Интеграция семьи и школы в нравственном воспитании младших школьников

Разделы: Начальная школа, Классное руководство


Проблема участия семьи в воспитании своего ребенка на сегодняшний день стоит очень остро. В силу сложной экономической ситуации, главы семейства, зачастую, вынуждены направлять все свои силы на процесс обеспечения материального благополучия семьи. Часто дети, уже начиная с младшего школьного возраста, предоставлены сами себе, улице. Данный факт, конечно же, отражается в общем уровне воспитания младших школьников. Очень актуальна проблема “занятого папы”. Задача отца, не только обеспечить материальное благополучие семьи, но и наравне с матерью участвовать в воспитании и развитии ребенка, начиная с самого раннего возраста. Только в этом случае, можно будет добиться реализации требуемых обществом от своих будущих полноправных членов потребности в самоутверждении. Ребенок, особенно в период с 7 до 11 лет испытывает необходимость в общении именно с родителями, т.к. на это время приходится пик активности по формированию тех или иных особенностей личности, и поэтому именно в это время необходимо проследить за формированием желания и возможности ребенка самоутвердиться. И если данная потребность не удовлетворяется, постепенно влияние авторитета семьи на ребенка снижается, и последний, зачастую, выходит из-под контроля семьи, попадая под власть других авторитетных для него личностей.

В современных условиях основную нагрузку по нравственному воспитанию младших школьников несут семья и школа, приобщая их к новой культуре взаимоотношений с обществом, средой обитания, формируя потребности, развивая чувства отзывчивости и сопереживания.

Образ и стиль жизни семьи, межличностные отношения и психологический климат, культура питания и отдыха, семейные занятия спортом и туризмом – все это способно оказать решающее влияние на развитие личности школьника и сформировать его мировоззрение.

Образовательный процесс, направленный на нравственное воспитание младших школьников через организацию взаимодействия воспитательных усилий семьи и школы, будет эффективным, если:
– план воспитательной работы классного руководителя выстраивается на основе диагностики уровня воспитанности учащихся;
– воспитательное взаимодействие классный руководитель выстраивает в соответствии с возрастными особенностями;
– процесс нравственного воспитания младших школьников сопровождается мониторингом воспитанности.

Степень сформированности нравственных качеств влияет на результативность обучения учащихся, на процесс социализации и развития личности в целом.

Однако реальность такова: чем старше становятся дети, тем меньше времени родители проводят вместе с ними, предоставляя им полную самостоятельность в выборе форм досуга.

Существенным фактором, ограничивающим возможности воспитательного потенциала семьи в нравственном воспитании детей, является низкая нравственная культура самих родителей. Признавая важность нравственного воспитания, большая часть родителей оказалась неподготовленной в вопросах его реализации: как развивать гуманизм в отношениях с окружающим миром, какую деятельность предложить детям. Это указывает на необходимость организации педагогического всеобуча родителей.

Содержание работы классного руководителя с родителями по формированию нравственного воспитания состоит в следующем:
1) повышение психолого-педагогических знаний родителей;
2) вовлечение родителей в образовательный процесс;
3) участие родителей в управлении школой.

Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление воспитательного потенциала.

Формирование нравственных качеств наиболее эффективно при специально организованной групповой и коллективной деятельности, направленной на достижение общей цели – это:
– игры,
– беседы,
– праздники,
– походы, экскурсии, наблюдения,
– участие в исследовательской деятельности,
– КТД, проводимые совместно с родителями.

Предметом нашего педагогического мониторинга является воспитанность и творческая активность детей. Оценив воспитательное воздействие мероприятия, можно своевременно откорректировать процесс нравственного воспитания, внеся поправки в содержание, методы и формы воспитательного взаимодействия. Для осуществления мониторинга уровня нравственного воспитания могут быть использованы индивидуальные Портфолио учащихся или “Мой дневник достижений”, куда собирается информация по отдельному ученику:
– грамоты,
– характеристики педагогов,
– творческие, исследовательские проекты, фотографии.

Поскольку родители являются социальными заказчиками школы, они должны активно участвовать в образовательном процессе школы и своего класса. Именно родители должны стать классному руководителю помощниками, сотрудниками в нелёгком деле – воспитании их собственных детей.

Родители частые гости в нашем классе. Мы решаем, как лучше освоить ту или иную школьную высоту, как провести праздники, как подготовить выставку или поставить сказку.

Для того чтобы заинтересовать детей и их родителей и, самое главное, дать возможность ребёнку, маме и папе, учителю легко научиться общаться друг с другом, не бояться говорить о сложностях и проблемах в учёбе и воспитании, предлагаем проведение совместных праздников.

Традиционными стали мероприятия “Папа, мама, я – дружная семья”, “Наши рыцари”, “Когда мамы дома нет”, “Арбузник”, “Встреча Нового года с поездкой в лес”, акция “Письмо Деду Морозу”. Совместное посещение театров, праздничные программы для пожилых людей в Доме престарелых, куда мы идем с родителями и несем в подарок старикам “ кусочек домашнего тепла” – баночку домашнего варенья.

При посещении детского дома №9, с нами также были родители, которые помогали нам в постановке праздничной программы, мы вместе упаковывали подарки малышам. В новогоднем спектакле “Золушка на новый лад” все учащиеся были артистами, а родители выступили в роли костюмеров, декораторов, музыкального оператора, фотографов.

Встречу весны мы всегда встречаем “Широкой масленицей”, соблюдая все ритуалы этого праздника: поем колядки, устраиваем соревнования, сжигаем чучело, весну зазываем и заканчиваем блинами, которые для нас пекут наши мамы и бабушки.

В процессе мероприятия каждый участник раскрепощается, убирается некий барьер в общении между родителями и классным руководителем, учеником и учителем.

Общее дело помогает взрослым и детям действительно стать хорошими собеседниками, союзниками, соавторами в сотворении сообщества, чувствовать себя сопричастными к жизни друг друга.

Нашему классу неоднократно доводилось принимать участие в городских и районных семинарах, давали открытые уроки.

Учащиеся класса участвуют в научно-исследовательских конференциях школы, района, представляя такие темы работ как: “Сотовый телефон – детям не игрушка”, “Подарок маме” (выгонка гиацинтов в домашних условиях), “История одного ордена”, “Живые страницы истории” и др.

В 4 классе учащиеся вступили в общественную организацию “Пионеры Башкортостана” и включились в активную деятельность организации: шефство над детским садом, конкурс “Кормушка – 2009”, акция “Чтобы помнили”.

Среди родителей был проведен опрос, результаты которого представлены:
– 35% родителей отметили сплочённость коллектива;
– 15% видят положительные результаты в повышении собственного педагогического уровня;
– 10% старались оказать помощь классному руководителю;
– 40% оказывали поддержку собственным детям.

Учащиеся класса занимают призовые места в спортивных соревнованиях; творческих конкурсах, в тематических конкурсах, посвященных памятным датам.

Все творческие достижения класса собираются в классном портфолио.

На протяжении 4-х лет в нашем классе ведется классный альбом, с большим подбором фотографий о жизни класса в школе и вне ее стен.

Нам многое удавалось и удается. Я могу считать себя счастливым человеком потому, что у меня в моей любимой и важной работе есть две крепкие опоры, без которых ничего не получилось бы. Во-первых, это глубокие, прекрасные традиции школы, которую я сама закончила. Второй опорой для меня всегда были родители моих учеников. Без них я не смогла бы состояться как классный руководитель.

Главной задачей своей работы считаю создание в классе единого коллектива детей и родителей. На мой взгляд, именно классный руководитель может стать тем связующим звеном, своеобразным координатором, который способен сплотить этот коллектив.

Презентация.