Предметные цели:
- обобщить известные детям алгоритмы письменного умножения многозначных чисел;
- продолжать учиться округлять числа до заданного разряда.
Общеучебные цели: учиться читать и записывать информацию, представленную в виде различных математических моделей, продолжать учиться называть цели конкретного задания, алгоритм, проверять и оценивать результаты работы.
Оборудование: Карточки с заданиями, картинки достопримечательности стран, глобус, снежинки, флаги.
Ход урока
I. Орг. момент. (Мотивация учебной деятельности).
Кто с работой дружен,
Нам сегодня нужен?
– Нужен!
С математикой кто дружен,
Нам сегодня нужен?
– Нужен!
Таким ребятам хвала и честь!
Такие ребята в классе есть?
– Есть!
В очередной раз я приглашаю вас в увлекательный мир математики.
Сегодня наш урок мне хочется начать словами английского философа Роджера Бэкона о математике: «Тот, кто не знает математики, не может изучить, другие науки и не может познать мир».
Я думаю, что на уроке мы непременно найдём подтверждение словам этого философа.
Прозвенел звонок, начался урок
Сели ровно, рот закрыт,
Носик дышит, рот молчит.
– Откройте тетради, запишите число и классная работа. Нарисуйте на полях круг и закрасьте его тем цветом, какое у вас настроение.
II. Устный счёт – разминка для ума.
Минувший год уходит,
И время торопливое не ждёт.
Листок последний сорван календарный
Навстречу, нам шагает…
Новый год!
(До Нового года осталось совсем немного времени)
Встреча Нового года – данная традиция, существует у всех народов мира. Ни в одном другом празднике так ярко не проявляется характер народа, его обычаи и традиции. Давайте попутешествуем по миру и посмотрим кто как встречает Новый год, а заодно покажем как умеем работать на уроках математики.
– Мы с вами должны преодолеть расстояние, которое равно наименьшему пятизначному числу. (10000 км)
– Сколько нам понадобиться времени, чтобы пройти это расстояние пешком со скоростью 5 км/ч (2000 часов),
– А если поедем на поезде со скоростью 50 км/ч (200 часов)
– А на самолёте со скоростью 1000 км/ч (10 часов)
Начинаем наше путешествие с удивительной страной. В ней говорят, если первый День Нового года прошёл хорошо, то таким будет весь год, поэтому в этот день никто не должен быть злым, раздражительным или сердитым, а ещё говорят, что надо встать утром и совершить омовение (омыться), чтобы добраться до этой страны, нужно преодолеть арифметические горы.
– с. 32 №1 – объясните, как выполнены вычисления.
– Как выполняется умножение в столбик многозначных чисел на однозначное число?
(Любое многозначное число умножают на многозначное так же, как на двузначное и трёхзначное число: по разрядам начиная с единиц.)
с. 32 Текст - вывод.
III. Цель урока.
– Сформулируйте цель урока. (Перевести известный алгоритм письменного умножения на большие числа)
– Перед вами лежит лист самооценки, отметьте уровень своих знаний по «Шкале знаний» на начало урока.
Начало урока | Конец урока | |
Мои знания | 10 5 0 |
10 5 0 |
– Распределите ответы в примера в порядке увеличения.
324 | 384 | 3024 | 3852 |
Д | Е | Л | И |
– Назовите в каждом числе всего десятков.
– Назовите в каждом числе всего сотен.
А теперь переверните карточки и прочитай те слово. (Дели)
– Столица какой страны? (Индии)
– Флаг (вывешивается)
– Достопримечательность (Мавзолей Тадж - Махал в Агре). демон.рис.
IV. Первичное закрепление.
– Как вы думаете: «Какая следующая страна?»
(Демонстрация достопримечательности (Греция Акропь)
В Греции, гости, приглашённые на встречу Нового года, захватывают с собой Большой камень, который бросают у порога, говоря такие слова: «Пусть богатства Хозяина будут тяжёлы так, как этот камень».
Греки полагали, что в первый новогодний день нельзя кричать, что-то терять, отдавать или продавать, пить или даже молоть кофе (но горький).
– И каждому из вас желаю большого богатства и дарю вам математические цветные камни, но они принесут богатства, если вы решите правильно примеры.
Работа в группах.
- 83252*4=зелёный
- 30802*5=красный
- 62008*2=синий
- 80052*4=жёлтый
– Чему учились когда решали примеры?
(учились применять алгоритм письменного умножения многозначных на больших числах)
– Проверка примеров
Физминутка
V. Работа над задачами.
– Ребята, я вспомнила о знаменитом писателе, а главное о математике Льюисе Кэрроле. Как вы думаете, в какой стране он встречал новый год? (в Великобритании)
– Флаг (вывешивается) и достопримечательность
– Что вы знаете о том , как встречают новый год в Англии?
– У англичан в новогодний вечер каждый может прийти на праздник в незнакомый дом к незнакомым людям. Гостя обязательно примут, однако ему необходимо принести с собой лепёшку, виски и кусочек угля, чтобы целый год в этом доме было сытно, весело, тепло. А ещё в Шотландии с боем часов в Новогоднюю ночь открывают дверь, выпускают Старый год и впускают Новый год.
– Королева прислала нам новогодние подарки (это задачи).
С. 32 №4 (а, б) – решение задач (устно), делая приближённые вычисления.
(фронтальная работа по вариантам).
– Где находится такой водопад? (демонстрация достопримечательности)
– Водопад Игуасу (в Бразилии)
Как новый год встречают в Бразилии?
Если вы хотите необычного тёплого Нового года, то вам непременно стоит поехать в Бразилию, ведь Новый год в этой удивительной стране является летним праздником,
Т.к. начинается в разгар лета, которое совпадает по времени с русской зимой.
Флаг (вывешивается)
– Поплывём в водопаде задач.
№5(а) – с помощью таблицы (решение самостоятельно)
№5(в) – с помощью схемы (решение фронтально)
– Я загадала страну расположенную на острове. Это единственный остров среди Карибских островов, на котором есть железная дорога (Куба)
– Флаг (вывешивается)
– Как встречают Новый год на Кубе?
В полночь с каждым ударом часов съедают по виноградинке, загадывают желание.
– Каждый из вас сможет это сделать, исполнив моё желание.
№5 – решение задачи в группах. (консультанты защищают решение)
VI. Работа с именованными единицами (работа в парах)
– Хочу показать флаг одной страны. (Япония)
– Демонстрация культурных традиций.
– Как празднуют Новый год в Японии?
В Новогоднюю ночь колокола буддийских храмов отбивают 108 ударов. Число 108 выбрано не случайно. Японцы считают, что с каждым ударом человек очищается от пороков, а у него их 6 – жадность, злость, глупость, легкомыслие, алчность, нерешительность. И каждый имеет 18 оттенков. Избавимся и мы от пороков.
– На столе лежат карточки с одной стороны пороки, а с другой выражения. Паре предлагается тоже избавится от порока, решив выражения.
- Жадность 3 км 4 м * 3 =
- Злость 34 дм 15 см * 6 =
- Глупость 32 т 8 ц * 5 =
- Легкомыслие 16 кг 58 г * 4 =
- Алчность 23 м 24 дм * 2 =
- Нерешительность 3 дм 12 см * 7 =
Ну и последняя страна в которую мы возвращаемся это …
– Демонстрация достопримечательности (России).
– Флаг (вывешивается).
– Что знаете?
В старые времена в Новогоднюю ночь за столом собиралась вся семья хлебать новогоднюю кутью, дети заползали под стол и лыковой веревкой опутывали ножки у стола, чтобы в будущем году все опять собрались вместе. Так, новогодняя ночь становилась временем единения с близкими, примирения тех, кто был в ссоре.
Игра « Иду в гости».
№6. Вычисли устно. (в конвертах примеры)
Дети делятся на гостей и хозяев. Хозяева сидят за своими партами, у них конверты с карточками, на которых записаны примеры. Гости подходят к любому хозяину, тот дает им карточку. Если гость правильно решил пример, то эту карточку он берет с собой и идет к другому хозяину.
(Игра начинается и заканчивается по сигналу).
– Наше путешествие подходит к концу:
Д/з.
- №5 (б) –задача.
- №6(б) – по вариантам.
- №8 – по желанию.
VII. Итог урока.
– Что понравилось на уроке?
– Какое задание наиболее интересное?
– Какое задание вызвало затруднения?
VIII. Работа по шкале знаний.
(Дети отмечают свои знания на конец урока).
(Лист с флагами перевернуть и прочитать слово «Молодцы»).
IX. Релаксация.
– Выберите снежинку такого цвета, какой соответствует вашему настроению, и отправьте в ту страну, в которой хотели бы встретить Новый год.
Спасибо за старание,
Ведь главное – желание,
А навык и умения
С годами к вам придут.