Школьная газета как средство развития творческих способностей обучающихся

Разделы: Внеклассная работа


Творчество - это движущая сила, которая поддерживает в нас жизнь
Майк Вэнс

Наше время – это время перемен.

Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие креативно мыслить.

Учеными доказано, что любой ученик способен к творческой деятельности, поэтому учителю необходимо уметь организовать такую деятельность, которая побуждала бы каждого школьника к раскрытию своих творческих способностей не только на уроке, но и во внеурочное время. Являясь логическим продолжением учебной деятельности, внеклассная работа способствует удовлетворению индивидуальных потребностей тех обучающихся, которые стремятся глубже усвоить материал, чем на уроке, проявить себя в практической деятельности. Этому способствует участие в сетевых предметных проектах, конкурсах, кружковой работе.

В течение двух лет (2007-2008 учебный год) я вела элективный курс для учащихся 9-х классов "Введение в журналистику», результатом работы стал выпуск школьной газеты «Переменка» (первый номер вышел 7 марта 2007 года). Ребята 1 потока сумели выпустить 3 номера газеты (1 раз в месяц). Учащиеся 2 потока - 2 номера (1 раз в четверть).

В 2008-2009 году было решено организовать кружок «Юный журналист», <Приложение 1> задачей которого являлся выпуск школьной газеты. Был объявлен набор учащихся с 1-11 класс, желающих заниматься творческой деятельностью. И такие ребята нашлись. Закипела работа: с энтузиазмом учащиеся принялись делать новые выпуски, ведь газета призвана осветить важнейшее события школьной жизни, поднять актуальные проблемы, реализовать способности учеников. Здесь роль газеты трудно переоценить – это и объективность информации, и, в какой-то степени, реклама событиям школьной жизни, и даже вклад в создание имиджа школы, поддержание её престижа.

Издание общешкольной газеты, безусловно, служит и развитию детского самоуправления. В редколлегию принимаются все желающие. Состав работающих здесь подвижен и охватывает от 5 до 15 человек. Это ребята разных классов, в основном с седьмого по одиннадцатый.

Каждый номер, его содержание (а изначально и то, какой должна быть газета и ее рубрики) обсуждаются на собрании редколлегии. Необходимо отметить, что качество статей школьников за это время возросло – можно говорить даже об обучающей роли газеты, а то, что это хорошая журналистская школа – абсолютно очевидно.

В нашей редакции собрались самые разные люди: поэты, художники, просто творческие личности, которым интересно делать репортажи, опросы, брать интервью, писать статьи. Ребята имеют уникальную возможность попробовать свои силы и проявить творческие таланты, занимаясь таким интересным делом как выпуск газеты! <Приложение 2>

В каждый номер мы пытаемся вложить частичку своей души и тем самым сделать его познавательным, интересным и развлекательным.

В школьной газете «Переменка» много рубрик: «Школьные новости», «Советы бывалых», «Спортивная страничка», «Проба пера», «Калейдоскоп», «Поздравляем», «Знай наших». Так, например, рубрика «Проба пера» посвящена ребятам, которые могут и умеют писать стихотворения, рассказы. Наша задача - помочь юным талантам проявить себя, донести их творчество до общественности. Желающие могут передать нам свои работы и увидеть их в следующих выпусках газеты. В нашей группе - участников создания школьной газеты - собраны ученики из 1-11 классов с разнообразными характерами и непохожими идеями, задумками. Каждый участник увлекается чем-то своим: кто-то учебой, кто-то спортом, кто-то рисованием, кто-то музыкой, а кто-то ничем. Но, приходя в 215 кабинет, любой становится частью чего-то целого, неразделимого, где любая идея важна и актуальна. <Приложение 3>

Все это объединяет нас в один сплочённый коллектив и дает возможность, используя сильные стороны друг друга, придумывать и воплощать все идеи, делая каждый номер уникальным и непохожим на другие! Нам удалось принять участие в окружном Фестивале детской прессы «Клёпа собирает друзей». (Октябрь 2008 год), организованный Ленинским административным округом города Омска, в конкурсе презентаций школьных изданий, проводимом кафедрой СиЯМК филологического факультета ОмГУ (2009 год).

Таким образом, общешкольная газета – еще и способ самореализации, развития ученика, способ привлечения подростков к участию в работе СМИ, в частности, к изданию школьной периодики. Реализация данного проекта позволяет создать базу для развития творческого потенциала учащихся. Подросткам прививается интерес к таким профессиям, как журналист, корреспондент, дизайнер, верстальщик, корректор.

С каждым годом появляется все больше периодических изданий для детей и подростков. Все они замечательные, но хотелось бы иметь именно школьную газету, в которой освещались бы важные и значительные события в жизни школы.

Газета - важнейшее средство самовыражения ребенка. Именно школьные газеты позволяют детям и подросткам научиться высказывать свои идеи, помогают лучше познать себя, открыть мир. Кроме того, в процессе совместной деятельности по созданию газеты между представителями разных поколений устанавливаются отношения взаимопонимания. Действительно, мир школьной прессы - очень значимая часть жизни учебного заведения. А поэтому

«Переменка» - это газета о тебе и для тебя. Это твоя газета!

«Переменка» пишет про тебя и твоих друзей, а не про далёких и недоступных звёзд и кумиров.

«Переменка» находит героев среди обычных людей.

В «Переменке» нет барьера между читателем и автором, они – друзья, а не соперники.

«Переменка» открыта для просьб и предложений и готова меняться к лучшему по желанию его читателей.

«Переменка» воспитывает вдумчивых читателей и талантливых журналистов. Её авторы идут выше и становятся настоящими профессионалами своего дела.

Возможно, у нас ещё не так профессионально сделана газета, требуется коррекция дизайна, вёрстки, но самое главное – есть к чему стремиться, а значит, работа продолжается.

Евгения Поспелова (ученица 9 «Б» класса) так выразила суть работы в газете:

Мне всегда хотелось что-то написать,
Чтоб полезным было и не лень читать.
Свою мечту я воплотила:
В газету я пришла
И вот пишу о том, что мило,
Всё то, о чём мечтать могла.
Стихи учителю, заметка о питании…
Это лишь начало моего труда.
Задачи, темы и статьи -
Вот и есть исполнение моей мечты!

Значит, с уверенностью можно сказать, что работа проводится не зря и необходима талантливым ученикам.