Мониторинг физической подготовленности лыжника-гонщика в рамках детско-юношеской спортивной школы

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


В ходе Федеральной целевой программы развития образования и реализации проекта “Совершенствование деятельности образовательных учреждений по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и развитию физической культуры” большое внимание уделяется изучению уровня и особенностей физической подготовленности детей дошкольного, школьного возраста образовательных учреждений. Знания и навыки в тестировании, сравнительном анализе физического развития обучающихся, согласно данному проекту, необходимо иметь учителям физической культуры и педагогам дополнительного образования детей. Тренеры-преподаватели учреждений дополнительного образования детей более заинтересованы в обеспечении хорошего, качественного образования, вследствие которого его результативность приобретает особое значение.

Одним из главных показателей, характеризующих качество оказываемых услуг детско-юношеской спортивной школой, является: максимально возможное привлечение детей и подростков к систематическим занятиям физической культурой и спортом, профилактику вредных привычек и правонарушений средствами спорта. Другими словами, ДЮСШ в первую очередь ориентирована на формирование массовой культуры спорта. И только после этого деятельность ДЮСШ, а значит и каждого тренера-преподавателя, направлена на результативность, спортивные достижения. Именно поэтому, в формировании будущих основ спортивного мастерства юных спортсменов, ведение мониторинга физического развития спортсменов является актуальной и необходимой работой каждого тренера.

В данной работе мониторинг морфофункциональных показателей юных лыжников учебно-тренировочного процесса стал предметом выполняемой работы.

Конечной целью данной работы являлось: корректировка объема физической нагрузки 14–15 летних лыжников-гонщиков учебно-тренировочной группы 4 года обучения на 2010–2011 учебный год. Для достижения поставленной цели были выбраны следующие методы решения: а) проведение тестирования, анализа и обобщения морфофункциональных данных развития юных лыжников 13–14 лет учебно-тренировочной группы 3 года обучения в 2009–2010 учебном году (на сентябрь 2009 г. и май 2010 г.); б) отслеживание результатов юных спортсменов в соревнованиях по лыжным гонкам различного уровня и контрольных тренировках на протяжении зимнего периода 2009–2010 года; в) определение наиболее значимых показателей морфофункционального развития юных лыжников-гонщиков, определяющих факторную структуру основ подготовки в избранном виде спорта; г) увеличение знаний воспитанников в применении тестов самоконтроля и физического развития, обучение в совершенстве проводить измерения, расчет и оценку индивидуальных достижений в лыжном спорте.

Организация работы. Тренировочный процесс и тестирование учащихся проводились на базе ДЮСШ г. Заозерск с сентября 2009 г. по май 2010 г. в учебно-тренировочной группе 3 года обучения учащихся 13–14 лет в количестве 12 человек. Физическая подготовленность лыжников-гонщиков 13–14 лет и их морфофункциональные данные оценивались общепринятыми методами: по 15 показателям. В начале и конце 2009-2010 учебного года были проведены следующие тесты, которые, на наш взгляд, доступно и целесообразно применять в данном виде спорта на базе ДЮСШ. Скоростно-силовые качества оценивались по числу подъемов туловища за 30 секунд из положения лежа на спине (со скрещенными на груди руками), по длине (в см) прыжка с места (учитывался лучший результат из трех попыток), бег на 30 м., бег на 1000 м., для юношей подтягивание на высокой перекладине (которое оценивалось по предельному числу повторений), для девушек отжимание (которое оценивалось по предельному числу разгибаний рук в упоре лежа). Выносливость лыжников-гонщиков оценивалась с помощью контрольных испытаний в лыжных гонках на дистанциях 3, 5 км и 12-минутного бегового теста оценки физической подготовленности по К.Куперу. Координационные способности оценивались по времени выполнения (в секундах) челночного бега (9 раз по 10 м). Также использовались тесты, двигательное содержание которых не связано с перемещением всего тела в пространстве: метание набивного мяча весом 1 кг из положения сидя, наклон вперед из положения сидя для оценивания гибкости, для девушек прыжок через скакалку на двух ногах за 1 минуту. Аэробная выносливость оценивалась с помощью сит-теста, представляющего собой циклическое движение “сесть-встать” со стула, в течение 3 минут. Кроме этого проводилось измерение антропометрических данных (роста, веса, динамометрии кистевой), которые в будущем планируется дополнить измерениями и других антропометрических данных.

Результаты работы. Учебно-тренировочный процесс велся по адаптированной программе “Лыжные гонки”, рекомендованной для систем дополнительного образования детей: детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва под редакцией П.В. Квашук, Л.Н. Бакланова, О.Е. Левочкиной – Москва: “Советский спорт”, 2003 год.

В процессе подготовки юных лыжников-гонщиков 13–14 лет были выполнены следующие задачи, соответствующие в свою очередь основным задачам вышеназванной программы:

– укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие;
– улучшение скоростно-силовой подготовки с учетом формирования основных навыков, присущих избранному виду спорта;
– развитие скоростно-силовых качеств;
– создание прочного фундамента технической подготовленности на основе овладения техникой большого количества вспомогательных и специально-подготовительных упражнений;
– формирование базы спортивного мастерства;
– повышение аэробных возможностей
– постепенное подведение спортсменов к более высокому уровню тренировочных нагрузок и соревновательной борьбе путем использования средств, необходимых для волевой подготовки спортсмена.

Таким образом, на данном этапе подготовки, а именно – подготовки юных лыжников-гонщиков 13–14 лет, как рекомендуется программой, занятия проводились 6 раз в неделю по 90–120 минут. При этом годовой объем нагрузки составил 654 часа в год. Приложение 1. Объем циклической нагрузки в год составил 2282 км (лыжи + кроссовая подготовка). При планировании тренировочных занятий основное место отводилось занятиям комплексного направления. Удельный вес специальной подготовки неуклонно возрастал за счет увеличения времени, отведенного на специально подготовительные и соревновательные упражнения. Сочетание специальной подготовки с общефизической являлось базой для более высоких результатов, а также средством активного отдыха во время специальных тренировок на снегу.

После 9 месяцев регулярных, разносторонних тренировок лыжников 13–14 лет результаты 1 и 2 тестирования подвергнуты статистической обработке. Приложение 2. В представленной таблице: X – это среднее арифметическое всех чисел, входящих в данную статистическую совокупность. Вычисляется по формуле X =∑xi/n, т.е. делением суммы всех чисел (варианта) совокупности на их общее количество (объем совокупности n). Произошли существенные изменения в показателях аэробной выносливости спортсменов, наиболее значимого показателя морфофункционального развития лыжников. С уровня ниже среднего данный показатель поднялся до высокого уровня. Оценивалось в условных единицах по величине индекса выносливости по формуле: И = (ЧССпок + ЧССнагр + ЧСС восст – 200)/10. На один уровень поднялись показатели физического развития (рост, вес). Произошли изменения в скоростно-силовых качествах юных спортсменов, также необходимых для выполнения спортивных норм и разрядов ЕВСК по лыжным гонкам. Уровень гибкости всех учащихся поднялся с уровня ниже среднего до уровня выше среднего. Практически всем из группы хватило данной нагрузки для подтверждения и выполнения следующих спортивных разрядов. 90 % учащихся учебно-тренировочной группы 3 года обучения в мае 2010 года имели II, III, разряды, согласно нормам и требованиям ЕВСК по лыжным гонкам.

Выводы. Оценивание развития физических качеств юных лыжников в рамках учебно-тренировочного процесса в ДЮСШ – неотъемлемая часть тренировок. Для дальнейшего повышения мастерства лыжников-гонщиков на этапе учебно-тренировочного процесса применение усиленной нагрузки на развитие скоростно-силовых качеств в текущем учебном году и последующих является необходимым условием для роста их спортивного результата. Приложение 3.