Тип урока: обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.
Цели урока:
- Образовательные:
- повторить и систематизировать изученный материал;
- отработать навыки и умения сложения и вычитания обыкновенных дробей с разными знаменателями;
- подготовить учащихся к контрольной работе;
- Развивающие:
- развивать память, внимание, логическое и наглядно-образное мышление, культуру математической речи, умение самооценивать свою работу, вычислительные навыки;
- Воспитательные:
- воспитывать ответственность, самостоятельность, активность стремления к учебе, умение работать в коллективе, аккуратность при выполнении письменных работ;
- формировать бережное отношение учащихся к своему здоровью.
ХОД УРОКА
I. Ориентировачно-мотивационный этап:
1. Оргмомент
– Здравствуйте ребята, садитесь.
2. Постановка цели урока
– Мы продолжаем с вами работать над сравнением,
сложением и вычитанием дробей с разными
знаменателями, сегодня у нас уже шестой урок по
этой теме и цель нашего урока – повторить все что
мы знаем по этой теме, отработать все наши умения
и навыки по сравнению, сложению и вычитанию
дробей с разными знаменателями, а также
подготовиться к контрольной работе, которая у
нас будет на следующем уроке. Возьмите оценочные
листы и подпишите их. У нас есть поговорка «попал
в тупик», т. е. попал в положение из которого
трудно найти выход, а у немцев аналогичная
поговорка гласит, «попал в дроби».
Я надеюсь, ребята, что на нашем уроке не будет
трудных положений, из которых мы не сможем найти
выход.
3. Устная работа
– Начинаем работать устно.
Вопросы для собеседования:
– Что значит сравнить два числа?
– Как сравнивают дроби с разными знаменателями?
– Как складывают и вычитают дроби с разными
знаменателями?
– Как проводят дроби к наименьшему общему
знаменателю?
– Что значит сократить дробь?
– А какая дробь называется несократимой?
– Решаем устно следующие задания:
Доска: 1. 2 и 3;
8 и 1
0,3 и 7 2. 1 + 3 = 5 – 1 =
2 + 8 – 2 = 3. 1 + х = 7 4. 2 и 3; 8 и 1
0,3 и 7 5. 1 + 3 = 5 – 1 =
2 + 8 – 2 = 6. 1 + х = 7 |
Учитель: 1. Сравните следующие пары дробей.
|
– Себе в оценочные листы за устную работу
выставляют оценки следующие
учащиеся…
II. Рефлексивно-оценочный этап
1. Самоконтроль
– Работаем по карточке № 1.
– Сейчас, ребята, вы выполните задания на
сравнение дробей и сами проконтролируете и
оцените правильность выполненных вами заданий,
т. е. сейчас работа с самопроверкой (в это время
учитель вывешивает на доску знак «проверь себя»)
– Ребята, не забудьте, что у 2 и 3 уровней есть
дополнительные задания для повышения своего
уровня.
(Учащиеся решают самостоятельно и учитель, обходя класс выбирает детей трех уровней, вызывая их к доске для оформления решения)
Карточка № 1 (с самопроверкой ) 3 уровень: Задание: Сравните дроби: а) 2 и 5 б) 3 и 5 Дополнительно: Сравните дроби: в) 5 и 11 г) 0,4 и 3 2 уровень: Задание: Сравните дроби: а) 11 и 17 б) 5 и 3
в) 7 и 17 Дополнительно: Сравните дроби: г) 0,53 и 11 1 уровень: Задание: Сравните дроби: а) 17 и 4 б) 11 и 6
в) 0,07 и 11
г) 3 и 7 |
– Итак, ребята, отложили в сторонку ручки, взяли карандаши: начинаем проверять свои работы. Посмотрите, пожалуйста, перед вами система оценивания:
«5» – за 4 верных неравенства
«4» – за 3 верных неравенства
«3» – за 2 верных неравенства
«2» – решено верно только одно задание.
– Проверили сами себя, не забудьте поставить эту же оценку в свой оценочный лист в графу «самопроверка». Положили карточки с самопроверкой в обложку тетради.
2. Работа в парах
– Ребята, у вас на партах лежит карточка № 2 с цепочкой вычислений на сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. ( в это время учитель вывешивает на доску знак «работа в парах» ). Вы в паре занимаетесь решением цепочки вычислений., затем проверим ваши решения.
Карточка № 2 5 + 3 = __ + __ = __ – 11
= __ – __ = __ + 1 = __ + __ = __ = __ |
– Закончили, начинаем проверку.
– Отложили в сторону ручки, взяли в руки
карандаши, начинаем проверку решения.
(В это время учитель открывает доску, где на обратной стороне доски записана цепочка вычислений)
– Пожалуйста, комментируем решение первого
выражения из цепочки..;
второе выражение из цепочки...;
третье выражение из цепочки...;
заключительные преобразования комментируют…
Карточка № 2 5 + 3 = __ + __ =
__ – 11 = __ – __ = __ + 1 = __ + __ = __ = __ |
– Те пары, у которых получилось верное решение цепочки вычислений ставят себе отметку «+» в оценочный лист.
3. Решение уравнений
– Открыли свои тетради, отступили от домашней работы 4 клеточки, записали тему урока «Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями», на полях записали дату 25.10.10. Предлагаю вам решить уравнения. Уравнения записаны на доске. Для 1, 2, 3 уровня. К доске решать уравнения пойдут…
(Три человека решают уравнения у доски, весь класс решает уравнения в тетрадях)
Доска: 1 уровень 2 уровень 3 уровень (х – 8) + 3 = 4
х – 5 = 1 + 5
7 – х = 2 |
– Теперь давайте проверим решение и поставим
оценку за решение! Дети, которые решали уравнения
у доски, комментируют свое решение, все остальные
включаются в проверку.
– Ребята, которые решали уравнение у доски
ставят себе оценку в оценочный лист.
4. Физминутка
– Ребята, вы устали писать, устали сидеть.
Давайте сделаем перерыв.
– Сидя на своих рабочих местах, расслабились,
опустили руки вниз.
а) Выполняем гимнастику для глаз:
1. Посмотрим на окно, посмотрим вверх посмотрим
на дверь, посмотрим вниз.
2. Опишите глазами круг.
3. Опишите глазами контур четверки.
б) Выполняем упражнения для рук: сцепив руки в замок,
На двери висит замок
Кто его открыть бы смог
Постучали, покрутили,
Потянули и открыли !
в) Встали все. Выполняем движения стоя. Проведем тематическую физминутку: Правильно – неправильно»: если я называю правильную дробь, то вы хлопаете над головой в ладоши, если неправильную, то приседаете:
8 3 15 1 5
7 11 3 24
5. Решение задачи:
– А еще, ребята вы устали молчать, поэтому пожелайте каждый своему соседу успехов в дальнейшей работе на уроке.
– А сейчас откройте, пожалуйста, учебник: стр 54 № 337.
– Что нам предлагают сделать в этом задании?
– Читаем условие задачи жужжащим чтением.
– Каков главный вопрос задачи?
– Мы сможем ответить сразу на главный вопрос задачи? Почему?
– А как найти сколько км дороги покрыли во второй день?
– А сейчас мы сможем ответить на главный вопрос задачи? Как?
– Записываем решение этой задачи: 3 уровень записывают решение по действиям, 2 уровень записывает решение выражением, а 1 уровень записывает решение выражением и записывает ответ задачи в десятичных дробях
– Ребята, а я ведь тоже решила эту задачу. Давайте все вместе посмотрим мое решение:
3 уровень: 1) 3 + 1 = 3
+ 4 = 7 (км) – покрыли асфальтом во второй
день 2) 7 + 3 = 10 (км) Ответ: 10 км. дороги покрыли за два дня. |
2 уровень: ( 3 + 1) +
3 = 3 + 4 + 3 = 10 = 1 (ч) Ответ: 1 часть дороги покрыли за два дня. |
(В задаче для 3 уровня – не сокращена дробь 10,
а в задаче ко 2 уровню не часть, километры)
20
– Решение задачи для 1 уровня точно такое же, как и решение задачи дл 2 уровня. А как в десятичных дробях выглядит ответ к задаче?
6. Самостоятельная работа
– А теперь, ребята, завершающий этап нашей работы. У каждого на парте лежит карточка № 3 с заданиями к самостоятельной работе. У 2 и 3 уровня есть дополнительная часть, которая позволит вам повысить свой уровень.
– Ребята, задания понятны?
Карточка № 3 1 уровень: 1. Найдите значение выражения: 0,84 + 0,3 + 2 |
2 уровень: 1. Найдите
значение выражения: 1 + 0,6 – 1 2. Решите задачу: в первый день подводная лодка
прошел 7 км пути, а во второй день на 1 км
меньше, чем в первый. Дополнительно: ответ в решении задачи № 2 записать в десятичных дробях. |
3 уровень: 1. Найдите
значение выражения: 5 – 3 + 1 2. Решите задачу: в первый день подводная лодка
прошел 1 км пути, а во второй день на 1 км
больше, чем в первый. Дополнительно: решение задачи № 2 записать выражением и ответ дать в десятичных дробях. |
(В то время, когда дети выполняют самостоятельную работу, учитель собирает оценочные листы, в которых выставляет итоговые оценки за урок. А также раздает проверенные тетради.)
– Закончили выполнять самостоятельную работу,
Закрыли тетради, отложили их на край парты.
– Сегодня на уроке получили оценки …
– Откройте дневники поставьте себе оценки за урок и запишите домашнее задание(дать комментарии к домашнему заданию)
Домашнее задание:
1 уровень: № 367, № 408 (е-и), № 403 (а);
2 уровень: № 367, № 408 (в-е);
3 уровень: № 366, № 408 (а-д).
– Ребята, мне хотелось бы узнать с каким настроением вы уйдете с этого урока. Возьмите на парте листочек чистый и нарисуйте на нем рожицу, которая выражает ваше настроение.
(Учитель комментирует рисунки).
– Спасибо за урок!