Цель: продолжить работу по формированию умения решать физические задачи с помощью основного свойства пропорции.
Ход урока
Диктант (5 минут).
Учащиеся выполняют работу на листочках.
I вариант:
- Электрическая сопротивление зависит от …
- Единицы сопротивления.
- Напряжение измеряется … (прибор).
- U = 2B
I = 5A
R – ? - Pжелеза = 0,1 ом*мм/м
L = 5м
R = 25 Oм
S – ?
II вариант:
- Единицы силы тока …
- Удельное электрическое сопротивление характеризуется …
- Сила тока измеряется … (прибор).
- R = 5 Ом
I = 4 А
U – ? - Pжелеза = 0,1 ом*мм/м
R = 50 Ом
S = 2 мм
L – ?
Учитель для проверки собирает листочки.
Ситуация успеха.
Задача. При напряжении на концах проводника 4В, сила тока в проводнике 1,5А. Какой будет сила тока в проводнике, если напряжение на его концах увеличится до 8В? Если напряжение на его концах уменьшится до 1В?
Решение.
Ib – ? Id – ? Ua = 4B Ub = 8B Ud = 1B Ia = 3/2A |
R = U/I R = 4/1,5 = 8/3OM Ia = U/R Ia = 1,5A Ib = 3A Id = 3/8A |
Учащиеся легко справились с решением задачи.
Создание проблемной ситуации на уроке.
Задача. В простейшем приборе – кипятильнике перегорела спираль. Сгоревшую часть спирали удалили, укоротив спираль. Как после ремонта будет работать кипятильник?
Давайте решим проблему с помощью практических заданий.
Для практической работы учащимся выдаются необходимые материалы.
Работа в группах.
1 группа. 2 медных проводника разной толщины. Определить их сопротивление при включении в электрическую цепь. Чье сопротивление больше?
2 группа. 2 медных проводника разной длины. Определить их сопротивление при включении в электрическую цепь. Чье сопротивление больше?
3 группа. Медный и стальной проводники одинаковой длины. Определить их сопротивление при включении в электрическую цепь. Чье сопротивление больше?
4 группа. Медный и стальной проводники одинаковой толщины. Определить их сопротивление при включении в электрическую цепь. Чье сопротивление больше?
Обсуждение итогов работ. Каждая группа отчитывается о проделанной работе, учитель оценивает работу детей.
Вывод. Сопротивление зависит от:
- рода материалов,
- от длины проводника,
- от толщины проводника.
Итог урока.
На уроке систематизировали знания и умения применять основное свойство пропорции при решении задач по физике.