Программа конференции:
1. Вступительное слово ведущего.
2. Чтение писем об экологической обстановке в нашей местности - поселке Дербышки.
3. Сообщения учащихся о глобальных проблемах экологии.
4. Выступления участников экологической экспедиции.
5. Экологические опыты по определению загрязнений в воздухе, воде и почве.
6. Ответы на вопросы экологического содержания.
7. Заключение.
Цели:
- Развитие естественнонаучных, политических, нравственных, эстетических, экономических и социальных знаний о взаимоотношениях сообщества и природных систем.
- Приобретение опыта принятия экологических решений.
- Пропагандирование экологических идей среди сверстников, взрослых, старших товарищей.
- Проведение наблюдений, экспериментов, опытов и анализов по изучению окружающей среды.
- Формирование знаний и умений:
- Замечать влияние цивилизации на экосистему.
- Правильно оценивать значение природной среды в жизни человека
- Замечать неблагоприятные изменения, происходящие в ближайшей экологической среде.
- Объяснять экологическое явление.
- Планировать и проводить простые наблюдения и эксперименты, связанные с охраной воды, почвы, воздуха.
Звучит песня "Люди - человеки".
1 ученик:
Целый мир охватив от Земли до небес,
Всполошив не одно поколение
По планете шагает научный прогресс,
Что несет нам его проявление?
2 ученик:
Мы сегодня стоим пред проблемой проблем,
Проступившей так четко и явственно
Видно время серьезно задуматься всем
Над вопросом "Наука и нравственность"
3 ученик:
Нам открыты пути, нам шагать далеко
Мы в ответе за все перед вечностью!
Ведущий: Слово "экология" вам знакомо, вы часто его слышите, встречаете в газетах, книгах. В переводе с греческого оно означает дом, жилище. И неслучайно этим словом называют науку об отношениях растительных и животных организмов, в том числе людей и образуемые ими сообщества, с окружающей средой- тем домом, в котором живет человечество. Чтобы жить в нем без страха за свое здоровье, радоваться красотам природы, нужно беречь этот дом, иначе вообще можно погибнуть, так как человек часть природы, и ее разрушение грозит ему множеством бед.
Видеофрагменты:
- Озоновые дыры
- Наводнение
- Торнадо
- Техногенные катастрофы
Ведущий:
Меняем реки, страны, города:
Иные двери: Новые года:
А никуда нам от себя не деться,
А если деться - только в некуда.
4 ученик:1874 год - на улицах Казани появляются первые газовые фонари; 1928 год - строительство канализации; в 1933 году на площади Свободы, на берегу Казанки построили первую ТЭЦ, которая обеспечивала промышленные предприятия электрической энергией и теплом, а город - светом. С ТЭЦ горячая вода подавалась в городскую баню на углу Большой Красной, а неочищенные сточные воды сбрасывались в Казанку. Процесс интенсивной добычи нефти, с последующей закачкой воды вызвал состояние сейсмической ситуации на территории Татарстана. Существует перечень районов республики, почва в которых заражена радиоизотопами.
Ведущий: Наши ученики встретились с пожилыми людьми, с коренными жителями поселка, чтобы представить себе местную экологическую ситуацию и что нужно сделать для того, чтобы сохранить нашу природу.
5 ученик: Пожилые люди рассказывают какой красивой была природа нашего края. В Казанке текла чистая, прозрачная вода, в ней водилось очень много рыбы, в лесах обитали разны животные и птицы. Особенно много было лис, зайцев, волков, встречались глухари и др. На лугах росли травы, цветы, ягоды; трава была высокая и яркозеленая. На берегу Казанки в Дербышках действует очистительное сооружение, однако оно не обеспечивает очистку сточных вод до нормативных показателей. Никто не учитывает ущерб окружающей среде, раз так, то понятно, почему на предприятиях качество используемой в технологических процессах воды проверяется с помощью 10 приборов, а загрязненность сбрасываемой воды одним прибором или вообще не контролируется.
6 Ученик: Речка Нокса стала грязной; на некоторых улицах можно увидеть кучи мусора. В окрестных лесах встречается всякий бытовой хлам, выжженные места от костров, бетонные могильники - результат деятельности местных предприятий. Настал час задуматься, как не допустить дальнейшего ухудшения экологической обстановки. Мне кажется, что мы должны начать с себя: не мусорить в лесу, на улице, на берегах наших рек Казанки и Ноксы, не ломать веток, не рвать зря цветов, особенно редких.
7 ученик: Нельзя быть бессердечными и равнодушными к тому, Что происходи здесь, где мы живем. Казанка обмелела, потому что засорили родники - источники ее вод. Тот, кто найдет какой-либо родничок , вспомните об этом, расчистите его, полюбуйтесь живостью текущих из него ручейков, чистотой и прозрачностью его воды, попробуйте, как она вкусна. Давайте же беречь то, что дано нам Природой!
8 ученик: Современный человек образован, много знает об окружающем мире, умеет применять свои знания для создания разнообразной техники, помогающей ему пользоваться природными ресурсами. Знание - сила, но она слепа, зрячей ее делает душа. Только душевный человек, чувствующий красоту природы и испытывающий боль от наносимого ей вреда, будет беречь природу, думать о предотвращении негативных экологических последствий.
9 ученик: Неисповедимы пути даже самых лучших научных программ к практике. ИМГРЭ (Институт минералогии, геохимии и кристаллохимии редких элементов) Мингео России - крупнейшее объединение специализированных геохимических работ предлагает контролировать состояние окружающей среды по уровню загрязнения токсическими химическими элементами.
10 ученик: Созданная ими новая технология контроля состояния окружающей среды применяется для выявления и оконтуривания очагов загрязнений на территории интенсивного хозяйственного освоения: в городах, промышленных комплексах. Изучение миграционных потоков химических элементов - "загрязнителей"и выявлении связи между ними в транзитных (воздух, вода, материальная продукция)и депонирующих (почвы, донные отложения, снеговой покров, биологические объекты ) средах. Её использование позволяет оперативно обнаруживать по степени экологической опасности различные источники загрязнений, определять их размеры, воздействие на окружающую среду, строить карты пространственной дифференциации токсичных элементов, а также оценивать биохимические, биологические, гигиенические последствия, кумулятивного последствия загрязнений на различные категории биологических объектов и здоровье человека.
11 ученик: В питьевой воде содержатся многие металлы. Концентрация их так мала, что они не представляют опасности для здоровья. Однако, если уровень их содержания превышает установленные нормативы, возникает угроза накопления этих веществ в организме.
12 ученик: При длительном употреблении воды с повышенным содержанием кадмия и хрома могут возникнуть заболевания почек, меди - желудочно-кишечного тракта, ртути - центральной нервной системы, цинка - расстройство деятельности желудка и двигательного аппарата, мышьяка -почек, печени, легких, сердечно-сосудистой системы, селена - кишечника, печени, почек, бериллия - органов кроветворения и нервной системы.
13 ученик: У нас нет пока экономического механизма, который заставлял бы аккуратнее относиться к окружающей среде, к использованию пестицидов и минеральных удобрений. Это привело к тому, что уже многие водоемы загрязнены нитратами и нитритами - соединениями азота, которые в организме человека и животных легко преобразуются в канцерогенные нитрозосоединения.
14 ученик: Рост научно-технического прогресса , расширение масштабов производства приводят к серьезным нарушениям в комплексе условия обитания человека; таких причин несколько:
- 1. нехватка средств на природоохранные мероприятия
- 2. недочеты и ошибки в планировании
- 3. нарушение принципов хозяйствования
- 4. недостатки в воспитании людей в духе бережного отношения к природе.
15 ученик: Коллегия Прокуратуры России рассмотрела результаты проверок и потребовала от прокуроров 30 городов и районов взять под контроль предприятия и объединения, на которых нарушаются санитарно-гигиенические нормативы.
16 ученик: Мы говорим о работе промышленных и энергетических предприятий, но ведь одним из главных загрязнителей является автомобильный транспорт.
17 ученик: Безусловно. Автомобили только в атмосферу Земли ежегодно выбрасывают около 190 млн т двуокиси углерода, свыше 50 млрд т различных углеводородов и окиси серы, соединений свинца; 50 млн т окислов азота. И как следствие - образование смога, "кислотных дождей", возникновение парникового эффекта, транспортные происшествия и другие экологические проблемы.
18 ученик: Известно, что наши автомашины плохо продаются потому что не удовлетворяют современным санитарно-гигиеническим требованиям по выбросу токсичных веществ и нормативам по дымкости. К сожалению, выполнение экологических стандартов не проверяется, отношение к проблемам окружающей среды меняется крайне медленно.
19 ученик: ":. На каждом шагу факты напоминают нам о том, - писал Ф.Энгельс, - что отнюдь не властвуем над природой так, как завоеватель властвует над чужим народов, не властвуем над ней так, как кто-либо находящийся вне природы, - что мы, наоборот, нашей плотью и мозгом принадлежим ей и находимся внутри ее, что все наше господство над ней состоит в том, что мы, в отличии от всех других существ, умеем познавать ее законы, и правильно их применять".
Ведущий: В течение прошлого учебного года успешно работала ученическая экологическая экспедиция. Экологическая экспедиция, которая часто встречала препятствия в процессе общения с людьми разных слоев населения. Информация, которые они получили, заслуживает большого внимания.
20 ученик:
У нас пути иного нету,
Одна волнующая нить -
Неповторимую планету
В наши жизни сохранить.
Сообщение экспедиции: В Казани размещены следующие отрасли промышленности, как машиностроение и металлобработка, химическая, нефтехимическая, деревообраба-тывающая, легкая, пищевая, строительных материалов, тепловые электростанции. Из-за увеличения количества высотных построек в городе произошло ослабление скорости ветра, по сравнению с Дербышками в среднем 1,5 м/с. Изменился климат, сократилось число снежных дней. Изменение метеорологических факторов приводит к росту содержания загрязнителей в атмосфере. В Казани, как и в других городах, действует перечень ПДК вредных веществ в воздухе населенных мест, включающий сотни веществ. Эти нормы действуют, начиная с поверхности Земли вплоть до уровня верхних этажей самых высоких зданий. Установлено два типа ПДК: максимально разовые и среднесуточные. Первые могут вызвать кашель, раздражение слизистой оболочки и т.д. на повышенную концентрацию вредных веществ. Вторые - прямое или косвенное воздействие на здоровье человека. По некоторым оценкам выбросы вредных веществ превысили 1 млн.т. Больше всего оксида углерода (0,63), углеводородов (0,19), оксидов азота (0,14), вклад автотранспорта в загрязнение воздуха составил 70%. Средние за год концентрации в воздухе формальдегида составили 6 ПДК, оксидов азота, фенола, аммиака - 2 ПДК. Так, например, среднегодовая концентрация оксида азота превышает ПДК в 2 раза, а максимальное разовое превышение в 10-15 раз. Средняя по городу концентрация оксида углерода (__)ниже ПДК, но на проспектах и в центре города максимально разовые концентрации превышены в 30 раз. При распространении загрязняющих веществ от источников выбросов необходимо знать метеорологическую ситуацию, которая определяет перенос загрязнителей от источников выбросов. Результаты наблюдения показали, что зимой в лучших условиях находятся северные и северо-восточные районы нашей столицы ( в том числе и район Дербышек), а наиболее загрязнены юго-западные районы. Летом создаются наиболее неблагоприятные условия в южных районах, при этом потенциал загрязнения возрастает в 50 раз. Состояние водопроводной воды оставляет желать лучшего: для обеззараживания на водопроводных станциях применяют хлор. Доказано, что при хлорировании воды, содержащей некоторые органические вещества, в ней могут образоваться тригаломинаты- производные метана, в молекулах которого часть атомов водорода замещены атомами галогенов (хлора, брома или иода). Эти соединения обладают большой биологической активностью и являются канцерогенми. К сказанному следует добавить, что параллельно водопроводным трубам иногда проходят канализационные, которые из-за ветхости пропускают наружу часть содержащихся в них нечистот. Увеличивается объем неочищенных сточных вод, попадающих в реки и озера. Был случай, когда в районе Азино возникла вспышка холеры, которая была вызвана загрязнением вод неочищенными хозяйственно-бытовыми стоками. Жесткая вода (с минерализацией выше 1 г/л непригодна не только для питья, но и для многих видов хозяйственной деятельности. Стало очевидно, что проблемы здоровья смыкаются с общеэкологическими проблемами, решение которых должно быть безотлагательным.
Ведущий: Наша экспедиция не только собирала сведения о состоянии окружающей среды в Татарстане, но и проводила экологические исследования, применяя различные химические методы.
21 ученик:
Химия! Слово какое чудесное!
Химия! Даже не слово - песня!
Химия в жизни на каждом шагу!
Химия! Жить без тебя не могу!
Ты в хлебе, игрушках,
В громких хлопушках!
В краске, бензине!
И в апельсине!
В тканях, резине!
В металлах, продуктах!
В картошке и фруктах!
Мы повторяем вам снова и снова:
Химия -самое главное слово!
22 ученик: Проводя эксперименты, каждый участник экспедиции почувствовал важность экологических проблем:
ОПЫТ №1: оценивание загрязненности снега в данной местности - в чистые стеклянные банки набрали снег из различных мест (у дороги, в лесу, в центре поселка, в центре города), поставили в комнате и дождались пока он растает. По наличию мусора в воде определили, что самый грязный снег у дороги, затем в городе, в центре поселка, а самый чистый - в лесу.
ОПЫТ №2: оценивание загрязненности окружающего воздуха - первый раз с помощью пылесоса и влажной фильтровальной бумаги, а второй раз с помощью чистого кусочка ваты, смоченного одой для протирания оконных рам, для определения пыли у дороги развешивали не деревьях мокрую фильтровальную бумагу. Через 5-6 часов оценивали результат.
ОПЫТ № 3: - определение свинца на поверхности Земли -индикатором свинца является 1Н раствор иодида калия и 6% раствор азотной кислоты - проводили качественный анализ, по количеству осадка оценивали количество свинца.
ОПЫТ № 4: определяли количество свинца в почве- также брали пробы в пакеты, на каждый клеили этикетку. Подсушили в течение 5 дней, из каждой пробы брали навеску по 10 мг смешивали с дистиллированной водой, через сутки добавляли индикатор свинца. Вывод: на обочины дороги и в городе одинаковое количество, а в лесу его нет.
ОПЫТ №5: определение содержания свинца в растениях. Исследуемый материал - листья, траву, упаковывали в пакеты. Каждую растительную группу превратили в гомогенат, залили дистиллированной водой, оставили на сутки, а затем по описанной выше схеме ввели индикатор свинца.
Общий вывод: содержание свинца превышает ПДК у дорог, в пределах нормы в городе, а в лесу он почти отсутствует.
Младшая группа учащихся исследовала воду в реке Нокса на цветность, прозрачность, запах, наличие ионов хлора (нитратом серебра), наличие жира (камфарой).
Вывод: вода непригодна даже для технических нужд, отвратительно пахнет, содержит хлор,, жировые загрязнения. Экологическая обстановка крайне напряженная и нужно принимать срочные меры по спасению окружающей нас природы!!!
Ведущий: Сегодня каждый из нас получил огромное количество информации о состоянии природы нашего края и республики. Вспомним и ответим на вопросы, который приготовили нам участники экспедиции:
- Что означает слово "экология"?
- Каким помнят старожилы свой родной поселок?
- Когда появились первые газовые фонари на улицах Казани?
- Когда построили первую канализацию?
- К чему может привести закачка воды в использованные скважины?
- Почему Казанка обмелела?
- Назвать причины нарушения условий обитания человека.
- Перечислить химические вещества, выбрасываемые в виде продуктов сгорания автомобилями?
- Как влияет на скорость ветра высота построек?
- Газ, необходимый для дыхания?
- Из чего делают бензин?
- Как влияет пролитый бензин на обитателей водоема?
- Что является индикатором на свинец?
- Какие металлы преобладают в питьевой воде в Дербышках?
Хочется верить, что сегодняшний разговор о экологии не пройдет бесследно, и каждый из вас сделает соответствующие выводы:
Наше время настало, ребята.
Родную природу беречь и любить.
Ведь для каждого очень важно,
Как на нашей планете жить.Нам, как радость, нужны и понятны
Шум лесов и ручьев хлопотливая речь.
Так давайте же вместе ребята,
Родную природу беречь!