Система музыкальных занятий в детском саду предполагает интенсивное развитие музыкальных способностей дошкольников. Особенно эта работа важна для воспитанников с нарушениями в развитии речи. Наш опыт диагностики этих детей показывает, что они, как правило, отстают от сверстников и в музыкальном развитии: аритмичность, плохой мелодический слух и музыкальная память, интонационная выразительность, с такими трудностями мы сталкиваемся. Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств.
Речь – не врожденная способность, она формируется постепенно. К 5 годам ребенок должен овладеть четким произношением всех звуков. У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин: нарушения в анатомическом строении речевого аппарата, функциональной незрелости речевых зон головного мозга, несформированности произвольных движений и т.д. . Особенности речевого аппарата детей с нарушениями речи заключается в вялости лицевых мышц, зажатости нижней челюсти, плохой работе резонаторов. Это зачастую усугубляется зажатостью плечевого пояса, что в значительной мере затрудняет выработку правильного певческого дыхания.
Сами собой дефекты звукопроизношения не исправляются. Но при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции. Не каждый ребенок имеет возможность посещать специализированное дошкольное учреждение или логопедическую группу. Данные упражнения разработаны для детей посещающих обычный (не логопедический) детский сад, которые помогут исправить речевые нарушения дошкольников.
Логоритмика является одним из эффективных видов работы над развитием речи и её коррекцией. Она способствует развитию ритмического чувства, а также нормализации и регулированию темпа и ритма высказывания.(Э. Жак-Далькроз,, Г.А. Волкова, В.А. Гринер и др.)Основополагающий принцип логоритмических упражнений – взаимосвязь речи, музыки и движения.
В результате соединения речи с движением создаются устойчивые связи трудно дифференцированных «видимых» движений (рук, ног, пальцев) с аналогичными «невидимыми» движениями артикуляционного аппарата (Н.А. Бернштейн). Наличие этой связи позволяет контролировать артикуляцию, дыхание, просодику по качеству выполнения движения «крупной» и «мелкой» моторики.
Музыка является организующим и руководящим началом на музыкальных занятиях с элементами логоритмики. Впервые методические рекомендации по их проведению были разработаны В.А. Гринер, которая отмечала, что «музыкальный ритм как организующий момент, лежит в основе метода» (Гринер В.А. Логопедическая ритмика для дошкольников. М., 1958). Музыка используется для упорядочения темпа и характера движения ребенка, развития мелодико-интонационных характеристик голоса и умения координировать пение, речь и движение. Для повышения эффективности работы лучше подбирать знакомую и интересную детям музыку, с простой ритмической структурой и чёткой фразировкой.
Одним из начальных приёмов работы над постановкой и автоматизацией звуков является артикуляционная гимнастика. Выполнение артикуляционных музыкальных комплексов способствует не только осуществлению серий движений, но и формирование навыка переключения с одного движения на другое в разных темпах и ритмах.
Многократное повторение изучаемого материала способствует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков. Содержание логоритмических упражнений изменяется по мере поэтапного усложнения речевого материала. Построение их в форме пальчиковой гимнастики, логопедических распевок, игр создает доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает положительное эмоциональное состояние детей, познавательный интерес и внимание, активизирует речь. Сюжетно-тематическая организация занятия наиболее соответствует детским психофизическим данным, так как в игре максимально реализуются возможности детей координировать свои движения. В результате знания лучше усваиваются.
Музыкальные занятия с элементами
логоритмики направлены на развитие всех
компонентов речи, слуховых функций, речевой
функциональной системы, двигательной сферы,
ручной и артикуляционной моторики, памяти,
внимания, познавательных процессов, творческих
способностей детей, воспитывают
нравственно-эстетические и этические чувства.
Музыкальное занятие включает следующие элементы
логоритмики:
- логопедическую гимнастику – комплекс упражнений для укрепления мышц, органов артикуляционного аппарата, рекомендованные Т.В. Буденной;
- чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;
- пальчиковую гимнастику для развития тонких движений пальцев рук;
- упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;
- фонопедические упражнения по методу В.В. Емельянова для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;
- вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания, логопедические распевки (Приложение 1);
- песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга;
- музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;
- мело- и ритмодекламация для координации слуха, речи, движения;
- упражнения для развития мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;
- коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения;
- упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.
Структура занятия не может включать все перечисленные элементы. Последовательность ознакомления со звуками можно варьировать в зависимости от характера нарушений речи у детей. Общеразвивающие упражнения должны соответствовать возрастным особенностям детей.
Итак, структура музыкального занятия с элементами логоритмики такова.
- Организационный момент.
- Речь с движением (чувство ритма) или упражнение на дыхание.
- Упражнение на мелкую моторику или артикуляционная гимнастика.
- Слушание музыки.
- Пение.
- Танец или хоровод.
- Игра.
Главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребенку, учёт его возрастных, психофизиологических и речевых возможностей.
Пальчиковая игра «Варим суп»
Эй, ребята! Эге-гей! Дети хлопают в ладоши.
Чистим овощи для щей.
Режем мы капусту Ставят ладони
параллельно друг другу, пальцы выпрямлены.
Поочерёдно поднимают и опускают ладони («рубят»).
Будет супчик вкусный.
Чистим мы картошку, Поглаживают пальцами
правой руки тыльную сторону левой ладони.
Чистим очень ловко,
Мы натрём морковку, Сгибают руки в локтях,
сжимают пальцы в кулаки и поднимают их к плечам.
Красную головку. Одновременно опускают и
поднимают руки («трут морковь»)
А потом, а потом Стучат по левой ладони
ребром правой.
Мы покрошим помидор,
И головку лучка,
И зубок чесночка.
Мы посолим супчик. Мелко перебирают пальцами
правой руки, собранными в щепоть («солят»).
Скушай-ка, голубчик! Протягивают обе ладони
вперёд.
«Здравствуйте!»
Логоритмическая игра с пением
Музыка и слова С. Коротаевой
Ручки, ручки, просыпайтесь,
Здравствуйте! Потирают ладошку о ладошку.
Ласковые ручки наши,
Здравствуйте! Гладят по два раза ладошкой по
правой , потом по левой руке.
Пальчики сердитые,
Здравствуйте! Соединяют растопыренные пальцы
и ударяют поочерёдно мизинец с мизинцем и т.д.
И ладошки, наши крошки,
Здравствуйте! Ритмично хлопают в ладоши перед
собой.
Наши ушки, наши щёчки,
Здравствуйте! Потирают ушки, гладят щёчки.
Наши локоны и кудри,
Здравствуйте! Гладят себя по голове.
Вы друг другу улыбнитесь,
Здравствуйте! Улыбаются сначала соседу слева,
потом справа.
И головкой поклонитесь,
Здравствуйте! Выполняют поклон головой.
Упражнения и игры для активизации речевого аппарата.
1) Высовывание языка до отказа с
последовательным прикусыванием языка от кончика
до основания.
2) Цоканье и пощёлкивание языком.
3) Круговые движения языком между зубами и щеками.
4) Покусывание языка боковыми зубами
5) Покусывание внутренней поверхности щёк
Педагог: Пробежал по лесу гул!
Дети: Гу-гу-гу-гу! (слог пропевают на сильном выдохе.)
Педагог: Тут спросонок лес вздохнул...
Дети: Уф! Уф! (сильный короткий выдох.)
Педагог: И посыпалась роса…
Дети:
Динь-динь-динь! (пропевают в верхнем регистре,
на улыбке, звук носовой.)
Ест киска суп из миски. (Утрировать звук с.)
Сыта киска пуста миска.
Носит Сеня сено в сени.
Спать на сене будет Сеня.
Дети делятся на две подгруппы.
1-я группа: Дидили, дидили, где вы Машу видели?
Пропевают текст песни и одновременно простукивают ритмический рисунок.
2-я группа: Заглянули в огород Маша пляшет у ворот.
1-я группа: Дидили, дидили, где вы Катю видели?
2-я группа: Загляни в зелёный сад Катя щиплет виноград.
Проговаривают текст, затем в этом ритме щёлкают пальцами.
1-я группа: Дидили, дидили, где вы Дуню видели?
2-я группа: Заглянули под крылец грызёт Дуня огурец.
1-я группа: Дидили, дидили, Ваню вы не видели?
2-я группа: На полянке у колодца Ваня с курицей дерётся!
На каждую сильную долю толкаются шутливо, изображая драку с курицей.
Шла весёлая собака, чики, брики, гав!
А за ней бежали гуси, головы задрав.
А за ними поросёнок, чики, брики, хрю!
Чики, брики, повтори-ка, что я говорю!
Можно использовать разные варианты ритмического прочтения песенки.
Чистоговорка «Т-ТЬ»
Та-та-та яблоко моя мечта. Дети сжимают и
разжимают пальцы.
Ато-ато-ато витаминами богато. Хлопают в
ладоши.
Ти-ти-ти где же яблоко найти? Поднимают и
опускают плечи.
Ать-ать-ать надо яблоню искать. Приставляют
к глазам то одну ладонь, то другую.
Попеременно надувать правую и левую щёки,
перегоняя воздух из одной щеки в другую.
Втягивать щёки в ротовую полость между зубами,
губы вытянуть вперёд.
Попеременно надувать и втягивать щёки.
«Зайчик»: зубы сомкнуты, верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
Чистоговорка «Д-ДЬ»
Ду-ду-ду – в огород иду. Дети «пробегают»
указательным и средним пальцами по бёдрам.
Да-да-да – в огороде лебеда. Ставят руки на пояс
и качают головой вправо-влево.
Де-де-де – где ты, репка, где? Приставляют к
глазам то правую ладонь, то левую («ищут репку»).
Оди-оди-оди – бабушка подходит. Стучат
кулаками по бёдрам.
Дыхательные упражнения
"Листопад"
Цель: выработать более глубокий
вдох и более длительный выдох.
Оборудование: листочки из тонкой бумаги.
Вырезать листочки из тонкой цветной бумаги и
предложите ребенку "устроить листопад"
сдувать листочки с ладони.
"Мой воздушный шарик"
Цель: выработать более глубокий
вдох, сильный длительный выдох; активизировать
мышцы губ.
Оборудование: воздушные шары.
Дети должны надуть воздушные шары, набирая
воздух через нос и медленно выдыхая его через
рот.
Педагог сопровождает действия детей пением
песенки:
Вариант 1.
Мой воздушный шарик, раз, два, три.
Легкий, как комарик, посмотри.
Носом я вдыхаю, не спешу,
За своим дыханием слежу.
Вариант 2.
Каждый день я в шарик дую,
Над дыханием колдую.
Шарик я надуть стремлюсь
И сильнее становлюсь.
"Дует ветерок"
Цель: развивать фонационный
(озвученный) выдох, слуховое и зрительное
внимание, мелкую моторику; активизировать мышцы
губ.
Педагог приглашает детей на прогулку. Дети
встают друг за другом и "змейкой" двигаются
вперед. По сигналу взрослого останавливаются и
выполняют движения:
Золотое солнышко по небу катается
С утра улыбается,
А улыбки-лучи – очень горячи (дети раскрывают
пальцы на правой руке, изображая
"солнышко" и встают в круг).
Что было дальше?
Солнышко зашло за тучу (дети сжимают пальцы
левой руки в кулак, изображая "тучку").
Вдруг подул ветерок,
А гудел он так: У-У-У (дети делают носом вдох и
произносят на выдохе этот звук).
Таким образом, систематически используя на музыкальных занятиях элементы логоритмики мы решаем следующие задачи:
- Развитие слухового внимания
- Развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха.
- Развитие фонематического слуха.
- Развитие пространственной организации движений.
- Развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики.
- Формирование и развитие кинестетических ощущений.
- Воспитание выразительности и грации движений.
- Воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое.
- Формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации.
- Развитие физиологического и фонационного дыхания.
- Развитие певческого диапазона голоса.
- Развитие чувства ритма.
- Воспитание умения определять характер музыки, согласовывать её с движениями.
- Воспитание умения перевоплощаться.
- Развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков.
- Воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением.
- Формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения.
Список литературы:
- Воронова А.Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. Методическое пособие – М.:ТЦ Сфера, 2006.
- Волкова Г.А. Логоритмическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 272с.
- Емельянов В., Трифонова И. Первый уровень: Развивающие голосовые игры. Раменское, 1999.
- Музыкально-двигательные упражнения в детском саду / Сост. Е.П. Раевская, С.Д. Руднева, Г.Н. Соболева и др. М.,1991.
- Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки / Сост. Т.И.Тарабарина, Н.В. Елкина. Ярославль, 1998.
- Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М.,1999.
- Раз, два, три, четыре, пять, мы идём с тобой играть: Рус. Дет. Игровой фольклор: Кн. Для учителя и учащихся / Сост. М.Ю. Новицкая, Г.М. Науменко. – М.: Просвещение, 1995.
- Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры: В помощь педагогам ДОУ для детей с речевыми нарушениями. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007.
- Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий в детьми 4-5 лет. М.:– ТЦ Сфера, 2008.
- Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий в детьми 5-6 лет.– М.:ТЦ Сфера, 2007.