Русский язык. 2-й класс (урок-исследование)

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • формировать навык грамотного написания слов с изученными орфограммами;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • активизировать познавательную деятельность;
  • способствовать развитию речевой деятельности, обогащению словарного запаса, развитию интереса к родному языку.

ХОД УРОКА

1. Организация класса

Девиз урока: Хочешь альпинистом стать – иди в горы. Хочешь грамотным быть – учись думать, мыслить, наблюдать.

2. Сообщение темы, целей урока

– Сегодня необычный урок – урок исследование и мы на нём будем исследователями. Кто такой исследователь? (Человек, способствующий получению новых знаний)

Карточка:  ИССЛЕДОВАТЕЛЬ

– Где можно узнать значение этого слова? (Толковый словарь)
– Сколько слогов в этом слове?  Почему? Ударный? Проговорим слово.

3. Каллиграфическая минутка

Я пишу это слово на доске, а вы пишите в воздухе и проговариваете.
Запишите слово в тетрадях 1 раз.
– На какой вопрос отвечает слово  ИССЛЕДОВАТЕЛЬ? (Кто?)
– Измените слово так, чтобы оно отвечало на вопрос Что делать? (Исследовать)

Карточка:  ИССЛЕДОВАТЬ

– Что можно сказать об этих словах? Почему? (Родственные)
– Проговорим и запишем дату нашего исследования.

4. Повторение. Результат предыдущего исследования

– В течение полутора месяцев каждый из вас уже проводил свою исследовательскую работу и на Конференции мы дали утвердительный ответ на какой вопрос? (В названиях конфет есть орфограммы?)
– Что вы для этого сделали? (Cобирали фантики)
Сегодня объект нашего исследования – названия конфет.
Цель исследования – повторить изученные орфограммы, и ответить на вопрос: Какие изученные орфограммы встречаются в названиях конфет?
– Какие орфограммы мы с вами уже знаем? (Дети называют изученные орфограммы, вывешиваются таблички с названиями орфограмм).

5. Планирование исследовательской работы

– Начнём наше исследование с выбора методов исследования.

Дети выбирают из предложенных методов:

Подумать
Понаблюдать
Спросить у взрослых
Посмотреть в Интернете…
Все наши наблюдения будем фиксировать в тетрадях и доске.
Затем мы проанализируем и обобщим  наши наблюдения, сделаем вывод.

6. Исследовательская работа

– Помогут нам ваши работы и корзинка с конфетами (достаю из корзинки конфету «Причал»)
– Как называется конфета?
– Какая изученная нами орфограмма встретилась в этом названии?
– Что такое  причал? (Место у берега, предназначенное для стоянки водного транспорта)
(Можно использовать словарь)
– Чаще всего конфетам дают названия  используя просто красивое слово, не имеющее отношение к содержанию.

Проблема:  Как же нам записать название это слово, чтобы было понятно, что речь идёт о названии конфеты? (Предложения детей)

В русском языке есть правило, которое говорит о том, что названия нужно записывать с заглавной буквы и в кавычках.

Карточка: ПРИЧАЛ

(Из корзинки достаём другую конфету , объясняем орфограмму, записываем, называем на эту орфограмму названия конфет из своих работ, учитель дополняет)

Физминутка

– Сейчас каждый из вас рассмотрит обёртку конфеты, которая лежит на парте и назовёт орфограмму, которая спряталась в названии.

7. Обобщение

– Проанализируем наши наблюдения и сделаем вывод.

– Какая орфограмма чаще встречается в названиях конфет? (-чк, -чн – уменьшительно-ласкательное значение, т.к конфетки для маленьких, для детей)
Какие изученные орфограммы встречаются в названиях конфет? (Все изученные орфограммы встречаются в названиях конфет)

Ученик зачитывает стихотворение из своей исследовательской работы.

8. Итог урока. Пути дальнейшего исследования

– Наш урок заканчивается, но такую работу  мы будем продолжать. Узнаем, есть ли другие орфограммы в названиях конфет. Результаты будем фиксировать в стенгазете «Фантики собираем – орфограммы изучаем» (и вкусно и полезно).

9. Рефлексия. Оценки за урок

– Кому было интересно на уроке?
– Чему научил вас этот урок?
– Кому хочется продолжить эту работу?

10. Домашнее задание

Рассказать родителям о нашем исследовании.