ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Общая характеристика предмета
Сегодня мы всё чаще обращаемся к духовным ценностям прошлого, пытаясь искать пути восстановления прерванных связей времён, осознаём необходимость изучения своих национальных корней как источника нашего нравственного здоровья, силы и богатства.
Ремёсла Алтая – это предмет, в котором прослеживается связь обучения и воспитания с жизнью, он содействует осуществлению общего образования нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их творческих способностей.
Данный предмет расширит кругозор, познакомит учащихся с хозяйственной жизнью Алтайского края, родного села, с народным и декоративно-прикладным искусством края, воспитывает любовь к малой родине, истории края, села, гордость за свой народ, настоящих мастеров прошлого и настоящего, патриотизм и трудолюбие.
Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Ценность произведений народного декоративно-прикладного искусства состоит не только в том, что они представляют природный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время.
Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции, этот живой родник современной художественной культуры.
По средством данной программы учащиеся научатся ценить труд мастеров, создавать творческие работы, переосмысливая увиденное и услышанное, на уроках. Сегодня, очевидно, что народное искусство является полноправной и полноценной частью художественной культуры, развиваясь по своим законам, определяемым его сущностью, и как самостоятельный вид творчества взаимодействует с другим типом творчества – искусством профессионалов.
Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает у учащихся повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности.
Предлагаемая программа построена так, что изучаемый материал качественно отличается от школьного базового курса, так как многие виды работ вообще не представлены в нем.
Задачи
Данная программа предполагает вести обучение трудовым навыкам в неразрывной связи с изучением истории края и с художественной обработкой разных материалов и ставит своими основными задачами:
- познакомить учащихся с историей края, района, села;
- дать учащимся представление о разных видах декоративно-прикладного искусства на Алтае и его значении в жизни каждого человека;
- сформировать у учащихся эстетическое отношение к труду;
- способствовать формированию у них художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, художественно-творческой активности;
- помочь им в овладении конкретных видов декоративно-прикладного искусства;
- помочь применить на практике полученные знания, умения, навыки;
- дать возможность учащимся проявить себя и добиться успеха;
- подвести учащихся к осознанию того, что полученные знания помогут не только при выборе профессии дизайнера жилых помещений, но и для дальнейшей жизни;
- научить пользоваться специальными приборами и инструментами;
Основные направления программы
В основу программы положено обучение, основанное на развитии интереса и творческих возможностей учащихся. Все объекты труда подбираются с таким расчетом, чтобы они были максимально познавательны с точки зрения истории края, политехнического обучения, имели эстетическую привлекательность и давали представление о традиционных и нетрадиционных видах художественной обработки разных материалов.
Программа предмета «Ремёсла Алтая» рассчитана на два года обучения:
1 год обучения формирование традиций народных художественных промыслов и ремёсел;
2 год обучения – современные художественные промыслы и ремёсла, развивающихся на территории края
Программа 1-го года обучения состоит из 4 блоков:
- 1 блок - изучение истории ремёсел.
- 2 блок – художественная роспись на Алтае.
- 3 блок – резьба по дереву.
- 4 блок – текстильные изделия на Алтае.
Программа 2-го года обучения состоит из 5-ти блоков и представляет систему новых технологических процессов, которые не требуют специального оборудования, инструментов и приспособлений:
- 1 блок - изучение истории ремёсел.
- 2 блок – тестопластика.
- 3 блок – изонить.
- 4 блок – аппликация из соломки.
- 5 блок – квиллинг.
В конце изучения каждого блока предполагается защита проектов, участие в выставках, отбор лучших работ для оформления школы, что будет являться своеобразной формой отчетности.
Доля самостоятельности ученика при изучении программного материала – 70%, где -30% - на объяснение темы и показ приемов выполнения, используется педагогом.
Основными критериями оценки, как для педагога, так и для учащихся являются: интерес к изучаемой теме; качество знаний, умений, навыков; актуальность; эстетичность; целесообразность практического применения
Принцип построения программы:
- принцип возрастания сложности;
- принцип учёта эмоциональной сложности (создание благоприятного эмоционального фона, формирование положительных эмоций);
- принцип учёта объёма и степени разнообразия материала (переход к новому материалу на основе сформированости какого-либо умения, разнообразия материала);
- принцип интеграции и дифференциации.
Интегративный характер содержания обучения предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с историей и искусством при выполнении изделий, связанных с воссозданием технологий традиционных промыслов.
Основные методы обучения:
- практические;
- рассказ;
- беседы;
- дискуссии.
Планируемые результаты
В результате изучения ремёсел Алтая ученик независимо от изучаемого раздела должен
- знать/понимать основные понятия; историю возникновения декоративно-прикладного промысла; назначение и технические свойства материалов; назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений; виды, приёмы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека; профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них;
- уметь рационально организовать рабочее место; находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и техническую документацию, полученные исторические сведения о ремесле; составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия; выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ; выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений,; соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами; осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия; находить и устранять допущенные дефекты; проводить разработку учебного проекта изготовления изделия; планировать работы с учётом имеющихся ресурсов и условий; распределять работу при коллективной деятельности;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для получения технико-технологических и исторических сведений из разнообразных источников информации; организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности; изготовления изделий из различных материалов; создание изделий с использованием ручных инструментов, и приспособлений; контроля качества выполненных работ; обеспечения безопасности труда.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1 год обучения
Вводное занятие.
В результате изучения этого раздела ученик должен:
знать:
- сущность понятий «ремёсла», «народные художественные промыслы»;
- что историю развития художественных промыслов Алтая следует рассматривать как часть истории декоративно —прикладного искусства России;
- связь между переселенческим движением и развитием художественных -промыслов на территории Алтайского края;
- основные виды промыслов и ремёсел на территории края.
уметь: охарактеризовать основные промыслы и ремёсла
Художественная роспись на Алтае.
В результате изучения этого раздела ученик должен:
знать:
- отличительные особенности Алтайской домовой росписи, самобытность сюжетов и приёмов росписи жилищ и предметов быта, распространённые мотивы;
- изготовление красок, кистей.
- сюжеты росписи прялок, распространённые композиции, мотивы и т.д.
уметь:
- выполнять элементы алтайской росписи;
- овладеть приёмами (разживка, подмалёвок, «надерг») росписи.
Резьба по дереву.
В результате изучения этого раздела ученик должен:
знать:
- традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов Алтая;
- особенности орнаментальной, бытовой и домовой резьбы, резьбы для украшения храмов;
- влияние переселенческого движения на мастерство народных умельцев;
- роль декоративно-прикладного творчества в создании объектов рукотворного мира;
- эстетические и эргономические требования к изделию;
- основные средства художественной выразительности;
- виды поделочных материалов и их свойства;
- понятия о композиции.
- виды и правила построение орнаментов;
- профессии, связанные с созданием изделий из древесины и древесных материалов;
- правила ТБ.
уметь:
- разрабатывать эскизы изделий и их декоративно оформлять;
- выбирать материал с учетом декоративных и технологических свойств, эксплуатационных качеств;
- выполнять несложные элементы резьбы по дереву;
- определять последовательность изготовления изделия;
- соблюдать правила безопасности труда.
Текстильные изделия на Алтае.
В результате изучения этого раздела ученик должен:
знать:
- традиции вышивания и ткачества рушников, скатертей, ковриков, дорожек ;
- виды вышивки, характерные особенности орнамента, мотивы и общую композицию алтайской вышивки, ритм, характерные особенности орнамента, раппорт в вышивке;
- особенности конструкции мужской и женской рубах;
- применение вышивки в народном костюме;
- построение узора в художественной отделке вышивкой;
- цветовое решение.
уметь:
- зарисовать традиционные орнаменты, определенять колорит и материалы для вышивки;
- организовать рабочее место для ручного шитья;
- выполнить эскиз композиции вышивки для отделки рубахи или салфетки; определять место и размер узора на изделии;
- переводить рисунок на ткань, заправлять изделие в пяльцы;
- выполнять вышивальные швы: счётная гладь, шов «крест».
- выполнять способы безузлового закрепления рабочей нити;
- отделывать вышивкой скатерти, салфетки, рубаху.
2 год обучения
Вводное занятие.
В результате изучения этого раздела ученик должен:
знать:
- сущность понятий «ремёсла», «народные художественные промыслы»;
- историю развития художественных промыслов Алтая ;
- связь между переселенческим движением и развитием художественных -промыслов на территории Алтайского края;
- основные виды современных промыслов и ремёсел на территории края.
уметь: охарактеризовать основные промыслы и ремёсла
Тестопластика.
В результате изучения этого раздела ученик должен:
знать:
- историю тестопластики;
- материалы для тестопластики (мука, вода, соль);
- подготовку материалов для работы;
- инструменты и приспособления;
- технологию соединения деталей между собой;
- виды тестопластики (плоская и объемная аппликация);
- использование тестопластики в интерьере;
- отделочные элементы, используемые в тестопластике;
- ПТБ и ПЛГ при работе с соленым тестом.
уметь:
- правильно замешивать тесто;
- изготавливать как плоские, так и объемные изделия;
- применять технологию соединения деталей между собой;
- выполнять различные виды тестопластики;
- выполнять отделочные работы (объемные цветы, декоративные панно);
- использовать тестопластику в интерьере;
Изонить.
В результате изучения этого раздела ученик должен:
знать:
- историю вышивки «изонить»;
- материалы и инструменты для вышивки;
- подготовку материалов для работы;
- разметку элементов орнамента;
- технологию вышивки;
- использование вышивки «изонить» в интерьере;
- ПТБ и ПЛГ при работе с материалами и инструментами
уметь:
- правильно подобрать материалы для вышивки;
- изготавливать шаблоны для разметки элементов орнамента;
- выполнять различные виды вышивки;
- выполнять отделочные работы в технике «изонить»;
- использовать вышивку «изонить» в интерьере.
Аппликация из соломки.
В результате изучения этого раздела ученик должен:
знать:
- историю аппликации из соломки;
- материалы и инструменты для выполнения аппликации;
- правила сбора природного материала;
- способы подготовки соломки к работе;
- перевод деталей на кальку;
- наклеивание полосок на обрисованные детали;
- технологию выполнения аппликации;
- правила ТБ и санитарно-гигиенические требования с инструментами и приспособлениями
уметь:
- правильно подбирать и готовить соломку;
- замачивать, разрезать, выполнять термическую обработку при помощи утюга;
- наклеивать полоски соломки на обрисованные детали;
- вырезать детали;
- готовить фон для основы;
- собирать аппликации на основе
Квиллинг
В результате изучения этого раздела ученик должен:
знать:
- историю квиллинга;
- материалы и инструменты для квиллинга;
- подготовку материалов для работы;
- разметку элементов квиллинга;
- технологию квиллинга;
- правила ТБ и санитарно-гигиенические требования;
- использование техники квиллинг в интерьере
уметь:
- правильно подбирать бумагу для квиллинга;
- изготавливать формы для композиции;
- выполнять композиции в технике квиллинга;
- подбирать и подготавливать фон для композиции.