Интегрированный урок (физика + математика) "Применение основного свойства пропорции при решении физических задач"

Разделы: Математика, Физика


Цель: продолжить работу по формированию умения решать физические задачи с помощью основного свойства пропорции.

Ход урока

Диктант (5 минут).

Учащиеся выполняют работу на листочках.

I вариант:

  1. Электрическая сопротивление зависит от …
  2. Единицы сопротивления.
  3. Напряжение измеряется … (прибор).
  4. U = 2B
    I = 5A
    R – ?
  5. Pжелеза = 0,1 ом*мм/м
    L = 5м
    R = 25 Oм
    S – ?

II вариант:

  1. Единицы силы тока …
  2. Удельное электрическое сопротивление характеризуется …
  3. Сила тока измеряется … (прибор).
  4. R = 5 Ом
    I = 4 А
    U – ?
  5. Pжелеза = 0,1 ом*мм/м
    R = 50 Ом
    S = 2 мм
    L – ?

Учитель для проверки собирает листочки.

Ситуация успеха.

Задача. При напряжении на концах проводника 4В, сила тока в проводнике 1,5А. Какой будет сила тока в проводнике, если напряжение на его концах увеличится до 8В? Если напряжение на его концах уменьшится до 1В?

Решение.

Ib – ?
Id – ?
Ua = 4B
Ub = 8B
Ud = 1B
Ia = 3/2A
  R = U/I
R = 4/1,5 = 8/3OM
Ia = U/R
Ia = 1,5A
Ib = 3A
Id = 3/8A

Учащиеся легко справились с решением задачи.

Создание проблемной ситуации на уроке.

Задача. В простейшем приборе – кипятильнике перегорела спираль. Сгоревшую часть спирали удалили, укоротив спираль. Как после ремонта будет работать кипятильник?

Давайте решим проблему с помощью практических заданий.

Для практической работы учащимся выдаются необходимые материалы.

Работа в группах.

1 группа. 2 медных проводника разной толщины. Определить их сопротивление при включении в электрическую цепь. Чье сопротивление больше?

2 группа. 2 медных проводника разной длины. Определить их сопротивление при включении в электрическую цепь. Чье сопротивление больше?

3 группа. Медный и стальной проводники одинаковой длины. Определить их сопротивление при включении в электрическую цепь. Чье сопротивление больше?

4 группа. Медный и стальной проводники одинаковой толщины. Определить их сопротивление при включении в электрическую цепь. Чье сопротивление больше?

Обсуждение итогов работ. Каждая группа отчитывается о проделанной работе, учитель оценивает работу детей.

Вывод. Сопротивление зависит от:

  • рода материалов,
  • от длины проводника,
  • от толщины проводника.

Итог урока.

На уроке систематизировали знания и умения применять основное свойство пропорции при решении задач по физике.