Умножение многозначных чисел на однозначные (урок обобщения)

Разделы: Начальная школа


Предметные цели:

  • обобщить известные детям алгоритмы письменного умножения многозначных чисел;
  • продолжать учиться округлять числа до заданного разряда.

Общеучебные цели: учиться читать и записывать информацию, представленную в виде различных математических моделей, продолжать учиться называть цели конкретного задания, алгоритм, проверять и оценивать результаты работы.

Оборудование: Карточки с заданиями, картинки достопримечательности стран, глобус, снежинки, флаги.

Ход урока

I. Орг. момент. (Мотивация учебной деятельности).

Кто с работой дружен,
Нам сегодня нужен?
– Нужен!
С математикой кто дружен,
Нам сегодня нужен?
– Нужен!
Таким ребятам хвала и честь!
Такие ребята в классе есть?
– Есть!

В очередной раз я приглашаю вас в увлекательный мир математики.

Сегодня наш урок мне хочется начать словами английского философа Роджера Бэкона о математике: «Тот, кто не знает математики, не может изучить, другие науки и не может познать мир».

Я думаю, что на уроке мы непременно найдём подтверждение словам этого философа.

Прозвенел звонок, начался урок
Сели ровно, рот закрыт,
Носик дышит, рот молчит.

– Откройте тетради, запишите число и классная работа. Нарисуйте на полях круг и закрасьте его тем цветом, какое у вас настроение.

II. Устный счёт – разминка для ума.

Минувший год уходит,
И время торопливое не ждёт.
Листок последний сорван календарный
Навстречу, нам шагает…
Новый год!

(До Нового года осталось совсем немного времени)

Встреча Нового года – данная традиция, существует у всех народов мира. Ни в одном другом празднике так ярко не проявляется характер народа, его обычаи и традиции. Давайте попутешествуем по миру и посмотрим кто как встречает Новый год, а заодно покажем как умеем работать на уроках математики.

– Мы с вами должны преодолеть расстояние, которое равно наименьшему пятизначному числу. (10000 км)

– Сколько нам понадобиться времени, чтобы пройти это расстояние пешком со скоростью 5 км/ч (2000 часов),

– А если поедем на поезде со скоростью 50 км/ч (200 часов)

– А на самолёте со скоростью 1000 км/ч (10 часов)

Начинаем наше путешествие с удивительной страной. В ней говорят, если первый День Нового года прошёл хорошо, то таким будет весь год, поэтому в этот день никто не должен быть злым, раздражительным или сердитым, а ещё говорят, что надо встать утром и совершить омовение (омыться), чтобы добраться до этой страны, нужно преодолеть арифметические горы.

– с. 32 №1 – объясните, как выполнены вычисления.

– Как выполняется умножение в столбик многозначных чисел на однозначное число?

(Любое многозначное число умножают на многозначное так же, как на двузначное и трёхзначное число: по разрядам начиная с единиц.)

с. 32 Текст - вывод.

III. Цель урока.

– Сформулируйте цель урока. (Перевести известный алгоритм письменного умножения на большие числа)

– Перед вами лежит лист самооценки, отметьте уровень своих знаний по «Шкале знаний» на начало урока.

  Начало урока Конец урока
Мои знания 10
5
0
10
5
0

– Распределите ответы в примера в порядке увеличения.

324 384 3024 3852
   Д       Е       Л       И   

– Назовите в каждом числе всего десятков.

– Назовите в каждом числе всего сотен.

А теперь переверните карточки и прочитай те слово. (Дели)

– Столица какой страны? (Индии)

– Флаг (вывешивается)

– Достопримечательность (Мавзолей Тадж - Махал в Агре). демон.рис.

IV. Первичное закрепление.

– Как вы думаете: «Какая следующая страна?»

(Демонстрация достопримечательности (Греция Акропь)

В Греции, гости, приглашённые на встречу Нового года, захватывают с собой Большой камень, который бросают у порога, говоря такие слова: «Пусть богатства Хозяина будут тяжёлы так, как этот камень».

Греки полагали, что в первый новогодний день нельзя кричать, что-то терять, отдавать или продавать, пить или даже молоть кофе (но горький).

– И каждому из вас желаю большого богатства и дарю вам математические цветные камни, но они принесут богатства, если вы решите правильно примеры.

Работа в группах.

  • 83252*4=зелёный
  • 30802*5=красный
  • 62008*2=синий
  • 80052*4=жёлтый

– Чему учились когда решали примеры?

(учились применять алгоритм письменного умножения многозначных на больших числах)

– Проверка примеров

Физминутка

V. Работа над задачами.

Ребята, я вспомнила о знаменитом писателе, а главное о математике Льюисе Кэрроле. Как вы думаете, в какой стране он встречал новый год? (в Великобритании)

– Флаг (вывешивается) и достопримечательность

– Что вы знаете о том , как встречают новый год в Англии?

– У англичан в новогодний вечер каждый может прийти на праздник в незнакомый дом к незнакомым людям. Гостя обязательно примут, однако ему необходимо принести с собой лепёшку, виски и кусочек угля, чтобы целый год в этом доме было сытно, весело, тепло. А ещё в Шотландии с боем часов в Новогоднюю ночь открывают дверь, выпускают Старый год и впускают Новый год.

– Королева прислала нам новогодние подарки (это задачи).

С. 32 №4 (а, б) – решение задач (устно), делая приближённые вычисления.

(фронтальная работа по вариантам).

– Где находится такой водопад? (демонстрация достопримечательности)

– Водопад Игуасу (в Бразилии)

Как новый год встречают в Бразилии?

Если вы хотите необычного тёплого Нового года, то вам непременно стоит поехать в Бразилию, ведь Новый год в этой удивительной стране является летним праздником,

Т.к. начинается в разгар лета, которое совпадает по времени с русской зимой.

Флаг (вывешивается)

– Поплывём в водопаде задач.

№5(а) – с помощью таблицы (решение самостоятельно)

№5(в) – с помощью схемы (решение фронтально)

– Я загадала страну расположенную на острове. Это единственный остров среди Карибских островов, на котором есть железная дорога (Куба)

– Флаг (вывешивается)

– Как встречают Новый год на Кубе?

В полночь с каждым ударом часов съедают по виноградинке, загадывают желание.

– Каждый из вас сможет это сделать, исполнив моё желание.

№5 – решение задачи в группах. (консультанты защищают решение)

VI. Работа с именованными единицами (работа в парах)

– Хочу показать флаг одной страны. (Япония)

– Демонстрация культурных традиций.

– Как празднуют Новый год в Японии?

В Новогоднюю ночь колокола буддийских храмов отбивают 108 ударов. Число 108 выбрано не случайно. Японцы считают, что с каждым ударом человек очищается от пороков, а у него их 6 – жадность, злость, глупость, легкомыслие, алчность, нерешительность. И каждый имеет 18 оттенков. Избавимся и мы от пороков.

– На столе лежат карточки с одной стороны пороки, а с другой выражения. Паре предлагается тоже избавится от порока, решив выражения.

  1. Жадность 3 км 4 м * 3 =
  2. Злость 34 дм 15 см * 6 =
  3. Глупость 32 т 8 ц * 5 =
  4. Легкомыслие 16 кг 58 г * 4 =
  5. Алчность 23 м 24 дм * 2 =
  6. Нерешительность 3 дм 12 см * 7 =

Ну и последняя страна в которую мы возвращаемся это …

– Демонстрация достопримечательности (России).

– Флаг (вывешивается).

– Что знаете?

В старые времена в Новогоднюю ночь за столом собиралась вся семья хлебать новогоднюю кутью, дети заползали под стол и лыковой веревкой опутывали ножки у стола, чтобы в будущем году все опять собрались вместе. Так, новогодняя ночь становилась временем единения с близкими, примирения тех, кто был в ссоре.

Игра « Иду в гости».

№6. Вычисли устно. (в конвертах примеры)

Дети делятся на гостей и хозяев. Хозяева сидят за своими партами, у них конверты с карточками, на которых записаны примеры. Гости подходят к любому хозяину, тот дает им карточку. Если гость правильно решил пример, то эту карточку он берет с собой и идет к другому хозяину.

(Игра начинается и заканчивается по сигналу).

– Наше путешествие подходит к концу:

Д/з.

  • №5 (б) –задача.
  • №6(б) – по вариантам.
  • №8 – по желанию.

VII. Итог урока.

– Что понравилось на уроке?

– Какое задание наиболее интересное?

– Какое задание вызвало затруднения?

VIII. Работа по шкале знаний.

(Дети отмечают свои знания на конец урока).

(Лист с флагами перевернуть и прочитать слово «Молодцы»).

IX. Релаксация.

– Выберите снежинку такого цвета, какой соответствует вашему настроению, и отправьте в ту страну, в которой хотели бы встретить Новый год.

Спасибо за старание,
Ведь главное – желание,
А навык и умения
С годами к вам придут.