Цели:
- формировать навык грамотного написания слов с изученными орфограммами;
- развивать орфографическую зоркость;
- активизировать познавательную деятельность;
- способствовать развитию речевой деятельности, обогащению словарного запаса, развитию интереса к родному языку.
ХОД УРОКА
1. Организация класса
Девиз урока: Хочешь альпинистом стать – иди в горы. Хочешь грамотным быть – учись думать, мыслить, наблюдать.
2. Сообщение темы, целей урока
– Сегодня необычный урок – урок исследование и мы на нём будем исследователями. Кто такой исследователь? (Человек, способствующий получению новых знаний)
Карточка: ИССЛЕДОВАТЕЛЬ
– Где можно узнать значение этого слова? (Толковый
словарь)
– Сколько слогов в этом слове? Почему?
Ударный? Проговорим слово.
3. Каллиграфическая минутка
Я пишу это слово на доске, а вы пишите в воздухе
и проговариваете.
Запишите слово в тетрадях 1 раз.
– На какой вопрос отвечает слово
ИССЛЕДОВАТЕЛЬ? (Кто?)
– Измените слово так, чтобы оно отвечало на
вопрос Что делать? (Исследовать)
Карточка: ИССЛЕДОВАТЬ
– Что можно сказать об этих словах? Почему? (Родственные)
– Проговорим и запишем дату нашего исследования.
4. Повторение. Результат предыдущего исследования
– В течение полутора месяцев каждый из вас уже
проводил свою исследовательскую работу и на
Конференции мы дали утвердительный ответ на
какой вопрос? (В названиях конфет есть
орфограммы?)
– Что вы для этого сделали? (Cобирали фантики)
Сегодня объект нашего исследования –
названия конфет.
Цель исследования – повторить изученные
орфограммы, и ответить на вопрос: Какие
изученные орфограммы встречаются в названиях
конфет?
– Какие орфограммы мы с вами уже знаем? (Дети
называют изученные орфограммы, вывешиваются
таблички с названиями орфограмм).
5. Планирование исследовательской работы
– Начнём наше исследование с выбора методов исследования.
Дети выбирают из предложенных методов:
Подумать
Понаблюдать
Спросить у взрослых
Посмотреть в Интернете…
Все наши наблюдения будем фиксировать в
тетрадях и доске.
Затем мы проанализируем и обобщим наши
наблюдения, сделаем вывод.
6. Исследовательская работа
– Помогут нам ваши работы и корзинка с
конфетами (достаю из корзинки конфету
«Причал»)
– Как называется конфета?
– Какая изученная нами орфограмма встретилась в
этом названии?
– Что такое причал? (Место у берега,
предназначенное для стоянки водного транспорта)
(Можно использовать словарь)
– Чаще всего конфетам дают названия
используя просто красивое слово, не имеющее
отношение к содержанию.
Проблема: Как же нам записать название это слово, чтобы было понятно, что речь идёт о названии конфеты? (Предложения детей)
В русском языке есть правило, которое говорит о том, что названия нужно записывать с заглавной буквы и в кавычках.
Карточка: ПРИЧАЛ
(Из корзинки достаём другую конфету , объясняем орфограмму, записываем, называем на эту орфограмму названия конфет из своих работ, учитель дополняет)
Физминутка
– Сейчас каждый из вас рассмотрит обёртку конфеты, которая лежит на парте и назовёт орфограмму, которая спряталась в названии.
7. Обобщение
– Проанализируем наши наблюдения и сделаем вывод.
– Какая орфограмма чаще встречается в
названиях конфет? (-чк, -чн –
уменьшительно-ласкательное значение, т.к
конфетки для маленьких, для детей)
Какие изученные орфограммы встречаются в
названиях конфет? (Все изученные орфограммы
встречаются в названиях конфет)
Ученик зачитывает стихотворение из своей исследовательской работы.
8. Итог урока. Пути дальнейшего исследования
– Наш урок заканчивается, но такую работу мы будем продолжать. Узнаем, есть ли другие орфограммы в названиях конфет. Результаты будем фиксировать в стенгазете «Фантики собираем – орфограммы изучаем» (и вкусно и полезно).
9. Рефлексия. Оценки за урок
– Кому было интересно на уроке?
– Чему научил вас этот урок?
– Кому хочется продолжить эту работу?
10. Домашнее задание
Рассказать родителям о нашем исследовании.