Цели:
- Обучения: закрепить и обобщить знания учащихся по правилам безопасного поведения на улицах и дорогах, продолжить формировать умения различать дорожные знаки, виды светофоров и пешеходных переходов.
- Развития: развивать умения анализировать, сравнивать, находить правильное решение в дорожной ситуации.
- Воспитания: воспитывать внимание, культуру поведения на дорогах города.
Материально-техническое оснащение: слайды из презентации, набор дорожных знаков, карточки с тестом «Знаешь ли ты правила поведения на улицах города?»
Ход занятия
Орг. момент.
У. – В одном сказочном государстве стоял маленький городок, уютный такой. А назывался он Светофорск. А почему его так назвали? Послушайте загадку, если отгадаете, то сразу всё поймёте:
Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный,
Горит и день, и ночь.
Зелёный, жёлтый, красный.
В дороге всем ребятам
Он светит с давних пор
Все три родные брата
Тот домик – …(светофор) (слайд 2)
У. – Ребята, мы видим бесцветный светофор. Что же случилось в этом городе? А случилось вот что! Налетел ураган, все машины, дорожные знаки в городе Светофорск находятся в таком беспорядке, что жители сами не могут справиться со сложившейся ситуацией. Поможем им навести в городе порядок? Тогда давайте примемся за дело. А вот и светофор, он просит найти ему его цвета и напомнить, для чего же они предназначены.
Д.
– На светофоре красный свет!
Опасен путь –
Прохода нет!
А если жёлтый свет горит, -
Он: «Приготовься!» - говорит.
Зелёный вспыхнул впереди –
Свободный путь – переходи!
У. – Дети, а где вы видели светофор?
А сейчас составьте словосочетание из слов: ПЕШЕХОД + СВЕТОФОР (слайд 3). Какое сочетание получилось?
Д. – Пешеходный светофор.
У. – Чем отличается пешеходный светофор от транспортного?
Д. – В нём используют два цвета. На нём нарисованы человечки: красный стоит на месте, зелёный – шагает. Есть пешеходные светофоры, на которых написаны слова: «стойте» или «идите».
У. – А что у них общего?
Д. – Они управляют движением пешеходов и машин.
У. – Светофор благодарит вас и просит найти ему помощника, который из-за беспорядка в городе пропал. Но чтобы его найти, вам необходимо разгадать кроссворд (слайд 4).
-
Как называется часть загородной дороги? (обочина)
-
Как называется место, где ожидают транспорт? (остановка)
-
Не похож я на коня,
Но седло есть у меня.
Спицы есть,
Они, признаться,
Для вязанья не годятся.
Не будильник, не трамвай,
Но звоню я – так и знай (велосипед) -
Как называют участника дорожного движения? (пешеход)
-
При каком сигнале светофора можно перейти улицу? (зелёный)
-
Как называется место, где пересекаются улицы и дороги? (перекресток)
-
Как называется дорожка, по которой идут пешеходы? (тротуар)
-
На самом перекрестке
Висит колдун трехглазый,
Но никогда не смотрит
Тремя глазами сразу.
Что это за колдун? (светофор) -
Шагаешь – впереди лежит,
оглянешься – домой бежит. (Дорога)
У. – Что получилось при пересечении этих слов по вертикали?
Д. – Это слово “инспектор”.
У. – Кто может объяснить значение этого слова? (варианты детей)
ИНСПЕКТОР – должностное лицо, занятое проверкой правильности чьих-либо действий.
И.
Встаю я вместе с солнышком
И позже всех ложусь
Я на посту ответственном
Всё время нахожусь
Моя обязанность,
Следить и ночью и днём
Чтоб был порядок
Всегда, везде, во всём.
Идут спокойно граждане,
Течёт машин поток,
И если всё по правилам
Не слышен мой свисток.
У. – А теперь вместе с инспектором дорожного движения продолжим наводить порядок в городе.
(слайд 5)
У. – Назовите, какие правила дорожного движения нарушили дети?
Д. – На проезжей части играть нельзя. Играть можно только на спортивных площадках, стадионах. Игры на тротуарах и проезжей части мешают пешеходам и движению транспорта, а главное это опасно для жизни.
(слайд 6)
Д. – Кататься на роликах и коньках нужно только на специально оборудованных площадках.
У.
– На проезжей части, дети,
Не играйте в игры эти.
Бегать можно без оглядки
Во дворе и на площадке.
На дороге внезапно
Появляться не надо
Это очень опасно
Дорогие ребята!
У. – Молодцы, ребята и с этим заданием справились. Но чтобы двигаться дальше, нам необходимо отдохнуть.
Физминутка (на внимание).
Учитель показывает сигналы светофора (красный, зеленый), а ученики на красный сигнал – стоят на месте, на зеленый – изображают переход улицы (маршируют на месте).
У. – Для безопасного движения по улицам города нам с вами необходимо знать «Азбуку города». Инспектор просит рассказать, что это за азбука.
Д.
– Вот она, азбука, над головой:
Знаки развешаны вдоль мостовой.
Азбуку города помни всегда.
Чтоб не случилась с тобою беда.
(слайд 7)
У. – Ребята, посмотрите на эти знаки. На какие группы они делятся?
Д. – Запрещающие, предупреждающие, знаки сервиса.
У. – А для чего мы изучаем эти знаки?
Д. – Чтобы знать правила дорожного движения, быть грамотным пешеходом.
(Слайд 8)
У. – Как называется каждый знак?
Д. –
Это значит – тут опасно.
Не крутите здесь педали.
Ведь это «Запрещенье
велосипедного движенья»
Д.
– Увидишь знак такой и знай
Будь осторожен, не зевай.
А скажет этот знак одно.
«Движенье пешеходов здесь запрещено»
Д.
– Появился перед нами
Умный знак, судите сами
«Нет» – для въезда, выезд «Да»
«Запрещается» туда.
Д.
– Здесь машина, как гроза
Здесь не терпят тормоза
Этот знак для всех тревога
Это «Скользкая дорога»
Д.
– В треугольнике, ребята
Человек стоит с лопатой
Что-то роет, строит что-то
Здесь «Дорожные работы»
Д.
– В треугольнике ребята,
Со всех ног бегут куда-то
И шофёр и все на свете,
Понимают близко «Дети»
Д.
– Мама с дочкою в тревоге
Нужен доктор им в дороге
Не смотрите грустным взглядом
Помощь близко, доктор рядом
Д.
– Коли вам нужна еда,
То пожалуйте сюда
Эй, шофёр, внимание!
Скоро «Пункт питания»
У. – Ребята, а какой знак остался лишним? (слайд 9)
Д. – Пешеходный переход?
У. – Какие бывают ещё переходы?
Д.
– Есть наземный и подземный
И похожий есть на зебру
От машин тебя спасёт
Твой помощник переход
У. – Молодцы, ребята! А теперь давайте вспомним правила поведения на улицах города.
(слайд 10)
Тест «Знаешь ли ты правила поведения на улицах города?»
- Одно из опасных мест для пешеходов (а) перекрёсток б) тротуар)
- Какой сигнал светофора запрещает переход улицы (а) жёлтый б) красный)
- Где нужно ждать автобус (а) остановка б) проезжая часть)
- По какой стороне тротуара должны ходить пешеходы (а) по левой стороне б) по правой стороне)
- С какого возраста можно ездить на велосипеде по мостовой (а) с 10 лет б) с 14 лет)
У. – Молодцы ребята! Вы помогли светофору и инспектору дорожного движения навести порядок в городе Светофорске. Теперь в нём царит покой и безопасность (слайд 11).
Список используемой литературы:
- Азбука дорожной науки 2 класс. Под редакцией Р.Н. Минниханова, И.А. Халиуллина. Казань, «Элодея», 1998, cтр. 63.
- В.И. Ковалько. Игровой модульный курс по ПДД, или школьник вышел на улицу. Москва, «Вако», 2008, стр. 191.
- Правила дорожного движения РФ. Москва, 2001, cтр. 59.
- Учебное пособие. Обучение детей городских школ правилам безопасного поведения на дорогах. Под редакцией Р.Н. Минниханова, И.А. Халиуллина. Казань, 1995, cтр. 317.
- Учебный план и программы обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах в городской общеобразовательной школе. Под редакцией Р.Н. Минниханова, И.А. Халиуллина. Казань, 1995, cтр. 32.