Умножение десятичных дробей. 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Тип урока: урок по закреплению изученного.

Цели урока:

Обучающая:

  • познакомить учащихся с правилом умножения десятичных дробей на 0,1; 0,01; 0,001;
  • продолжить работу по формированию умения решать текстовые задачи.

Развивающая:

  • развить умение слушать и объяснять материал, а так же ход решения примеров и задач;
  • развить интерес к математике и смекалку.

Воспитывающая:

  • воспитывать чувство дружественной атмосферы в классе и умение работать в парах.

Материалы к уроку: презентация, содержащая информацию по теме урока, карточки для индивидуальной работы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

– Какое правило применяли при решении примеров?

– Какую формулу использовали для решения задачи?

– Какое правило вспомнили при записи ответа в задаче?

– Как решили дополнительное задание?

№1432 (1 и 2 столбики), 1433

Дополнительно: №1418

Вместо звездочек поставьте пропущенные цифры:

  • 0,5* = 0,*5 (Вставить можно только цифру 5);
  • 0,*3 > 0,5* (Вставить можно цифры 6,7,8,9);
  • 6,8*1< 6,82* (Вставить можно цифры 2,1 или 0).

(Задания проектируются на экран) (слайды 2,3,4)

III. Устный счет

1) Графический диктант. (слайд 5)

Ответ «да» соответствует _, ответ «нет» - ^.

  1. 0,6 х 0,5 = 0,3
  2. 1,8 x 0,3 = 0,54
  3. 0,8 x 0,9 = 7,2
  4. 5,14 : 10 = 51,4
  5. 6,18 : 6=1,3
  6. 4,2 х 0,2 = 0,84
  7. 6,1 х 0,3 = 1,83
  8. 1,5 x 0,4 = 0,6
  9. 7,54 : 100 = 0,0754
  10. 9,4 : 2 = 4,7

Ключ: _ _ ^ ^ ^ _ _ _ _ _ (слайд 6)

2) Индивидуально по карточкам 3 ученика решают в тетрадях для самостоятельных работ.

1 ученик

а) Найдете пропавшую запятую

б) Найдите ошибки в следующих вычислениях:

(Задание учит способу прикидки)

а) 23,17+4,3=27,20;
б) 354,2*0,1=3542;
в) 3,2 * 85,8 = 2745,6

2 ученик 3 ученик
Тест. Выполните действия:
1) 3,5 + 1,2
а) 4,2
б) 3,7
в) 0,42
г) 37
д) 0,042
1) 2,8 + 1,5
а) 43
б) 4,3
в) 0,0042
г) 4,1
д) 0,42
2) 14 х 2,3
а) 3,22
б) 322
в) 32,2г) 23,3
д) 0,322
2) 32 х 1,6
а) 5,12
б) 0,512
в) 512
г) 51,2
д) 41,2
3) 7,4 - 0,3
а) 21,2
б) 7,1
в) 0,222
г) 22,2
д) 71
3) 3,7 - 0,2
а) 0,74
б) 0,0074
в) 35
г) 0,074
д) 3,5
4) 0,31 х 0,2а) 0,62
б) 0,062
в) 6,2
г) 0,061
д) 0,0062
4) 0,42 х 0,3а) 1,26
б) 12,6
в) 0,126
г) 0,0126
д) 0,226
5) 0,85 х 0,24
а) 0,24
б) 0,0204
в) 2,04
г) 0,204
д) 20,4
5) 0,76 х 0,35
а) 0,0266
б) 26,6
в) 0,276
г) 2,66
д) 0,266

IV. Сообщение темы урока

На доске: (слайд 7)

5,6: 10=
12,8: 100=
0,45: 10=
                 5,6 x 0,1 =
12,8 x 0,01 =
0,45 x 0,1 =

– Посмотрите внимательно на правый и левый столбики. Что заметили?

– Сформулируйте тему и цель урока.

V. Работа по теме урока

1. Беседа.

– Как разделить десятичную дробь на 10, 100, 1000...?

– Найдите значения выражений левого столбика.

– Вспомните правило умножения десятичных дробей.

– Пользуясь этим правилом, выполните умножение.

– Сравните результаты правого и левого столбика, что заметили?

– Сделайте вывод.

– Давайте проверим правильность нашего вывода.

Чтение правила в учебнике (стр. 214).

2. Стр. 215 из учебника, № 1391.

Решают на доске

  • 354,2 х 0,1 = 35,42
  • 248,34 х 0,1 = 24,834
  • 3788,2 х 0,001 = 3,7882
  • 2,8 х 0,1 = 0,28
  • 4,5 х 0,01 = 0,045

Работа в парах. (слайд 8)

  • 0,08 х 0,1= 0,008
  • 54 x 0,001 =0,054
  • 37 x 0,0001 =0,0037
  • 0,01 х 0,0001 =0,000001

VI. Физкультминутка

Вы, ребята, все устали.
Много думали, считали.
Отдохнуть уже пора!
Физминутка тут – «Ура!»
Мы поставили пластинку
и выходим на разминку (ходьба на месте).
На зарядку, на зарядку,
на зарядку становись!
Начинаем бег на месте,
финиш метров через двести!(бег на месте.)
Раз! Раз-два! Раз! Раз-два!
Раз! Раз-два! Раз! Раз-два!
Ниже, дети, не ленитесь (наклоны туловища вперёд, руки на поясе),
поклонитесь, улыбнитесь
и на место все садитесь.

VII. Решение задач

Стр. 215 из учебника, № 1394.

– Прочитайте задачу.

– С какими величинами эта задача?

– Что требуется найти?

– Как найти скорость?

Для наглядности лучше записать условие задачи в таблицу (слайд 9).

Скорость, V Время, t Расстояние, S
85 км/ч ?
0,1 ч ?
3,8 ч ?
1,5 ч ?
0,4 ч ?
  • 85 х 5 = 425 (км)
  • 85x0,1=8,5 (км)
  • 85 х 3,8 = 323 (км)
  • 85 х 1,5 = 127,5 (км)
  • 85 х 0,4 = 34 (км)

2. Стр. 216 из учебника, № 1401.

Коллективная работа по обсуждению придуманных задач. Интересные задачи можно решить.

VIII. Подведение итогов урока

– Что значит умножить число на 0,1; 0,01; 0,001?

– Куда переносить запятую при умножении на эти числа?

Выставление оценок за урок.

IX. Домашнее задание

(слайд 10)

Выучить правило на странице 296, № 1431 (а, б, в – по два примера), 1435.

Творческое задание: подготовить сказки и стихи, посвященные десятичным дробям.