С первых дней жизни ребенок начинает познавать окружающую его действительность. И, именно родители оказывают самое большое влияние на его развитие. Создание единого пространства развития ребенка необходимо поддерживать как в детском саду, так и в семье. Следовательно, важной задачей дошкольного учреждения является установление партнерских отношений детей и взрослых через совместную деятельность.
С 2006 года МОУ “Центр развития ребенка – детский сад № 355” города Омска принимает участие в экспериментальной работе по реализации программы “Из детства в отрочество”.
Работа в опытно-экспериментальном режиме предполагает внедрение и апробацию нетрадиционных форм работы с семьей. Мы считаем наиболее эффективными те, в основе которых лежит детско-родительское взаимодействие. Формирование традиций группы заложено в содержание программы, и представлены они следующим образом:
Понедельник – “Утро радостных встреч”.
Цель. Создать положительный эмоциональный настрой дошкольников на неделю.
В понедельник, придя в группу, дети находят в приемной, группе сюрпризы, к изготовлению которых привлекаются родители группы. Это могут быть небольшие подарки (сувениры, открытки, наклейки, закладки) или материал для занимательной деятельности. После выходных дней у ребят есть возможность поделиться со сверстниками своими впечатлениями. Традиционными стали детские рассказы “Как я провел выходной день”. Они оформляются детьми и родителями в тематический альбом.
Среда – “Сладкий час”.
Цель. Формирование культуры поведения за столом, закрепление сервировки праздничного стола и развитие дружеского общения в системе “Педагог – ребенок – родитель”.
Во второй младшей и средней группе это была самостоятельная традиция, направленная на ознакомление детей с этикетными нормами, традициями русской культуры. Для проведения “Сладкого часа” придерживались разработанных программой критериев: эстетическое обеспечение, высокая культура и образец применения этикетных правил воспитателем. Родителями группы были приобретены красивые чайные пары, блюда для выпечки, розетки для варенья. Совместно с детьми была изготовлена праздничная скатерть. Угощение для всех готовили дома или совместно с воспитателем в группе. Данная традиция
имеет музыкальное сопровождение, а ее обязательный элемент – познавательный рассказ взрослого (этикетные правила, традиции русской культуры). На “Сладкий час” приглашаются как родители, так и сотрудники ДОУ, которые закрепляют с детьми знания о профессиях и угощают детей своими кулинарными изделиями.
Со старшей группы “Сладкий час” объединился с традицией “Встречи с интересными людьми”.
Цель. Знакомство с трудовой деятельностью (профессиональной, домашней, хобби), создание условий для совместной детско-родительской деятельности.
На I-м этапе мы знакомили детей с сотрудниками детского сада, проводили беседы о трудовой деятельности этих людей. Результатом этих бесед явилось создание альбомов “Все работы хороши” и папки-презентации для родителей “Давайте познакомимся”, где сотрудники детского сада представлены не только как профессионалы, но и как интересные люди.
На II-м этапе стали приглашать на встречи родителей, считая, что наиболее интересными для ребенка будут эмоционально близкие люди. В основе формирования традиции на этом этапе лежит детско-родительское взаимодействие. Именно поэтому мы изменили структуру, предложенную авторами программы, и создали свою:
- первоначально выбирается тема встречи и разрабатывается в течение 1,5–2 недель, т.е. проводится предварительная работа: это – организация выставок “Мир моих увлечений”, “Что такое красота?”, выполнение творческих заданий “Мир театра”, “Истории старых вещей” и др.;
- в назначенный день с детьми проводится итоговая беседа по разрабатываемой теме, представляются творческие задания;
- приглашаются в группу и представляются родители, которые рассказывают о своей трудовой деятельности, сопровождая рассказ показом познавательных фильмов, фотографий, коллекций, предметов-помощников в профессиональной деятельности;
- проводится совместная детско-родительская деятельность (украшение скатерти с мамой – дизайнером, изготовление модели дороги с папой – автолюбителем, приготовление торта и фруктового салата с родителями – профессиональными поварами и т.д.);
- родители оценивают деятельность детей в своих подгруппах;
- воспитатель дает оценку встречи и делает вывод: “Какие интересные люди были сегодня у нас в гостях”;
- все вместе накрывают на столы, и проводится “Сладкий час”.
Четверг – “Познавательные игротеки”.
Цель. Через взаимодействие с семьями воспитанников закрепление знаний по разделам программы в игре.
Проведение игротек предполагает два варианта.
I-й вариант – в течение 20–30 минут (в зависимости от возраста детей) детям предлагаются знакомые игры по разделам программы.
II-й вариант – в группу приглашаются 3–5 человек родителей и совместно с детьми они играют в предложенные игры, знакомясь с их содержанием и правилами.
Введение традиций “Игры напрокат”, “Игры в гости к нам” – неотъемлемая часть “Познавательных игротек”. Дети приносят из дома игры по различным направлениям и в течение определенного времени знакомят товарищей с их содержанием. Отработка правил, направленных на бережное отношение к игре и игрушке позволила на выходные бать их домой.
Пятница – “Театральная пятница”.
Цель. Развитие творческих способностей, умения взаимодействовать через театрализованную игру, формирование артистических навыков.
Проходит “Театральная пятница” в два этапа.
На I-м этапе идет работа над инсценировкой: проходит знакомство с текстом, идет работа над образами героев, оговариваются движения, обращается внимание на выразительность речи, готовятся несложные атрибуты, костюмы и т.д.
На II-м этапе в группу приглашаются родители, и дети показывают им подготовленную инсценировку.
В конце представления обязательным условием считается поименное представление артистов и награждение их аплодисментами.
Однако, как показывает опыт работы, одной театральной пятницы в неделю для достижения цели, недостаточно. И мы стали включать театрализованные игры и упражнения в различные виды деятельности, а поиск нетрадиционных форм работы с семьей подтолкнул на идею проведения детско-родительских праздников.
Традиционными стали новогодние детско-родительские праздники, ежегодные “Взрослые и дети”, “Вот и стали мы на год взрослей”.
Цель таких праздников – привлечение родителей к сотрудничеству и предоставление им большего общения с детьми.
Сценарии составлены так, что у детей есть свободный доступ к общению с родителями, так как взрослые являются непосредственными участниками праздника. Это – помощь в играх, совместное исполнение номеров, посадка по периметру зала, обеспечивающая взаимодействие взрослого и ребенка.
В организации и проведении праздников придерживаемся следующих правил:
- разнообразие содержания;
- включение игровых, музыкально-театральных заданий для детей и родителей;
- содержание работы с детьми доступно и в домашних условиях.
В 2006 году на базе Центра развития ребенка организована театральная студия “Веснушки”, а детско-родительская театрализованная деятельность позволила родителям принять участие в ее работе и пополнить состав (15 человек).
Результат работы студии:
- участие в работе V-го Областного педагогического марафона;
- призеры городского конкурса на лучшую новогоднюю и рождественскую программу 2009, 2010 гг.;
- участие в муниципальных, региональных семинарах и конференциях.
В 2010 году закончена практическая часть экспериментальной работы, и мы можем говорить о том, что формирование традиций группы через взаимодействие с семьей способствовало укреплению отношений в системе “ребенок – воспитатель – родитель”. Улучшилось детско-родительское взаимодействие не только со своим ребенком, но и с детским коллективом, а у детей, чувствующих понимание и поддержку взрослого, повышается уверенность в себе, своих силах, что пригодится для успешного обучения в школе.