Пояснительная записка.
Главное условие изучения любого предмета - заинтересованность учащихся в получении знаний. Поддержать этот интерес к изучению химии, а также углубить теоретические знания и практические умения помогает введение ещё в 8-ом классе данного факультативного курса.
На изучение отводится 34 ч. в год (1 ч. в неделю). Темы занятий примыкают к основному курсу, доступно углубляя отдельные вопросы, систематизируя материал, изучаемый на уроках, дополняя основной курс сведениями, важными в общеобразовательном или прикладном отношении.
Большое внимание уделяется практической части, которая следует непосредственно за школьным курсом химии и занимает 2/3 отведённого времени. Задача практической части – отработать основные экспериментальные умения, необходимые для монтирования приборов, получения веществ, их очистки, приготовления растворов различной концентрации и др.
В данном факультативном курсе предусматривается выполнение домашних творческих экспериментальных заданий из раздела «Химия в быту», результаты которых докладываются на отдельных занятиях чаще в конце изучения темы. Учащиеся, занимающиеся на факультативе, в последующем помогают учителю в проведении внеклассных мероприятий.
Правила работы в химическом кабинете. Первоначальные химические понятия. (8 ч.)
Предмет химии. Вещества, смеси. Способы разделения смесей. Хроматография. Опыты М. С. Цвета. Физические и химические явления. Уравнения химических реакций. Формулы веществ. Валентность элементов.
Химия веществ. (9 ч.)
Способы получения кислорода и его применение. Способы получения оксидов. Тепловой эффект химических реакций.
Способы получения водорода. Классификация кислот по различным признакам. Способы получения солей, оснований. Изменение цвета индикатора в зависимости от среды раствора.
Практические занятия:
- Горение веществ на воздухе и в кислороде (1 ч.).
- Проведение реакций с различным тепловым эффектом (1 ч.)
- Получение водорода разными способами при различной температуре и различной степени разбавления кислоты (1 ч.).
- Получение определённого количества соли, выделение её в твёрдом виде и очистка методом перекристаллизации (2 ч.)
- Получение гидроксидов кальция, меди, железа, изучение их свойств (1 ч.)
Вода. Растворы. (12 ч.).
Процесс растворения как физико-химический процесс. Растворитель и растворённое вещество. Тепловые явления, сопровождающие процесс растворения, использование их в практике.
Кристаллизация веществ. Кристаллогидраты.
Концентрация растворов. Способы выражения концентрации растворов. Коэффициент растворимости.
Практические занятия:
- Количественное определение кристаллизационной воды в медном купоросе (2 ч.).
- Выращивание кристаллов солей (2 ч.).
- Приготовление растворов заданной концентрации, необходимых для учебной работы (1 ч.).
- Определение концентрации растворов кислот и щелочей по плотности их растворов (1 ч.).
Обобщение полученных знаний. (5ч.)
Классификация неорганических соединений. Генетическая связь между классами веществ.
Роль химии в народном хозяйстве. Защита окружающей среды.
Практические занятия:
Осуществить превращения (2 ч.)
- Cu→CuO→CuSO4→Cu(OH)2→CuO→Cu
- Mg→MgO→MgCl2→Mg(OH)2→MgSO4→MgCl2.
Поурочное планирование.
№п/п | Тема занятия. |
1. | Вводное занятие. Что изучает химия. |
2. | Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила работы с лабораторным оборудованием. |
3. | Знакомство с веществами, смесями. Эти разные, разные вещества. |
4. | Хроматография. Опыт М. С. Цвета. |
5. | Физические и химические явления. Уравнения химических реакций. |
6. | Чем соединения отличаются от смесей. |
7. | Вывод формулы вещества по известным массовым долям элементов. |
8. | Расчёт валентности элементов в соединениях, содержащих более 2ух элементов. |
9. | Способы получения кислорода, его применение. Способы получения оксидов. |
10. | Практич. Раб. Горение веществ на воздухе и в кислороде. |
11. | Тепловой эффект химических реакций. |
12. | Практич. Раб. Проведение реакций с различным тепловым эффектом. |
13. | Практич. Раб.Получение водорода разными способами. |
14. | Классификация кислот. Способы получения солей, оснований. Действие индикаторов. |
15-16. | Практич. Раб. Получение определённого количества соли и выделение её в чистом виде методом перекристаллизации. |
17. | Практич. Раб. Получение гидроксидов кальция, меди, железа, изучение их свойств. |
18. | Процесс растворения как физико-химический процесс. |
19. | Кристаллизация веществ. Кристаллогидраты. |
20-21. | Практич. Раб. Количественное определение кристаллизационной воды в медном купоросе. |
22-23. | Выращивание кристаллов солей. |
24. | Концентрация растворов. Способы выражения концентрации растворов. |
25-26. | Решение задач на растворы. |
27. | Практич. Раб. Приготовление растворов заданной концентрации, необходимых для учебной работы. |
28. | Практич. Раб. Определение концентрации растворов кислот и щелочей по плотности их растворов |
29. | Коэффициент растворимости. |
30. | Классификация неорганических веществ. |
31. | Генетическая связь неорганических соединений. |
32. | Защита окружающей среды. |
33-34. | Практич. Раб. Осуществить превращения. |