1 ведущий:
Чтоб водить корабли, чтобы в небо взлететь,
Надо многое знать, надо много уметь.
И при этом, и при этом, вы заметьте-ка,
Очень важная наука
Ма-те-ма-ти-ка! (Все ведущие вместе хором).
2 ведущий:
Почему корабли не садятся на мель,
А по курсу идут сквозь туман и метель?
Потому что, потому что, вы заметьте-ка,
Капитанам помогает
Ма-те-ма-ти-ка! (Все ведущие вместе хором).
Ведущий:
Чтоб врачом, моряком или лётчиком стать.
Надо прежде всего математику знать.
И на свете нет профессий, вы заметьте-ка,
Где бы вам не пригодилась
Ма-те-ма-ти-ка! (Все ведущие вместе хором).
Организаторы поют песню "Дважды два - четыре".
1 ведущий:
Наш юный друг!
Сегодня ты пришел вот в этот зал,
Чтоб помечтать, подумать, отдохнуть,
Увидеть наш концерт и "бал",
Умом своим на все "взглянуть".
2 ведущий:
Сегодня вспомнишь формулу Герона,
Какую ты не раз писал
Ты вспомнишь также и Ньютона,
Бином которого познал.
3 ведущий:
Пусть в памяти твоей воскреснет Архимед,
Сраженный за великие творенья,
Пусть вспомнится известный всем Виет,
Открывший формулу для уравненья.
Ведущий:
Тебе знаком талантливый Декарт -
Систем координат создатель.
Ты знаешь Лобачевского, он русский брат,
Коперник геометрии, творец, ваятель.
5 ведущий:
Велик и ныне Чебышев титан,
А Софья Ковалевская - чудесная "русалка"!
Талант могучий им был дан,
Дана была им гениальная смекалка.
Ведущий:
Творцы великих мыслей и идей,
Какие род людской вынашивал столетья,
Пройдя сквозь бури трудных дней,
Переживут теперь тысячелетья.
7 ведущий:
Запомни то, что Гаусс всем сказал:
"Наука математика - царица всех наук",
Не зря поэтому он завещал -
Творить в огне трудов и мук.
Ведущий:
Безмерна роль ее в открытии законов,
В создании машин, воздушных кораблей,
Пожалуй, тpyдно нам пришлось бы без Ньютонов,
Каких дала история до наших дней.
9 ведущий:
Пусть ты не станешь Пифагором,
Каким хотел бы, может, быть!
Но будешь ты рабочим, может, и ученым,
И будешь честно Родине служить.
Слово учителей математики
Дорогие ребята! Сегодня мы предлагаем вам совершить увлекательное путешествие в мир математики. Каждый из вас может принять участие в конкурсах, которые будут проводиться на переменах, а также поучаствовать в маршрутной игре, которая состоится после уроков для учащихся 5 - 9 классов и в игре "Счастливый случай" для учащихся 10 - 11 классов.
После первого, третьего, четвёртого и пятого уроков мы приглашаем по одному участнику от класса в штаб нашего городка, где можно получить задания. В течение перемены вы всем классом выполняете задания, и в конце перемены сдаёте свои работы в штаб на подведение итогов. После второго урока мы ждём вас в рекреации первого этажа. Задания будут выполняться именно там. После шестого урока мы приглашаем вас всех в рекреацию первого этажа для участия в играх. Будьте активными, находчивыми, призывайте на помощь своих классных руководителей, родителей (по телефону). Мы желаем всем удачи. В добрый путь! (Дети отправляются на уроки с тем, чтобы вернуться сюда после первого урока).
Задания для классов на переменах.
Первая перемена. Разминка.
Разминочное задание, в котором дети должны найти соответствие имён и фамилий известных математиков. Ответить на вопросы ребята смогут, воспользовавшись интернетом, или, заглянув в кабинет математики. В каждом кабинете есть математическая литература и портреты великих математиков. Оцениваются работы по количеству правильно указанных соответствий. (Приложение 1).
Вторая перемена. Математические ребусы.
В рекреации первого этажа на стенах прикреплены ребусы в большом количестве. Участники всех классов могут подходить к ним и разгадывать. Список правильно угаданных ребусов сдаётся после перемены в штаб. Стоимость ребусов может быть различная, так как их сложность варьируется. Могут быть ребусы для старшеклассников и учащихся среднего звена отдельно. (Приложение 2).
Третья перемена. Кроссвордическая.
Каждому классу предлагается разгадать математический кроссворд. Они составлены с учётом возраста для каждого класса отдельно. Оцениваются в процентном соотношении верно угаданных слов. (Приложение 3).
Четвёртая перемена. Шарадная.
Каждому классу предлагается разгадать шарады, связанные с математическими понятиями. Сложность шарад различная, отдельно для классов разного возраста. (Приложение 4).
Пятая перемена. Художественная.
Каждому классу предлагается на миллиметровой бумаге с подготовленной системой координат получить изображение слона. Для этого надо правильно отметить все точки, координаты которых указаны в задании. Для учащихся 5 класса можно предложить составить из различных геометрических фигур какую - нибудь картину. Оцениваются работы по качеству выполнения. (Приложение 5).
Маршрутная игра.
Слово учителей математики:
Дорогие ребята! Сегодня вы уже прикоснулись к прекрасному миру математики. Хочется отметить, что все очень активно участвовали в выполнении наших заданий, старались. Но в каждой игре есть победители. Вот и сейчас мы можем подвести итоги того как вы применяли свои математические знания на переменах. (Подводятся итоги, оглашаются результаты, победители и призёры награждаются грамотами). Но пришла пора двигаться дальше.
1 ведущий:
Давайте, ребята, учиться считать,
Делить, умножать, прибавлять, вычитать.
Запомните все, что без точного счета
Не сдвинется с места любая работа.
2 ведущий:
Без счета не будет на улице света.
Без счета не сможет подняться ракета.
без счета письмо не найдет адресата
И в прятки сыграть не сумеют ребята.
3 ведущий:
Летит выше звезд арифметика наша,
Уходит в моря, строит здания, пашет,
Сажает деревья, турбины кует,
До самого неба рукой достает.
4 ведущий:
Считайте, ребята, точнее считайте,
Хорошее дело смелей прибавляйте,
Плохие дела поскорей вычитайте.
Учебник научит вас точному счету,
Скорей за работу, скорей за работу!
Слово учителей математики:
Итак, за работу, ребята. Сейчас просим вас получить маршрутные листы (Приложение 6), в соответствии с которыми вы будете проходить наш маршрут. На каждой станции вас ожидают организаторы, которые расскажут вам о правилах выполнения заданий. Они же оценят вашу работу и занесут в маршрутные листы ваши баллы. Переход на следующую станцию происходит со звонком. После прохождения маршрута встречаемся здесь же для подведения итогов. Желаем всем удачи!
Станции для учащихся младших классов.
Числовые ребусы.
Организаторы:
Буквы в столбиках подряд
Зашифрованы стоят,
Буква цифру означает,
Вот задача для ребят!
Если буквы разные,
Цифры тоже разные,
Повнимательней смотрите,
Ребус быстренько решите,
И тогда, сомненья нет,
Будет правильный ответ!
Вам предлагается отгадать числовые математические ребусы. Правило простое: каждая цифра заменяется на букву. Одинаковые цифры - одинаковые буквы. Разные цифры - разные буквы. Цифры следует подбирать таким образом, чтобы получился верный пример на вычисление. (Приложение 7).
Головоломки.
Организаторы:
Чтоб решить головоломку,
Нужно голову ломать,
И рисунки на картинке
Все на место расставлять.
Тут чего-то не хватает,
Это надо выяснять.
Да! Придётся поработать
Головой ученикам,
Круг, квадрат иль треугольник,
Что добавить надо нам?
Вам на нашей станции предлагается поломать голову, логически порассуждать над ситуацией. Вам придётся или выбрать лишнюю фигуру из предложенных или решить какой фигуры не хватает. (Приложение 8).
Последовательности.
Организаторы:
Числа выстроились в ряд как солдаты на парад,
Но не просто как попало, а по логике стоят.
Есть у них закономерность, её надо разгадать,
И ещё немного чисел к ним в рядочек дописать.
На ваш суд представлены несколько рядов чисел. Внимательно посмотрите, как построен каждый ряд чисел. Продолжите каждый ряд так, чтобы в нём было не меньше 10 чисел. (Приложение 9).
Игры со спичками.
Организаторы:
Спички сложены в примеры
И в фигуры разные,
Прямо скажем, что наборы
Вышли безобразные.
Как указано в заданьи,
Спички переставьте,
Композиции плохие
Быстренько исправьте!
Спички детям - не игрушка. Но у нас сегодня другая игра - арифметическая, спичечная. Перекладывайте спички так, чтобы все равенства оказались верными. А переложить надо всего лишь одну спичку. (Приложение 10).
Игра "Счастливый случай".
Проводится во время маршрутной игры в мультимедийном кабинете. Игра взята из газеты "Первое сентября", поэтому нет смысла её приводить.
Подведение итогов Дня математики.
Все собираются в рекреации первого этажа, сдают маршрутные листы учителям математики для их обработки.
Организаторы поют песню на мотив "Чему учат в школе".
Уравнения решать, радикалы вычислять -
Интересная у алгебры задача!
Интегралы добывать. Дробь делить и умножать
Постараешься - придет к тебе удача!
Геометрия нужна, но она ведь так сложна!
То фигура, то тела - не разберешься!
Аксиомы так нужны, теоремы так важны,
Их учи - и результата ты добьешься!
Есть науки хороши
Для развития души,
Их и сами вы все знаете конечно.
Для развития ума предназначена она
(показывают таблички со словом " Математика")
Это было, это будет, это вечно!
Слово учителей математики:
Итак, дорогие ребята! Сегодня вы на славу потрудились, пришла пора определить победителей в маршрутной игре и в игре "Счастливый случай". (Оглашаются результаты, награждаются классы - победители). Всем спасибо за участие. До новых встреч!
Список используемой литературы.
- А. В. Фарков: "Внеклассная работа по математике".
- Г. И. Григорьева: "Подготовка школьников к олимпиадам по математике".
- Т. А. Лепёхина: "Математическое ассорти".
- В. Ю. Сафонова: " Задачи по математике для внеклассной работы в 5 - 6 классах"
- Учебник по математике для 5 - го класса. Автор: Виленкин Н. Я.
- https://urok.1sept.ru/
- http://zaitseva-irina.ru/html/f1147577299.html