Интегрированный урок (ОБЖ + русский язык) "Правилам движения – наше уважение!". 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цели:

  • повысить интерес и активизировать познавательную деятельность учащихся в изучении правил и безопасности дорожного движения и русского языка;
  • закрепить соответствующие знания, умения, навыки;
  • развивать мышление, внимание, память, устную речь.

Задачи: посредством использования интересных сведений и занимательных заданий:

  • закрепить умения и навыки работы с орфограммами;
  • закрепить знания учащихся о назначении светофора и его сигналах;
  • повторять правила перехода дороги;
  • дать мотивацию к желанию стать грамотным пешеходом, обострить интерес к изучению правил и безопасности дорожного движения.

Учебно-методическое обеспечение: веер гласных букв; веер согласных букв; кроссворд; таблица Н.Ф.Базарова, таблички с правилами и со словами.

Материальное обеспечение: рисунок автомобиля, изображение Шапокляк, костюмы светофора и героев сценки – зайчат, филина, медведя.

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Учитель. Сегодня мы проведем интегрированный урок русского языка и ОБЖ, посвященный знанию Азбуки города. (Слайд 1).

Ученик 1.

Город, в котором с тобой мы живем,
Можно по праву сравнить с букварем.

Ученик 2.

Вот она, азбука – над головой,
Знаки навешены над мостовой.

Ученик 3.

Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город дает нам все время урок.

Ученик 4.

Азбуку города помни всегда.
Чтоб не случилась с тобою беда! (Слайд 2).

Учитель. Город постоянно требует от нас знаний правил дорожного движения. А кто самый главный постовой на широкой мостовой?

Дети. Это светофор!

Учитель.

Его язык совсем простой –
Ты должен знать об этом
Слова
“ИДИ”,
“ВНИМАНИЕ”,
“СТОЙ”.
Он говорит нам цветом. (Слайд 3).

III. Повторение ранее изученногоматериала.

Учитель. Какая орфограмма спряталась в слове “светофор”?

Дети. Безударная гласная буква “е”.

Учитель. Назовите проверочное слово.

Дети. Проверочное слово “свет”, так как гласная буква “е” в нём ударная ударная.

Дети записывают слова в тетрадях, выделяют орфограммы.

Учитель. Выполним звуко-буквенный анализ слова “светофор”.

Два ученика самостоятельно работают на доске, остальные работают с веерами букв.

Учитель. – Покажите буквы, обозначающие безударные гласные звуки. (Е, О)
– Покажите буквы, обозначающие звонкие мягкие согласные звуки. (В)
– Покажите буквы, обозначающие твердые глухие согласные звуки. (С, Т, Ф)
– Покажите буквы, обозначающие твердые звонкие согласные звуки. (Р)
– Сколько слогов в слове “светофор”?(3)

IV. Физкультминутка для глаз.

Класс работает по таблице Н.Ф. Базарного.

V. Знакомство с историей слов.

Учитель. Ребята, а что вы знаете о светофоре?

Дети. Он помогает пешеходам правильно переходить проезжую часть, а машинам указывает, когда можно ехать, а когда нужно остановиться. (Слайд 4).

Учитель. А вы знаете, почему он так называется?

Ученик 1. Это слово составлено из двух частей “СВЕТ” и “ФОР”. Первое слово вам хорошо знакомо. А “ФОР” произошло от греческого слова “ФОРОС”, что означает “НЕСУЩИЙ”. Вместе “СВЕТОФОР” значит “НОСИТЕЛЬ СВЕТА”. Он и несет свет трех цветов: красного, желтого, зеленого. Эти цвета выбраны не случайно. Они очень яркие и далеко видны в любую погоду. (Слайд 5).

Ученик 2 .

Утром проснешься ты, выйдешь из дома –
На перекрестке твой старый знакомый.
Он огоньком тебе красным мигнет,
Скажет: “Опасно! Закрыт переход”! (Слайд 6).
Желтый зажжется: “Чуть-чуть подожди ” (Слайд 7).
Вспыхнет зеленый: “Спокойно иди”. (Слайд 8).

Ученик 3.

Первый светофор появился в 1868 году в Англии, в центре Лондона. Освещались сигналы при помощи газовых светильников. А в 1914 году в США появились первые электрические светофоры. Они имели два сигнала: красный и зеленый. А в Москве светофор появился в 1929 году. (Слайд 9).

Во многих городах мира этому замечательному приспособлению скульпторы посвящают свои памятники. (Слайд 10, 11).

А китайский дизайнер Ханйонг Ли даже изобрёл виртуальный светофор! (Слайд 12, 13).

Учитель. Нужно ли понимать сигналы светофора?

Дети. Да, они помогают безопасно перейти дорогу.

Учитель. Чтобы перейти дорогу, нужно помнить значение каждого сигнала светофора. О чем говорит каждый из них?

Дети. Желтый свет – предупреждение.

Зеленый свет – можно переходить дорогу.

Красный свет – путь закрыт. (Слайд 14).

VI. Закрепление изученного материала.

Учитель. Ой, ребята! Пока мы разговаривали, по мостовой нашего города, нарушая все правила дорожного движения, промчался автомобиль. Да с такой скоростью, что рассыпал предложение, на доске (на ней таблички со словами СВЕТ, ДОРОГУ, НА, ПЕРЕХОДИТЬ, ЗЕЛЕНЫЙ, МОЖНО, ТОЛЬКО).

Учитель. Чтобы его восстановить, давайте вспомним, а что такое предложение?

Дети. Предложение-это одно или несколько слов, связанных по смыслу.

Учитель. Переставьте слова так, чтобы получилось предложение.

Дети. Дорогу можно переходить только на зеленый свет.

Учитель. Молодцы! Запишите это предложение в тетрадь, соблюдая все правила правописания.

Учащиеся работают в тетрадях.

Учитель. Мы должны запомнить, что есть светофоры пешеходные и транспортные. Если перепутать сигналы, предназначенные для автомобилей и для пешеходов, можно нарушить правила дорожного движения и подвергнуть свою жизнь опасности. (Слайд 15).

Учитель. А как вы понимаете, что обозначает сочетание слов проезжая часть?

Дети. Проезжая часть – это дорога, по которой едут машины.

Учитель. Верно! Правила дорожного движения Российской Федерации гласят: “Проезжая часть – элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств”.

А кто регулирует движение транспорта и пешеходов?

Дети. Автоинспектор. (Слайд 16).

Учитель. Инспектор – должностное лицо, осуществляющее надзор за действиями и выполнением правил дорожного движения. Чтобы не случилось беды, все участники дорожного движения – и пешеходы, и водители – должны безукоризненно выполнять сигналы автоинспектора. (Слайд 17).

Ученик 1.

Посмотрите: постовой
Встал на нашей мостовой.
Быстро руку протянул,
Ловко палочкой взмахнул. (Слайд 18).

Ученик 2.

Вы видали,
Вы видали?
Все машины сразу встали,
Дружно встали в три ряда и не едут никуда. (Слайд 19).

Ученик 3.

Не волнуется народ, через улицу едет.
И стоит на мостовой, как волшебник, постовой.
Все машины одному
Подчиняются ему. (Слайд 20).

Учитель. А теперь еще раз прочитайте составленное вами из слов предложение.

Дети. Дорогу можно переходить только на зеленый свет.

Учитель. Зная сигналы светофора, мы сможем избежать опасности на дороге и сохраним свою жизнь. Повторить и запомнить их нам поможет физкультминутка.

VII. Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять!
Ох, устали мы писать.
В “Светофор” мы поиграем,
Руки, ноги разминаем.
Красный свет нам “Стой!” – кричит,
Ждать зелёного велит.
Чтобы было ждать не скучно,
Наклоняемся мы дружно.
И назад. И вперёд.
Влево, вправо поворот.
Вот и жёлтый загорелся,
Приготовиться пора.
Руки, ноги разогреем,
Начинаем, детвора!
Вверх поднимем,
Вниз опустим,
Пролетим как самолёт.
Вот зелёный загорелся,
Можно нам идти вперёд.
Левой, правой,
Левой, правой,
Смело мы идём вперёд.
Светофор – помощник славный
Уставать нам не даёт.

VIII. Словарная работа.

Учитель. Ребята, а вы хотите узнать, кто, не зная правил дорожного движения, управлял автомобилем, из-за которого рассыпалось предложение? Дети. Да!

Учитель. Тогда вам нужно разгадать кроссворд.

1. Пьет бензин, как молоко
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней. (Машина.)

2. Кто ни в жару, ни в стужу
Не снимает шубу? (Баран.)

3. Портфель у меня не велик и не мал:
Лежит в нем задачник, букварь и… (Пенал.)

4. Он круглый и красный, как глаз светофора.
Среди овощей нет сочней … (Помидора.)

5. Что за скрип, что за хруст,
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста, если я … (Капуста.)

6. В птичник повадится – жди беды.
Рыжим хвостом заметает следы. (Лисица.)

7. Круглое, румяное я расту на ветке:
Любят меня взрослые и маленькие детки. (Яблоко.)

8. В дом чужого не пущу,
Без хозяина грущу. (Собака.)

Учитель. Так кто же управлял автомобилем?

Дети. Шапокляк!

Учитель. Кто такая Шапокляк? Героиня какой сказки? Кто автор этого произведения?

Дети. “ Крокодил Гена и его друзья ”. Автор Эдуард Успенский.

Учитель. Чему бы вы хотели научить Шапокляк, если бы вам довелось поговорить с ней о безопасности на дороге?

Ответы детей.

Учитель. Правила дорожного движения существуют везде. И в больших городах, и в маленьких деревушках, и даже…в лесу!

Выходят дети в костюмах животных.

Ведущий.

Старый филин бьет тревогу.

Филин.

Зайцы вышли на дорогу!
Но они не знают правил,
Кто же их одних оставил?

Ведущий.

Увидал зайчат медведь,
Стал сердито он реветь.

Медведь.

Все с дороги уходите!
Впредь так больше не шалите!

Ведущий.

Ворон тоже крикнул.

Ворон.

Кар! Пешеходам – тротуар!
Тротуары – вдоль дороги,
Там гуляйте без тревоги!

Ведущий.

Испугались все зайчишки
И спросили дядю Мишку.

Зайчата.

Как дорогу перейти,
Чтобы маму нам найти?

Медведь.

Надо “зебру” поискать
И тогда по ней шагать.
“Зебра – путь для пешехода,
Полосатый знак прохода.
А у “зебры” – дирижер
Под названьем светофор
Он зверятам путь укажет, про дорогу все расскажет.

Светофор.

Если красным глазом светит,
Вы на месте стойте, дети,
И на “зебру” не ступайте,
А машины пропускайте.
Если желтый глаз горит,
– Подождите, – говорит.
Это знак внимания
После ожидания.
Вот горит зеленый свет,
Пешеходам всем: – Привет!
Путь по “зебре” вам открыт,
Коль зеленый свет горит!

Ведущий.

Мишка зайцев обучил
И по “зебре” проводил.
Больше нет в лесу тревоги –
Знают правила дороги.

Хором.

Правилам движения –
Наше уважение!

Учитель. Чтобы нам не уподобиться зайчишкам, будем помнить и выполнять требования правил дорожного движения.

IX. Итог урока.

Учитель. Назовите орфограммы, с которыми мы работали на уроке.

Учащиеся называют, учитель вывешивает правила на доске в виде ступенек.

Учитель. Сегодня на уроке, повторяя все, что мы изучали в течение всего года на уроках русского языка и ОБЖ, мы поднимались по лестнице успеха. Каждая ступенька когда-то давалась нам нелегко, а теперь мы твердо стоим на самой верхней.

Я желаю вам быть внимательными не только на уроках, но и на улицах города, всегда помнить и безукоризненно выполнять правила дорожного движения. (Слайд 21).

Приложение 1. Приложение 2.