Путешествие по городу Светофорску

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  1. Обучения: закрепить и обобщить знания учащихся по правилам безопасного поведения на улицах и дорогах, продолжить формировать умения различать дорожные знаки, виды светофоров и пешеходных переходов.
  2. Развития: развивать умения анализировать, сравнивать, находить правильное решение в дорожной ситуации.
  3. Воспитания: воспитывать внимание, культуру поведения на дорогах города.

Материально-техническое оснащение: слайды из презентации, набор дорожных знаков, карточки с тестом «Знаешь ли ты правила поведения на улицах города?»

Ход занятия 

Орг. момент.

У. – В одном сказочном государстве стоял маленький городок, уютный такой. А назывался он Светофорск. А почему его так назвали? Послушайте загадку, если отгадаете, то сразу всё поймёте:

Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный,
Горит и день, и ночь.
Зелёный, жёлтый, красный.
В дороге всем ребятам
Он светит с давних пор
Все три родные брата
Тот домик – …(светофор) (слайд 2)

У. – Ребята, мы видим бесцветный светофор. Что же случилось в этом городе? А случилось вот что! Налетел ураган, все машины, дорожные знаки в городе Светофорск находятся в таком беспорядке, что жители сами не могут справиться со сложившейся ситуацией. Поможем им навести в городе порядок? Тогда давайте примемся за дело. А вот и светофор, он просит найти ему его цвета и напомнить, для чего же они предназначены.

Д.

– На светофоре красный свет!
Опасен путь –
Прохода нет!
А если жёлтый свет горит, -
Он: «Приготовься!» - говорит.
Зелёный вспыхнул впереди –
Свободный путь – переходи!

У. – Дети, а где вы видели светофор?

А сейчас составьте словосочетание из слов: ПЕШЕХОД + СВЕТОФОР (слайд 3). Какое сочетание получилось?

Д. – Пешеходный светофор.

У. – Чем отличается пешеходный светофор от транспортного?

Д. – В нём используют два цвета. На нём нарисованы человечки: красный стоит на месте, зелёный – шагает. Есть пешеходные светофоры, на которых написаны слова: «стойте» или «идите».

У. – А что у них общего?

Д. – Они управляют движением пешеходов и машин.

У. – Светофор благодарит вас и просит найти ему помощника, который из-за беспорядка в городе пропал. Но чтобы его найти, вам необходимо разгадать кроссворд (слайд 4).

  1. Как называется часть загородной дороги? (обочина)

  2. Как называется место, где ожидают транспорт? (остановка)

  3. Не похож я на коня,
    Но седло есть у меня.
    Спицы есть,
    Они, признаться,
    Для вязанья не годятся.
    Не будильник, не трамвай,
    Но звоню я – так и знай (велосипед)

  4. Как называют участника дорожного движения? (пешеход)

  5. При каком сигнале светофора можно перейти улицу? (зелёный)

  6. Как называется место, где пересекаются улицы и дороги? (перекресток)

  7. Как называется дорожка, по которой идут пешеходы? (тротуар)

  8. На самом перекрестке
    Висит колдун трехглазый,
    Но никогда не смотрит
    Тремя глазами сразу.
    Что это за колдун? (светофор)

  9. Шагаешь – впереди лежит,
    оглянешься – домой бежит. (Дорога)

У. – Что получилось при пересечении этих слов по вертикали?

Д. – Это слово “инспектор”.

У. – Кто может объяснить значение этого слова? (варианты детей)

ИНСПЕКТОР – должностное лицо, занятое проверкой правильности чьих-либо действий.

И.

Встаю я вместе с солнышком
И позже всех ложусь
Я на посту ответственном
Всё время нахожусь
Моя обязанность,
Следить и ночью и днём
Чтоб был порядок
Всегда, везде, во всём.
Идут спокойно граждане,
Течёт машин поток,
И если всё по правилам
Не слышен мой свисток.

У. – А теперь вместе с инспектором дорожного движения продолжим наводить порядок в городе.

(слайд 5)

У. – Назовите, какие правила дорожного движения нарушили дети?

Д. – На проезжей части играть нельзя. Играть можно только на спортивных площадках, стадионах. Игры на тротуарах и проезжей части мешают пешеходам и движению транспорта, а главное это опасно для жизни.

(слайд 6)

Д. – Кататься на роликах и коньках нужно только на специально оборудованных площадках.

У.

– На проезжей части, дети,
Не играйте в игры эти.
Бегать можно без оглядки
Во дворе и на площадке.
На дороге внезапно
Появляться не надо
Это очень опасно
Дорогие ребята!

У. – Молодцы, ребята и с этим заданием справились. Но чтобы двигаться дальше, нам необходимо отдохнуть.

Физминутка (на внимание).

Учитель показывает сигналы светофора (красный, зеленый), а ученики на красный сигнал – стоят на месте, на зеленый – изображают переход улицы (маршируют на месте).

У. – Для безопасного движения по улицам города нам с вами необходимо знать «Азбуку города». Инспектор просит рассказать, что это за азбука.

Д.

– Вот она, азбука, над головой:
Знаки развешаны вдоль мостовой.
Азбуку города помни всегда.
Чтоб не случилась с тобою беда.

(слайд 7)

У. – Ребята, посмотрите на эти знаки. На какие группы они делятся?

Д. – Запрещающие, предупреждающие, знаки сервиса.

У. – А для чего мы изучаем эти знаки?

Д. – Чтобы знать правила дорожного движения, быть грамотным пешеходом.

(Слайд 8)

У. – Как называется каждый знак?

Д. –

Это значит – тут опасно.
Не крутите здесь педали.
Ведь это «Запрещенье
велосипедного движенья»

Д.

– Увидишь знак такой и знай
Будь осторожен, не зевай.
А скажет этот знак одно.
«Движенье пешеходов здесь запрещено»

Д.

– Появился перед нами
Умный знак, судите сами
«Нет» – для въезда, выезд «Да»
«Запрещается» туда.

Д.

– Здесь машина, как гроза
Здесь не терпят тормоза
Этот знак для всех тревога
Это «Скользкая дорога»

Д.

– В треугольнике, ребята
Человек стоит с лопатой
Что-то роет, строит что-то
Здесь «Дорожные работы»

Д.

– В треугольнике ребята,
Со всех ног бегут куда-то
И шофёр и все на свете,
Понимают близко «Дети»

Д.

– Мама с дочкою в тревоге
Нужен доктор им в дороге
Не смотрите грустным взглядом
Помощь близко, доктор рядом

Д.

– Коли вам нужна еда,
То пожалуйте сюда
Эй, шофёр, внимание!
Скоро «Пункт питания»

У. – Ребята, а какой знак остался лишним? (слайд 9)

Д. – Пешеходный переход?

У. – Какие бывают ещё переходы?

Д.

– Есть наземный и подземный
И похожий есть на зебру
От машин тебя спасёт
Твой помощник переход

У. – Молодцы, ребята! А теперь давайте вспомним правила поведения на улицах города.

(слайд 10)

Тест «Знаешь ли ты правила поведения на улицах города?» 

  1. Одно из опасных мест для пешеходов (а) перекрёсток б) тротуар)
  2. Какой сигнал светофора запрещает переход улицы (а) жёлтый б) красный)
  3. Где нужно ждать автобус (а) остановка б) проезжая часть)
  4. По какой стороне тротуара должны ходить пешеходы (а) по левой стороне б) по правой стороне)
  5. С какого возраста можно ездить на велосипеде по мостовой (а) с 10 лет б) с 14 лет)

У. – Молодцы ребята! Вы помогли светофору и инспектору дорожного движения навести порядок в городе Светофорске. Теперь в нём царит покой и безопасность (слайд 11).

Список используемой литературы:

  1. Азбука дорожной науки 2 класс. Под редакцией Р.Н. Минниханова, И.А. Халиуллина. Казань, «Элодея», 1998, cтр. 63.
  2. В.И. Ковалько. Игровой модульный курс по ПДД, или школьник вышел на улицу. Москва, «Вако», 2008, стр. 191.
  3. Правила дорожного движения РФ. Москва, 2001, cтр. 59.
  4. Учебное пособие. Обучение детей городских школ правилам безопасного поведения на дорогах. Под редакцией Р.Н. Минниханова, И.А. Халиуллина. Казань, 1995, cтр. 317.
  5. Учебный план и программы обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах в городской общеобразовательной школе. Под редакцией Р.Н. Минниханова, И.А. Халиуллина. Казань, 1995, cтр. 32.

Приложение.