Цель: развитие творческих способностей, устойчивого интереса к занятиям музыкой.
Задачи образовательные:
- расширение представлений о значении музыки в жизни человека, музыкальных инструментах;
- восприятие музыки через другие виды искусства средствами ТСО (мультимедийная презентация).
Задачи развивающие:
- развитие навыков концертной деятельности;
- развитие воображения, фантазии, актерского мастерства;
- развитие вокально-хоровых навыков (певческой установки, певческого дыхания, правильного звукообразования, ансамбля, необходимых для выразительного исполнения).
Задачи воспитательные:
- воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку;
- формирование интереса к занятиям музыкой;
- воспитание личной заинтересованности в участии творчеством;
- воспитание коммуникативных навыков.
Оборудование и музыкальный материал:
- музыкальный центр, синтезатор, ноутбук, диапроектор, экран, костюмы;
- Р.Н.П. «Ах, ты ноченька», М.Басок «Осинка», А. Журбин «Золотой колокольчик улыбки», Ж. Колмагорова «Шалунишки», В.Ермолов «Праздник»;
- для музыкальных иллюстраций – диск «Музыка природы для детей»:
- «Баллады леса» № 2,3;
- «Морские баллады» №3;
- «Баллады гор» №1.
Форма занятия: праздник с мультимедийной презентацией.
Структура занятия:
- Организационный момент.
- Инсценировка.
- Вокально-хоровые упражнения, распевания.
- Исполнение песен и сольных номеров.
- Продолжение праздника.
- Итог.
Виды деятельности учащихся:
- исполнение по ролям;
- выразительное чтение стихов;
- вокально-хоровая работа;
- сольное исполнение;
- творческие задания по презентации;
- создание костюмов.
Методы обучения: личностно-ориентированное обучение (вокально-хоровые упражнения; обобщение; словесный, наглядно-слуховой, создание игровой ситуации), информационные технологии.
Ход урока
Слайд 1
I. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте дорогие ребята, гости, родители. Сегодня у нас необычный праздник – с мультимедийной презентацией на тему «Там, где музыка живет». Мы расскажем вам о музыке, природе, музыкальных инструментах. Покажем, как мы умеем петь, играть и веселиться.
II. Инсценировка.
Учащиеся читают стихи на фоне сменяющихся слайдов. Музыкальное оформление: «Баллады леса» № 2,3.
Слайд 2
«Когда простую песню слышишь,
Когда ты сам ее поешь,
Одним дыханьем с нею дышишь
И в ногу вместе с ней идешь.Слайд 3
Послушай, как щебечут птицы.
Слайд 4
Послушай, как поет волна.
Слайд 5
Как дождь в окно твое стучится,
Повсюду музыка слышна.Слайд 6
Ветер чуть слышно поет,
Липа вздыхает у сада
Чуткая музыка всюду живет,-
Слайд № 7
В шелесте трав,
Слайд № 8
В шуме дубрав,-
Только прислушаться надо.Слайд № 9
Звонко струится ручей,
Падает гром с небосвода –
Это мелодией вечной своей
Мир наполняет природа.Слайд 10
Тихие слезы свои
Ива роняет у брода,
Трелью приветствуют ночь соловьи,
Звоном ветвей, песней дождей,
Мир наполняет природа.
Слайд 11
1 ведущий: Что же такое музыка? Откуда она пришла к нам и где она живет? Чтобы найти ответы на эти вопросы, мы приглашаем всех отправиться в путешествие по Царству музыки.
2 ведущий: Люди издавна прислушивались к звукам природы и слышали в них музыку. А слышали ли вы когда-нибудь музыку дождя, ветра, птичьих голосов?
Слайд 12
Музыка живет всюду, проявляясь в разных звуках.
1 ведущий: Говорить и петь древние люди начали одновременно. Позже люди научились извлекать звуки из разных предметов.
Учитель: Звучит синтезатор на звуках деревянных ударных инструментов.
2 ведущий: Появились первые очень простые музыкальные инструменты. А вы знаете, что у музыкальных инструментов тоже есть свои имена и свои истории? У каждого есть голос, и они могут разговаривать.
Слайд 13
1 ведущий: И даже ссориться! Однажды я услышала необычные голоса и заглянула за кулисы. Вот какую историю я подслушала…
Дирижер: А подслушивать нехорошо!
2 ведущий: Здраствуй, мальчик. Что ты здесь делаешь?
Дирижер: Я ученик великого маэстро дирижера.
1 ведущий: Мы с ребятами путешествуем по Царству музыки.
2 ведущий: Пожалуйста, помоги нам попасть в Страну музыкальных инструментов.
Дирижер: Хорошо, но, чтобы туда попасть, ребята должны показать свои знания и умения.
III. Вокально-хоровые упражнения.
Учитель: Наша задача сейчас – показать, как мы готовим голосовой аппарат к пению, учимся правильно дышать. Упражнения необычно называются, а некоторые названия к упражнениям дали сами ребята (учащиеся вместе с учителем показывают упражнения на дыхание, разогрев связок, выстраивание зевка…и др., повторяя каждое несколько раз).
- На выработку дыхания через нос.
- На работу мышц – вдыхаталей.
- «Шарики надули».
- «Свечка».
- «Силач».
- Вибрации -м-м-м- «золотые рыбки».
- «Губная гармошка».
- Работа с языком: на 1-4 счета, борода, нос, колечко на мягкое небо, отдых.
- Массаж внутри рта:
- «Ириска»;
- «Поехали на санках»;
- «Трубочка с вареньем»;
- «Болтанка» вверх-вниз, из стороны в сторону.
- «Надели пиджачки» – певческая установка.
- Распевания на 1 звуке – 2-х звуках: М-М-М; ЛЕ; ХА.
IV. Исполнение песен (с осознанием задачи, поставленной учителем).
- «Ах, ты ноченька» русская народная песня – проверка качественности распевания.
- Басок «Осинка» – исполнение с ощущением зевка, свободного, тихого вдоха, продолжительного выдоха.
- «Золотой колокольчик улыбки» А.Журбина – выразительное исполнение.
- «Шалунишки» Ж. Колмагоровой – дуэт, слаженность и артистичность исполнения.
V. Продолжение инсценировки.
Дирижер: Вы мне понравились. Как только я взмахну своей волшебной дирижерской палочкой, вы окажетесь в Стране музыкальных инструментов и увидите одну давнюю поучительную историю.
Слайд 14
Барабан. Не спорьте, не спорьте! Я самый лучший, я самый главный! Меня самого первого придумали! В Африке, много веков назад, я был вместо телеграфа и передавал новости. Со мной ходят в сражения. И вообще, я – лучше всех!
Слайд 15
Флейта: Ты такой шумный – даже голова болит! Я – лучше, это меня придумали первой:
Слайд 16 (Музыкальное оформление «Баллады гор» №1.)
Сидел рыбак веселый
На берегу реки.
А перед ним по ветру
Качались тростники.
Сухой тростник он срезал
И скважины проткнул,
Один конец зажал он,
В другой конец подул.
И, будто оживленный, тростник заговорил-
То голос человека
И голос ветра был.
Мой голос самый тонкий, самый красивый!
Слайд 17
Скрипка: Ха, Ха, Ха. Самый красивый голос! Как бы не так! Ведь не зря меня зовут Царицей Музыки.
Слайд 18
Арфа: Да у тебя имя скрипучее и голос такой же!
Слайд 17
Скрипка: У меня много имен. В старину на Руси меня звали гудок , англичане – жигой, а мое итальянское имя – виолина. Я самая первая в оркестре, я могу звучать лучше, чем голос человека!
Слайд 18
Арфа: А я волшебный инструмент. И появился раньше всех. На мне даже боги играли. У тебя, скрипка, всего 4 струны, а у меня чудесная накидка в 46 струн.
Слайд 19
Рояль: Тихо! Я лучше вас всех, хотя меня придумали не самым первым. Но зато у меня есть и струны, и барабанные палочки. Еще у меня есть клавиши. Я могу заменить целый оркестр!
Скрипичный ключ: Самый главный – я, Скрипичный ключ! Я открываю двери в любую музыкальную страну.
1 ведущий: Тут спор разгорелся с новой силой.
2 ведущий: Инструменты чуть не охрипли, похваляясь друг перед другом. Но тут появилась прекрасная принцесса Мелодия вместе со своей свитой – нотками.
Мелодия: Как вам не стыдно! Каждый из вас хорош по- своему, но все вместе вы звучите еще лучше! Если мы все рассоримся, что же станет с нашим Царством музыки?!
Нотки: А, мы, нотки живем дружно!
Арфа: Все равно я лучше!
Скрипка: Нет, я!
Мелодия: Если вы все рассоритесь, то не сможете больше понимать друг друга и никому не будете нужны!
Скрипичный ключ: Самая главная – Музыка, и мы все нужны ей!
Флейта: Все вместе мы можем научить ребят понимать язык музыки.
Барабан: Я приглашаю всех отправиться на бал музыкальных инструментов!
Дирижер: Вот вы где! Пойдемте скорее, вас зовет Музыка!
Слайд 20
1 ведущий: Вот какая история произошла в Царстве музыки. Если вы по-настоящему любите музыку, то обязательно подружитесь с ней.
Слайд 21
2 ведущий: А живет она совсем рядом с нами и даже в нас самих.
Слайд 22 (Музыкальное оформление «Морские баллады» №3.)
Учитель: Дружба с музыкой откроет вам таинственный мир музыкальных звуков, вы научитесь понимать музыку, слышать ее в окружающей природе! Музыка помогает сделать мир лучше и добрее!
VI. Итог урока.
Учитель: Наш праздник подходит к концу. Давайте закончим его песней Ермолова «Праздник». До новых встреч! (Исполнение песни.)
Литература.
- Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников: Учебное пособие для студ. нач. фак. педвузов – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
- Детский музыкальный театр. Авт-сост. Е.Х. Афанасенко.
- Гонтаренко Н.Б. Сольное пение – Ростов н/Д: Феникс, 2007.