Урок-презентация вокально-хорового кружка "Где музыка живет?"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: развитие творческих способностей, устойчивого интереса к занятиям музыкой.

Задачи образовательные:

  • расширение представлений о значении музыки в жизни человека, музыкальных инструментах;
  • восприятие музыки через другие виды искусства средствами ТСО (мультимедийная презентация).

Задачи развивающие:

  • развитие навыков концертной деятельности;
  • развитие воображения, фантазии, актерского мастерства;
  • развитие вокально-хоровых навыков (певческой установки, певческого дыхания, правильного звукообразования, ансамбля, необходимых для выразительного исполнения).

Задачи воспитательные:

  • воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку;
  • формирование интереса к занятиям музыкой;
  • воспитание личной заинтересованности в участии творчеством;
  • воспитание коммуникативных навыков.

Оборудование и музыкальный материал:

  • музыкальный центр, синтезатор, ноутбук, диапроектор, экран, костюмы;
  • Р.Н.П. «Ах, ты ноченька», М.Басок «Осинка», А. Журбин «Золотой колокольчик улыбки», Ж. Колмагорова «Шалунишки», В.Ермолов «Праздник»;
  • для музыкальных иллюстраций – диск «Музыка природы для детей»:
    • «Баллады леса» № 2,3;
    • «Морские баллады» №3;
    • «Баллады гор» №1.

Форма занятия: праздник с мультимедийной презентацией.

Структура занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Инсценировка.
  3. Вокально-хоровые упражнения, распевания.
  4. Исполнение песен и сольных номеров.
  5. Продолжение праздника.
  6. Итог.

Виды деятельности учащихся:

  • исполнение по ролям;
  • выразительное чтение стихов;
  • вокально-хоровая работа;
  • сольное исполнение;
  • творческие задания по презентации;
  • создание костюмов.

Методы обучения: личностно-ориентированное обучение (вокально-хоровые упражнения; обобщение; словесный, наглядно-слуховой, создание игровой ситуации), информационные технологии.

Ход урока

Презентация

Слайд 1

I. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте дорогие ребята, гости, родители. Сегодня у нас необычный праздник – с мультимедийной презентацией на тему «Там, где музыка живет». Мы расскажем вам о музыке, природе, музыкальных инструментах. Покажем, как мы умеем петь, играть и веселиться.

II. Инсценировка.

Учащиеся читают стихи на фоне сменяющихся слайдов. Музыкальное оформление: «Баллады леса» № 2,3.

Слайд 2
«Когда простую песню слышишь,
Когда ты сам ее поешь,
Одним дыханьем с нею дышишь
И в ногу вместе с ней идешь.

Слайд 3
Послушай, как щебечут птицы.
Слайд 4
Послушай, как поет волна.
Слайд 5
Как дождь в окно твое стучится,
Повсюду музыка слышна.

Слайд 6
Ветер чуть слышно поет,
Липа вздыхает у сада
Чуткая музыка всюду живет,-
Слайд № 7
В шелесте трав,
Слайд № 8
В шуме дубрав,-
Только прислушаться надо.

Слайд № 9
Звонко струится ручей,
Падает гром с небосвода –
Это мелодией вечной своей
Мир наполняет природа.

Слайд 10
Тихие слезы свои
Ива роняет у брода,
Трелью приветствуют ночь соловьи,
Звоном ветвей, песней дождей,
Мир наполняет природа.

Слайд 11

1 ведущий: Что же такое музыка? Откуда она пришла к нам и где она живет? Чтобы найти ответы на эти вопросы, мы приглашаем всех отправиться в путешествие по Царству музыки.

2 ведущий: Люди издавна прислушивались к звукам природы и слышали в них музыку. А слышали ли вы когда-нибудь музыку дождя, ветра, птичьих голосов?

Слайд 12

Музыка живет всюду, проявляясь в разных звуках.

1 ведущий: Говорить и петь древние люди начали одновременно. Позже люди научились извлекать звуки из разных предметов.

Учитель: Звучит синтезатор на звуках деревянных ударных инструментов.

2 ведущий: Появились первые очень простые музыкальные инструменты. А вы знаете, что у музыкальных инструментов тоже есть свои имена и свои истории? У каждого есть голос, и они могут разговаривать.

Слайд 13

1 ведущий: И даже ссориться! Однажды я услышала необычные голоса и заглянула за кулисы. Вот какую историю я подслушала…

Дирижер: А подслушивать нехорошо!

2 ведущий: Здраствуй, мальчик. Что ты здесь делаешь?

Дирижер: Я ученик великого маэстро дирижера.

1 ведущий: Мы с ребятами путешествуем по Царству музыки.

2 ведущий: Пожалуйста, помоги нам попасть в Страну музыкальных инструментов.

Дирижер: Хорошо, но, чтобы туда попасть, ребята должны показать свои знания и умения.

III. Вокально-хоровые упражнения.

Учитель: Наша задача сейчас – показать, как мы готовим голосовой аппарат к пению, учимся правильно дышать. Упражнения необычно называются, а некоторые названия к упражнениям дали сами ребята (учащиеся вместе с учителем показывают упражнения на дыхание, разогрев связок, выстраивание зевка…и др., повторяя каждое несколько раз).

  1. На выработку дыхания через нос.
  2. На работу мышц – вдыхаталей.
  3. «Шарики надули».
  4. «Свечка».
  5. «Силач».
  6. Вибрации -м-м-м- «золотые рыбки».
  7. «Губная гармошка».
  8. Работа с языком: на 1-4 счета, борода, нос, колечко на мягкое небо, отдых.
  9. Массаж внутри рта:
    • «Ириска»;
    • «Поехали на санках»;
    • «Трубочка с вареньем»;
    • «Болтанка» вверх-вниз, из стороны в сторону.
  10. «Надели пиджачки» – певческая установка.
  11. Распевания на 1 звуке – 2-х звуках: М-М-М; ЛЕ; ХА.

IV. Исполнение песен (с осознанием задачи, поставленной учителем).

  1. «Ах, ты ноченька» русская народная песня – проверка качественности распевания.
  2. Басок «Осинка» – исполнение с ощущением зевка, свободного, тихого вдоха, продолжительного выдоха.
  3. «Золотой колокольчик улыбки» А.Журбина – выразительное исполнение.
  4. «Шалунишки» Ж. Колмагоровой – дуэт, слаженность и артистичность исполнения.

V. Продолжение инсценировки.

Дирижер: Вы мне понравились. Как только я взмахну своей волшебной дирижерской палочкой, вы окажетесь в Стране музыкальных инструментов и увидите одну давнюю поучительную историю.

Слайд 14

Барабан. Не спорьте, не спорьте! Я самый лучший, я самый главный! Меня самого первого придумали! В Африке, много веков назад, я был вместо телеграфа и передавал новости. Со мной ходят в сражения. И вообще, я – лучше всех!

Слайд 15

Флейта: Ты такой шумный – даже голова болит! Я – лучше, это меня придумали первой:

Слайд 16 (Музыкальное оформление «Баллады гор» №1.)

Сидел рыбак веселый
На берегу реки.
А перед ним по ветру
Качались тростники.
Сухой тростник он срезал
И скважины проткнул,
Один конец зажал он,
В другой конец подул.
И, будто оживленный, тростник заговорил-
То голос человека
И голос ветра был.
Мой голос самый тонкий, самый красивый!

Слайд 17

Скрипка: Ха, Ха, Ха. Самый красивый голос! Как бы не так! Ведь не зря меня зовут Царицей Музыки.

Слайд 18

Арфа: Да у тебя имя скрипучее и голос такой же!

Слайд 17

Скрипка: У меня много имен. В старину на Руси меня звали гудок , англичане – жигой, а мое итальянское имя – виолина. Я самая первая в оркестре, я могу звучать лучше, чем голос человека!

Слайд 18

Арфа: А я волшебный инструмент. И появился раньше всех. На мне даже боги играли. У тебя, скрипка, всего 4 струны, а у меня чудесная накидка в 46 струн.

Слайд 19

Рояль: Тихо! Я лучше вас всех, хотя меня придумали не самым первым. Но зато у меня есть и струны, и барабанные палочки. Еще у меня есть клавиши. Я могу заменить целый оркестр!

Скрипичный ключ: Самый главный – я, Скрипичный ключ! Я открываю двери в любую музыкальную страну.

1 ведущий: Тут спор разгорелся с новой силой.

2 ведущий: Инструменты чуть не охрипли, похваляясь друг перед другом. Но тут появилась прекрасная принцесса Мелодия вместе со своей свитой – нотками.

Мелодия: Как вам не стыдно! Каждый из вас хорош по- своему, но все вместе вы звучите еще лучше! Если мы все рассоримся, что же станет с нашим Царством музыки?!

Нотки: А, мы, нотки живем дружно!

Арфа: Все равно я лучше!

Скрипка: Нет, я!

Мелодия: Если вы все рассоритесь, то не сможете больше понимать друг друга и никому не будете нужны!

Скрипичный ключ: Самая главная – Музыка, и мы все нужны ей!

Флейта: Все вместе мы можем научить ребят понимать язык музыки.

Барабан: Я приглашаю всех отправиться на бал музыкальных инструментов!

Дирижер: Вот вы где! Пойдемте скорее, вас зовет Музыка!

Слайд 20

1 ведущий: Вот какая история произошла в Царстве музыки. Если вы по-настоящему любите музыку, то обязательно подружитесь с ней.

Слайд 21

2 ведущий: А живет она совсем рядом с нами и даже в нас самих.

Слайд 22 (Музыкальное оформление «Морские баллады» №3.)

Учитель: Дружба с музыкой откроет вам таинственный мир музыкальных звуков, вы научитесь понимать музыку, слышать ее в окружающей природе! Музыка помогает сделать мир лучше и добрее!

VI. Итог урока.

Учитель: Наш праздник подходит к концу. Давайте закончим его песней Ермолова «Праздник». До новых встреч! (Исполнение песни.)

Литература.

  1. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников: Учебное пособие для студ. нач. фак. педвузов – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
  2. Детский музыкальный театр. Авт-сост. Е.Х. Афанасенко.
  3. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение – Ростов н/Д: Феникс, 2007.