Развитие эмоциональной сферы дошкольников средствами различных видов искусств

Разделы: Работа с дошкольниками


Эмоциональная сфера играет решающую роль в становлении личности ребенка, регуляции его высших психических функций и поведения в целом. Искусство, как специфическая форма познания деятельности вызывает сильный эмоциональный отклик, поэтому одним из приоритетных направлений в развитии эмоционально сферы является синтез искусств, дающий ребенку раскрыться с помощью музыки, театра и художественного творчества.

Мои наблюдения показали, что дети с низким уровнем развития эмоциональной чувственной сферы малоактивны, замкнуты, пассивны. Поэтому, опираясь на полученные знания и опыт своей работы в театрально-музыкальной деятельности и использование инновационных методов креативной эстетотерапии, разработала свою авторскую программу по теме "Развитие эмоциональной сферы дошкольников средствами различных видов искусств".

Целью программы является развитие эмоциональной сферы дошкольника через синтез искусств, воспитание творческой самодостаточной личности.

Для реализации поставленной цели определила следующие задачи:

  • развивать пластику движений, выразительность жестов, мимику, интонационно-образную речь, используя инновационные методы креативной эстетотерапии: гармоническую ритмопластику, сказкотерапию, имаготерапию, музыкотерапию, хореографические этюды;
  • формировать навыки восприятия произведений различных видов искусств;
  • воспитывать интерес к творчеству во всех его проявлениях, эмоциональную раскованность средствами музыкально-театрализованной деятельности, художественного искусства.

Работа над темой предусматривает следующие направления:

  • приоритетные: развитие детей в музыкальной и театрализованной деятельности;
  • дополнительные: развитие детей в изобразительной деятельности, развитие речи.

Образовательная деятельность в программе поделена на модули: "Классика - детям", "Фольклор", "Театральное искусство".

В модуле "Классика - детям" дети учатся слушать классическую музыку, знакомятся с творчеством композиторов, поэтов, художников-классиков, осваивают хореографические этюды, учатся определять и выражать в красках цветомузыкальное настроение.

У искусства свой особый предмет для "разговора": человеческие эмоции, настроение, стремления, идеалы. Живопись говорит об этом с помощью художественно- изобразительных образов, музыка - языком интонаций, танец - движением, поэзия играет смыслами, заключенными в созвучиях языковых форм. Само же чувство, передаваемое разобщенными художественно-эстетическими средствами, на слуховые, зрительные и двигательные ощущения не разложимо. Поэтому человек, слушающий музыку, зачастую достраивает звучащий фон визуальным. Понять природу этого единства помогает взрослому эмоционально-образный словарь. В дошкольном возрасте языковые границы еще не установлены - довольно часто малыши, говоря об интенсивности света или цвета, употребляют слова "тихий", "громкий".Эмоционально-образный словарь у малышей еще довольно беден сам по себе. Но, так как детям присуще синтезийное восприятие, склонность к фантазированию в игре, его довольно легко развить. Моя задача как педагога суметь развить умение детей ассоциировать музыку с цветом. Дети очень легко погружаются в мир музыки и красок. Слушание музыкальных произведений сопровождаю показом картин, иллюстраций. Для более глубокого понимания музыкального образа использую метод "музыка в рисунке". Дети рисуют тот образ, который они увидели и услышали в музыкальном произведении, происходит постепенное слияние музыкального и изобразительного искусства .Это процесс длительный и кропотливый, но дающий детям огромный эмоциональный опыт.

В модуле "Фольклор" дети знакомятся с разнообразием народной музыки, музыкальными инструментами. У детей формируются навыки пения и обыгрывания народных музыкальных произведений: попевок, закличек, песен, хороводов. Вся деятельность преподносится в игровой форме, построенной в виде сказки или интересного занимательного рассказа, что значительно облегчает восприятие детьми фольклорного материала.

В модуле "Театральное искусство" у детей формируется выразительность речи, мимики, жестов, развивается умение сочинять сказки.

Для развития мимики предлагаю детям пиктограммы, соответствующие музыкальному образу, характеру музыки. Также использую мимические этюды, помогающие устранять у детей эмоциональный зажим. Чтобы помочь детям преодолеть скованность и стеснительность, вношу разнообразные ритмопластические упражнения, которые развивают двигательные способности детей (ловкость, подвижность, гибкость, выносливость); пластическую выразительность (ритмичность, музыкальность, быстроту реакции, координацию движений); воображение (способность к пластической импровизации). Для развития мышечной свободы использую ритмопластические игры: "Мокрые котята", "Самолеты и бабочки", "Буратино и Пьеро", "Конкурс лентяев", "Баба-яга", "Мы охотимся на льва", "Голова и хвост", "Змея", "Пантеры".

Для развития пластики, координации движения применяю элементы пантомимы. Средствами сказкотерапии, имаготерапии достаточно эффективно развивается речевое творчество детей, когда они придумывают и рассказывают сказки, импровизируют в движении сказочные образы, которые находят своё отображение в детских спектаклях.

Таким образом, развивая эмоциональную сферу детей средствами различных видов искусств, повысился уровень музыкального восприятия детей, развитие слуха и голоса, музыкально-ритмических движений.

Список используемой литературы.

  1. Куревина О.А. Путешествие в прекрасное .Синтез искусств. Баласс, 2006
  2. Мерзлякова С.И.Фольклор, музыка , театр".ГИЦ Владос, 1999
  3. Шорохова О.А.Играем в сказку .ТЦ Сфера, 2006
  4. Чурилова Э.Г.Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников. ГИЦ Владос, 2001