Тип урока: урок по закреплению изученного.
Цели урока:
Обучающая:
- познакомить учащихся с правилом умножения десятичных дробей на 0,1; 0,01; 0,001;
- продолжить работу по формированию умения решать текстовые задачи.
Развивающая:
- развить умение слушать и объяснять материал, а так же ход решения примеров и задач;
- развить интерес к математике и смекалку.
Воспитывающая:
- воспитывать чувство дружественной атмосферы в классе и умение работать в парах.
Материалы к уроку: презентация, содержащая информацию по теме урока, карточки для индивидуальной работы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
– Какое правило применяли при решении примеров?
– Какую формулу использовали для решения задачи?
– Какое правило вспомнили при записи ответа в задаче?
– Как решили дополнительное задание?
№1432 (1 и 2 столбики), 1433
Дополнительно: №1418
Вместо звездочек поставьте пропущенные цифры:
- 0,5* = 0,*5 (Вставить можно только цифру 5);
- 0,*3 > 0,5* (Вставить можно цифры 6,7,8,9);
- 6,8*1< 6,82* (Вставить можно цифры 2,1 или 0).
(Задания проектируются на экран) (слайды 2,3,4)
III. Устный счет
1) Графический диктант. (слайд 5)
Ответ «да» соответствует _, ответ «нет» - ^.
- 0,6 х 0,5 = 0,3
- 1,8 x 0,3 = 0,54
- 0,8 x 0,9 = 7,2
- 5,14 : 10 = 51,4
- 6,18 : 6=1,3
- 4,2 х 0,2 = 0,84
- 6,1 х 0,3 = 1,83
- 1,5 x 0,4 = 0,6
- 7,54 : 100 = 0,0754
- 9,4 : 2 = 4,7
Ключ: _ _ ^ ^ ^ _ _ _ _ _ (слайд 6)
2) Индивидуально по карточкам 3 ученика решают в тетрадях для самостоятельных работ.
1 ученик
а) Найдете пропавшую запятую
б) Найдите ошибки в следующих вычислениях:
(Задание учит способу прикидки)
а) 23,17+4,3=27,20;
б) 354,2*0,1=3542;
в) 3,2 * 85,8 = 2745,6
2 ученик | 3 ученик |
Тест. Выполните действия: | |
1) 3,5 + 1,2 а) 4,2 б) 3,7 в) 0,42 г) 37 д) 0,042 |
1) 2,8 + 1,5 а) 43 б) 4,3 в) 0,0042 г) 4,1 д) 0,42 |
2) 14 х 2,3 а) 3,22 б) 322 в) 32,2г) 23,3 д) 0,322 |
2) 32 х 1,6 а) 5,12 б) 0,512 в) 512 г) 51,2 д) 41,2 |
3) 7,4 - 0,3 а) 21,2 б) 7,1 в) 0,222 г) 22,2 д) 71 |
3) 3,7 - 0,2 а) 0,74 б) 0,0074 в) 35 г) 0,074 д) 3,5 |
4) 0,31 х 0,2а) 0,62 б) 0,062 в) 6,2 г) 0,061 д) 0,0062 |
4) 0,42 х 0,3а) 1,26 б) 12,6 в) 0,126 г) 0,0126 д) 0,226 |
5) 0,85 х 0,24 а) 0,24 б) 0,0204 в) 2,04 г) 0,204 д) 20,4 |
5) 0,76 х 0,35 а) 0,0266 б) 26,6 в) 0,276 г) 2,66 д) 0,266 |
IV. Сообщение темы урока
На доске: (слайд 7)
5,6: 10=
12,8: 100=
0,45: 10=5,6 x 0,1 =
12,8 x 0,01 =
0,45 x 0,1 =
– Посмотрите внимательно на правый и левый столбики. Что заметили?
– Сформулируйте тему и цель урока.
V. Работа по теме урока
1. Беседа.
– Как разделить десятичную дробь на 10, 100, 1000...?
– Найдите значения выражений левого столбика.
– Вспомните правило умножения десятичных дробей.
– Пользуясь этим правилом, выполните умножение.
– Сравните результаты правого и левого столбика, что заметили?
– Сделайте вывод.
– Давайте проверим правильность нашего вывода.
Чтение правила в учебнике (стр. 214).
2. Стр. 215 из учебника, № 1391.
Решают на доске
- 354,2 х 0,1 = 35,42
- 248,34 х 0,1 = 24,834
- 3788,2 х 0,001 = 3,7882
- 2,8 х 0,1 = 0,28
- 4,5 х 0,01 = 0,045
Работа в парах. (слайд 8)
- 0,08 х 0,1= 0,008
- 54 x 0,001 =0,054
- 37 x 0,0001 =0,0037
- 0,01 х 0,0001 =0,000001
VI. Физкультминутка
Вы, ребята, все устали.
Много думали, считали.
Отдохнуть уже пора!
Физминутка тут – «Ура!»
Мы поставили пластинку
и выходим на разминку (ходьба на месте).
На зарядку, на зарядку,
на зарядку становись!
Начинаем бег на месте,
финиш метров через двести!(бег на месте.)
Раз! Раз-два! Раз! Раз-два!
Раз! Раз-два! Раз! Раз-два!
Ниже, дети, не ленитесь (наклоны туловища вперёд, руки на поясе),
поклонитесь, улыбнитесь
и на место все садитесь.
VII. Решение задач
Стр. 215 из учебника, № 1394.
– Прочитайте задачу.
– С какими величинами эта задача?
– Что требуется найти?
– Как найти скорость?
Для наглядности лучше записать условие задачи в таблицу (слайд 9).
Скорость, V | Время, t | Расстояние, S |
85 км/ч | 5ч | ? |
0,1 ч | ? | |
3,8 ч | ? | |
1,5 ч | ? | |
0,4 ч | ? |
- 85 х 5 = 425 (км)
- 85x0,1=8,5 (км)
- 85 х 3,8 = 323 (км)
- 85 х 1,5 = 127,5 (км)
- 85 х 0,4 = 34 (км)
2. Стр. 216 из учебника, № 1401.
Коллективная работа по обсуждению придуманных задач. Интересные задачи можно решить.
VIII. Подведение итогов урока
– Что значит умножить число на 0,1; 0,01; 0,001?
– Куда переносить запятую при умножении на эти числа?
Выставление оценок за урок.
IX. Домашнее задание
(слайд 10)
Выучить правило на странице 296, № 1431 (а, б, в – по два примера), 1435.
Творческое задание: подготовить сказки и стихи, посвященные десятичным дробям.