернаторов, где воровство, грабёж и взятки являются на каждом шагу, где нет правды в управлении?»
Вопрос учащимся: Какой можно сделать вывод?

Вывод. (Приложение 1.Слайд № 7) Мероприятия, проводимые Николаем Первым, усилили роль чиновников и не дали желаемого результата т.к. привели к росту взяточничества и коррупции.

Учитель: И теперь уже А.С.Пушкин даёт другую оценку Николаю I «Хорош-хорош, а на тридцать лет дураков наготовил».
Какой вопрос внутренней политики Российского государства был самым актуальным в XIX веке?

Ответы учеников: Крестьянский вопрос.

Учитель: Так как ключевым вопросом внутренней политики по-прежнему оставался крестьянский вопрос, давайте посмотрим:

1. Как Николай Первый относился к крепостному праву?
2. Собирался ли он его отменить?

Обратимся к источнику. Стр.69 учебника. « Из выступления Николая I на заседании Государственного совета 30 марта 1842года».

Вывод:

1. Крепостное право – зло.
2. Отмена крепостного права – зло более гибельное.
3. Решать этот вопрос – преждевременно.
4. Николай боялся крестьянского бунта.

Учитель: Однако, император понимал, что решать этот вопрос всё же необходимо.
Первым шагом в этом направлении стали преобразования в положении государственных крестьян (19 мл. человек).
Вопрос: почему преобразования коснулись только государственных крестьян? (Государство могло ими распоряжаться).

Вопрос: Какие были приняты меры   для решения этого вопроса?

Обратимся к тексту учебника. Стр.66.

Давайте ответим на вопросы: (Приложение 1.Слайд № 8)

1. Цели реформы.
2. Основные мероприятия.
3. Плюсы и минусы реформы.
4. Результат.

Николаем Первым были предприняты меры по изменению положения крепостных крестьян (Стр.66-67. учебника).

Ответить на вопросы: (Приложение 1.Слайд № 9)

1. На что эти меры были направлены?
2. Решали они основную задачу – отмену крепостного права?

Задание ученикам (работа в парах): составьте схему, отражающую меры по решению крестьянского вопроса (Приложение 1.Слайд № 10).

Вывод: (Приложение 1.Слайд № 11) Все эти меры улучшали положение государственных крестьян, но не решали основного вопроса, т.е. не давали крестьянам свободу и землю.

Учитель: Николаю I предоставлялся исторический шанс стать освободителем крестьянства, но он им не воспользовался. Почему? Давайте ещё раз обратимся к его же словам (учебник стр.69.)

Ответы учеников.

Вывод: боялся крестьянского бунта, боялся взять на себя ответственность за последствия отмены крепостного права.

Учитель: Историк В.О.Ключевский, характеризуя общую концепцию николаевского правления, отмечал: «Николай поставил себе задачей ничего не переменять, не вводить ничего нового в основаниях, а только поддерживать существующий порядок, восполнять пробелы, чинить обнаруживающиеся ветхости с помощью всякого практического законодательства и всё это делать без всякого участия общества, даже с подавлением общественной самостоятельности».
Если обратится ко дню сегодняшнему, то среди наших руководителей есть яркий пример политика, который умеет принимать ответственные решения. Это В.В.Путин. (Приложение 1.Слайд № 12)
Он возглавил страну в сложный период и сумел вывести её из кризиса. Вспоминая о времени, когда ему предложили стать исполняющим обязанности президента В.В.Путин говорил: «Я не был уверен, что хочу такой судьбы… НО есть и другая логика. Судьба складывается так, что можно поработать на самом высоком уровне в стране и для страны. Когда я уже начал работать, то почувствовал удовлетворение от того, что самостоятельно принимаешь решения, от сознания, что – последняя инстанция, а значит, от тебя многое зависит. И ответственность тоже на тебе. Да. Это приятное чувство ответственности».
И сегодня, будучи премьер-министром, в сложных условия мирового экономического кризиса,  В.В.Путин не боится принимать ответственных решений, успешно руководит правительством страны. Это яркий пример чёткой гражданской позиции. (Приложение 1.Слайд № 14)