Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны – неотъемлемая часть культуры. Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства близки, понятны и дороги людям. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру народа, благотворно влияет на формирование человека будущего.
В решении актуальных проблем формирования духовного мира человека в эстетике особое значение придается искусству. По словам А.Б.Салтыкова, весь мир – предмет искусства, который является специфической формой труда и «одним из видов проявления человеческого творчества».
«Искусства изобразительные и прикладные таят в себе огромные возможности для развития творческого потенциала, фантазии и интуиции, для ощущения ребенком радости ручного труда как творчества», – пишет художник Б.М.Немецкий. Опираясь на разработанное отечественными психологами положение о том, что развитие творческих способностей находиться в зависимости от расширения практического опыта и участия в различных видах худ.деятельности, Ю.А.Самарин в способностях выделяет три стороны: а) накопление и систематизация знаний; б)формирование потребностей в определенных видах деятельности; в) роль умений в способностях для решения творческих задач.
Пути развития детского декоративного творчества с помощью народного декоративно-прикладного искусства разнообразны, поэтому, приобщая к нему детей, необходимо учитывать следующее: 1) народное искусство – своеобразный катализатор детского изобразительного творчества; 2) в народном искусстве аккумулируется традиционный художественный опыт поколений; 3)произведения народного искусства способствует народному формированию и развитию художественного вкуса, эстетического идеала, творческих начал в личности.
Изобразительное народное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия и является хорошей основой для формирования духовного мира человека. Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, так как несет в себе понятное содержание, которое конкретно, в простых, лаконичных формах раскрывает ребенку красоту и прелесть окружающего мира. Это всегда знакомые детям сказочные образы животных, выполненные из дерева или глины. Орнаменты, используемые для росписи, которые включают в себя цветы, ягоды, листья, которые ребенок встречает в лесу, в поле, на участке детского сада. Так мастера хохломской и городецкой росписи умело составляют орнаменты.
Все чаще произведения декоративно-прикладного искусства проникают в быт людей, формируя художественный вкус, создавая эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал личности. Поэтому велика роль в детском саду, где успешно ведется работа по ознакомлению детей с образцами народного творчества.
Понятно, что маленькому ребенку невозможно дать глубокое представление о народном искусстве, но дать первоначальное представление о декоративно-прикладном искусстве должны, развивая при этом интерес к истории и культуре искусства. Мы предлагаем вам проект «Волшебный сундучок», который поможет вам провести занятия по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством. Предлагаем вам планирование по изобразительной деятельности,планирование по продуктивной деятельности с детьми по лепке из глины. Предложены предполагаемые дидактические игры, которые помогут закрепить материал; подвижные и малоподвижные народные игры с использованием местным региональным компонентом. Использование разных форм работы и взаимосвязи с родителями ( консультации, создание мини-музея в группе или в детском саду, оформление фотоширмы – фотоколлаж, создание предметно-развивающей среды).
«Искусства изобразительные и прикладные таят в себе огромные возможности для развития творческого потенциала, фантазии и интуиции, для ощущения ребенком радости ручного труда как творчества».
Б.М.Немецкий.
Эстетическое воспитание в педагогической науке понимается как органическая часть всестороннего воспитания, как целенаправленный процесс совместной деятельности педагогов и воспитанников, направленный на формирование эстетической культуры, эстетического сознания, эстетических вкусов, чувств и оценок с целью эстетического развития личности. Отечественные психологи педагоги Ю.В.Алиева, Э.Б.Абдуллин, Н.А.Ветлугина, Л.С.Выготский, А.В Запорожец, Е.А.Флерина и др. подчеркивают взаимосвязь обучения и творчества в использовании народного искусства, его влияния на развитие эстетического восприятия, воображения, творчества детей.
В осуществлении эстетического воспитания дошкольника значительное место принадлежит декоративному искусству и развитию творческих способностей.
Ознакомления детей с декоративно-прикладным искусством происходит понимании её сущности. Уметь ценить произведения декоративно-прикладного искусства и уважение к мастерам, создавшие эту красоту.
Детское творчество, как и народное искусство, является проявлением эмоциональной сферы человека. Чем богаче и сильнее эмоции, тем плодотворнее они себя выявляют в практической деятельности. И чувства, которые испытывает ребенок, преображают натуру, представляя ее в условно-перевоплощённом виде, сообщают ее в особое очарование, сказочное, поэтические и романтические черты. При взгляде на такие произведения ощущаешь отношение маленького художника, настроения и чувства, которые им владели, – радость, изумление, восхищение, озорство, нежность.
Вид проекта: познавательно-творческий, долгосрочный, групповой.
Цель проекта: развить у детей эстетический вкус, эстетическое восприятие, интерес к искусству через декоративно-прикладное искусство и творческие способности в процессе продуктивной деятельности, оформление мини-музея «Дивная роспись».
Задачи:
- продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о видах росписи;
- учить создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомить с ее цветовым строем и элементами композиции, учить использовать для украшения оживки;
- знакомить с региональным декоративным искусством;
- учить ритмично располагать узор, предлагая расписывать силуэты и объемные фигуры;
- продолжать развивать навыки лепки из глины, передавать образ глиняной игрушке;
- развить эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятия, интерес к искусству;
- формировать умение соотносить художественный образ и средства выразительности, характеризующие его в разных видах искусства, подбирать материал для самостоятельной художественной деятельности.
- знакомить с спецификой создания декоративных цветов (оттенков).
Формы реализации:
- беседы с детьми о декоративно-прикладном искусстве;
- рассматривание видов росписи;
- выполнение работ по изобразительной деятельности;
- выполнение работ из глины;
- подвижные и малоподвижные народные игры;
- выставка детского творчества;
- работа с родителями:
- совместные работы с детьми;
- консультация для родителей;
- беседы;
- обогащение предметно-развивающей среды;
- фотоколлаж, фотоширма;
- оформление мини-музея «Дивная роспись»;
- создание альбома детских работ по народно-декоративному творчеству.
Ожидаемый результат:
- развитие эстетического восприятия, уметь созерцать красоту народного прикладного искусства;
- создание благоприятных условий для развития ребенка и проявления творческих способностей в продуктивной деятельности;
- умение создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, использовать цветовой строй и элементы композиции, уметь использовать для украшения оживки;
- создание мини-музея «Дивная роспись».
Сроки реализации проекта: январь, февраль, март.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители.
Этапы реализации проекта:
Проект включает три этапа:
- подготовительный;
- исследовательский;
- заключительный (обобщающий).
I. Подготовительный этап
Поиск, анализ, систематизация, имеющиеся
литературы по декоративно-прикладному
искусству, разработка планирования по
изобразительной и продуктивной деятельности
лепки из глины (Приложение 1,
Приложение 2).
Подбор и подготовка наглядного материала и
технического обеспечения.
Воспитатель: подготовка цикла бесед для детей, консультаций для родителей (Приложение 3)
Родители: Родители принимают участие в организации выставок сувениров и поделок декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов, помогают в оформлении фото ширмы, мини-музея; пополнение и обогащение предметно-развивающей среды в группе (наглядные пособия, подбор художественной литературы по декоративно-прикладному искусству, фигурки, глиняные игрушки, изделия из дерева, раскраски, изготовления шаблонов и трафаретов, изготовление дидактических и настольно-печатных игр.)
Работа с детьми: перед началом работы по проекту проводится беседа с детьми (Приложение 4), занятия, давая представления о декоративно-прикладном искусстве, как одного из видов . В ходе проведенных мероприятий выяснилось, что многие дети не различают виды ДПИ, не развит эстетический вкус, не умеют самостоятельно выбрать цветовое сочетание при составлении определенного орнамента. Поэтому темой проектной деятельности работы с детьми выбрано развитие эстетического вкуса через декоративно-прикладное искусство.
II. Исследовательский этап
Цель: сформировать познавательный интерес к народным промыслам, расширять представления о ДПИ. Развить у детей эстетический вкус, эстетическое восприятие, творческие способности в процессе продуктивной деятельности.
Работа по данному проекту строилась на основе интегрированного подхода, с применением игровых обучающихся технологий, игр, исследовательской деятельности.
1. Игровая деятельность:
Народные подвижные и малоподвижные игры: (Приложение 5)
- «Гори, гори ясно»
- «Ворон»
- «Теремок»
- «Салки»
- «Хомяк»
- «Малинка»
- «Юрта»
- «Джигиты»
- «Донеси не урони»
- «Колокольчик»
2. Дидактические игры (Приложение 6)
3. Художественно-продуктивная деятельность:
– выполнение работ по изобразительной
деятельности;
– выполнение работ из глины;
– выставка детского творчества;
– изготовление атрибутов для мини-музея «Дивная
роспись».
III. Заключительный, обобщающий этап
По окончании данного проекта у детей развились такие качества, как: эстетический вкус, умение определять виды промыслов, умение создавать рисунок, используя цветовое сочетание. Самостоятельно выбирать элементы орнамента при создании композиции. Проект позволил расширить и углубить знания и использовать приобретенные навыки и умения в повседневной жизни и выполнении продуктивной деятельности.