Программа факультативного курса "Юный химик" для учащихся 8-х классов

Разделы: Химия, Внеклассная работа


Пояснительная записка.

Главное условие изучения любого предмета - заинтересованность учащихся в получении знаний. Поддержать этот интерес к изучению химии, а также углубить теоретические знания и практические умения помогает введение ещё в 8-ом классе данного факультативного курса.

На изучение отводится 34 ч. в год (1 ч. в неделю). Темы занятий примыкают к основному курсу, доступно углубляя отдельные вопросы, систематизируя материал, изучаемый на уроках, дополняя основной курс сведениями, важными в общеобразовательном или прикладном отношении.

Большое внимание уделяется практической части, которая следует непосредственно за школьным курсом химии и занимает 2/3 отведённого времени. Задача практической части – отработать основные экспериментальные умения, необходимые для монтирования приборов, получения веществ, их очистки, приготовления растворов различной концентрации и др.

В данном факультативном курсе предусматривается выполнение домашних творческих экспериментальных заданий из раздела «Химия в быту», результаты которых докладываются на отдельных занятиях чаще в конце изучения темы. Учащиеся, занимающиеся на факультативе, в последующем помогают учителю в проведении внеклассных мероприятий.

Правила работы в химическом кабинете. Первоначальные химические понятия. (8 ч.)

Предмет химии. Вещества, смеси. Способы разделения смесей. Хроматография. Опыты М. С. Цвета. Физические и химические явления. Уравнения химических реакций. Формулы веществ. Валентность элементов. 

Химия веществ. (9 ч.)

Способы получения кислорода и его применение. Способы получения оксидов. Тепловой эффект химических реакций.

Способы получения водорода. Классификация кислот по различным признакам. Способы получения солей, оснований. Изменение цвета индикатора в зависимости от среды раствора.

Практические занятия:

  1. Горение веществ на воздухе и в кислороде (1 ч.).
  2. Проведение реакций с различным тепловым эффектом (1 ч.)
  3. Получение водорода разными способами при различной температуре и различной степени разбавления кислоты (1 ч.).
  4. Получение определённого количества соли, выделение её в твёрдом виде и очистка методом перекристаллизации (2 ч.)
  5. Получение гидроксидов кальция, меди, железа, изучение их свойств (1 ч.)

Вода. Растворы. (12 ч.).

Процесс растворения как физико-химический процесс. Растворитель и растворённое вещество. Тепловые явления, сопровождающие процесс растворения, использование их в практике.

Кристаллизация веществ. Кристаллогидраты.

Концентрация растворов. Способы выражения концентрации растворов. Коэффициент растворимости.

Практические занятия:

  1. Количественное определение кристаллизационной воды в медном купоросе (2 ч.).
  2. Выращивание кристаллов солей (2 ч.).
  3. Приготовление растворов заданной концентрации, необходимых для учебной работы (1 ч.).
  4. Определение концентрации растворов кислот и щелочей по плотности их растворов (1 ч.).

Обобщение полученных знаний. (5ч.)

Классификация неорганических соединений. Генетическая связь между классами веществ.

Роль химии в народном хозяйстве. Защита окружающей среды.

Практические занятия:

Осуществить превращения (2 ч.)

  1. Cu→CuO→CuSO4→Cu(OH)2→CuO→Cu
  2. Mg→MgO→MgCl2→Mg(OH)2→MgSO4→MgCl2.

Поурочное планирование.

№п/п Тема занятия.
1. Вводное занятие. Что изучает химия.
2. Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила работы с лабораторным оборудованием.
3. Знакомство с веществами, смесями. Эти разные, разные вещества.
4. Хроматография. Опыт М. С. Цвета.
5. Физические и химические явления. Уравнения химических реакций.
6. Чем соединения отличаются от смесей.
7. Вывод формулы вещества по известным массовым долям элементов.
8. Расчёт валентности элементов в соединениях, содержащих более 2ух элементов.
9. Способы получения кислорода, его применение. Способы получения оксидов.
10. Практич. Раб. Горение веществ на воздухе и в кислороде.
11. Тепловой эффект химических реакций.
12. Практич. Раб. Проведение реакций с различным тепловым эффектом.
13. Практич. Раб.Получение водорода разными способами.
14. Классификация кислот. Способы получения солей, оснований. Действие индикаторов.
15-16. Практич. Раб. Получение определённого количества соли и выделение её в чистом виде методом перекристаллизации.
17. Практич. Раб. Получение гидроксидов кальция, меди, железа, изучение их свойств.
18. Процесс растворения как физико-химический процесс.
19. Кристаллизация веществ. Кристаллогидраты.
20-21. Практич. Раб. Количественное определение кристаллизационной воды в медном купоросе.
22-23. Выращивание кристаллов солей.
24. Концентрация растворов. Способы выражения концентрации растворов.
25-26. Решение задач на растворы.
27. Практич. Раб. Приготовление растворов заданной концентрации, необходимых для учебной работы.
28. Практич. Раб. Определение концентрации растворов кислот и щелочей по плотности их растворов
29. Коэффициент растворимости.
30. Классификация неорганических веществ.
31. Генетическая связь неорганических соединений.
32. Защита окружающей среды.
33-34. Практич. Раб. Осуществить превращения.