Логопедическое занятие во 2-м классе "День защитника Отечества"

Разделы: Логопедия


Цель: знакомство детей с праздником «День Защитника Отечества».

Задачи:

Образовательные:

  • уточнить и активизироватьсловарь по теме «День Защитника Отечества»;
  • совершенствовать грамматический строй речи (образование и употребление существительных в косвенных падежах);
  • совершенствовать навыки работы по заданной схеме, развитие речевой активности.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать артикуляционную, мелкую, общую моторику;
  • развивать зрительное и слуховое внимание;
  • развивать просодические компоненты речи;
  • развиватькоординацию речи с движением.

Воспитательные: воспитывать эмоционально- положительное отношение к защитникам, желание подражать им, походить на них: быть сильными, смелыми, благородными.

Оборудование: иллюстрации о природе, картинки Защитников Отечества, игрушка Солдат, схема «Лесенка гласных звуков», схема «Лесенка противоположностей», индивидуальные конверты, пакет с документами, карты-пирамиды, индивидуальные картинки с изображением боевой техники, индивидуальные карточки с изображением боевой техники, карточка с загадками, аудиозапись песни о Родине.

Ход занятия

I. Организационный момент

Звучит песня о Родине. («Возвращение», музыка: Б. Мокроусов, слова: Л. Ошанин). Выставляются иллюстрации о природе (леса, горы, цветы).

Логопед. Ребята! Всё, что мы с вами видим на этих картинках – это наша Родина, наша Россия (место где мы родились и живём).

Логопед. Кто защищает нас и Родину?

Дети. Солдаты.

II. Введение в тему

Логопед. Солдаты – защитники Отечества. В их честь есть праздник.

Логопед. Когда он отмечается?

Дети. Двадцать третьего февраля.

Логопед. Сегодня на занятии мы будем говорить об этом празднике.

III. Изучение нового материала.

Логопед. Ребята, как вы считаете, какими качествами должен обладать солдат?

Дети. Солдат должен быть сильным, храбрым, ловким, смелым.

Логопед. Сегодня в гости к нам пришёл солдат. (Выставляется игрушечный солдатик). Он предлагает вам сегодня прожить один день Армейской службы.

Логопед. Вы хотите стать настоящими солдатами?

Дети. Хотим.

Логопед. Чтобы стать настоящим солдатом наш гость предлагает нам улучшить свою физическую подготовку.

Комплекс общеразвивающих упражнений.

Встанем смирно, без движенья,
Начинаем упражненья:
Руки вверх подняли – раз!
Выше носа, выше глаз.
Упражнение второе,
Положенье рук иное.
Будем делать повороты,
Выполнять с большой охотой.
А третье у нас упражнение –
Руки к плечам круговые движения.
Вперёд-вперёд, назад-назад.
Это полезно для наших ребят.
На ноги свои обрати ты внимание.
Делай глубокие приседания!
На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
А теперь постой на правой,
Если ты солдатик бравый.

Рассказ о родах войск.

Логопед. В армии существует три рода войск: военно-воздушные силы – это лётчики, вертолётчики; cухопутные войска – это танкисты, пехотинцы, ракетчики; военно-морские силы – это моряки.

Беседа.

Логопед. Ребята, какими качествами должен обладать моряк?

Дети. Моряк должен быть внимательным, зорким, метким.

Выставляется картинка моряка.

Логопед.

Моряк в полосатой тельняшке,
Моряк в бескозырке и якорь на пряжке!
Наш солдат предлагает вам превратиться в моряков.

Логопед. На чём выходят в море моряки?

Дети. На военных кораблях.

Логопед.

Наш корабль плывёт по волнам
И гудит он то тут, то там.

Логопед. Дети, произнесём звук «Ы» – покажем, как гудит корабль.

Логопед. Ребята, солдат принёс пакет, в котором находятся важные секретные документы. Этот пакет мы передадим танкисту. Затем вместе с танкистом передадим секретные документы лётчику.

Логопед. Как называется боевая машина у танкиста?

Дети. Танк.

Логопед.

Танк боевая машина,
Сильная, смелая, несокрушимая.

Логопед. Покажем, как танк стреляет?

Выполняется упражнение для развития точности движений языка. Логопед.Побарабаньте напряжённым кончиком языка по «потолочку»с произнесением звука «Т».

Прибыли мы с вами к лётчику. Вместе с ним мы доставим эти секретные документы до пограничника. Чтобы самолёт взлетел нам надо спеть такую песенку.

Упражнение « Самолёт» (для укрепления мышц зева и глотки). Пропевание гласных звуков [а], [о], [у].

Логопед. Вот мы и долетели на самолёте до пограничника.

Выставляется картинка пограничника.

На ветвях заснули птицы,
Звёзды в небе не горят,
Притаился у границы
Пограничников отряд.

Логопед. Передадим пакет с секретными документами пограничнику и дойдём с ним до штаба Армии.

Самомассаж ушей «На границе»

Проговорим чистоговорку вместе с пограничником, а чтобы нам лучше слышать, выполним массаж для ушей.

Жу-жу-жу – я границу сторожу.
Ши-ши-ши – зашуршали камыши.
(Провести пальцами по краям ушных раковин).
Жу-жу-жу – я в дозор хожу.
Ши-ши-ши – спите сладко, малыши.
(потянуть ушные раковины вниз, в стороны, вверх).

Логопед. Вот и доставили мы важные секретные данные в штаб Армии. Солдат очень рад, что мы с вами справились со всеми заданиями.

IV. Физминутка

Логопед. Встаньте, дети, покажем, каксолдаты маршируют

Мы пока ещё ребята,
А шагаем как солдаты.
Будем в Армии служить,
Будем Родину хранить.

V. Закрепление изученного материала.

Входит мальчик.

Логопед. Ребята, посмотрите, к нам в гости пришел Женя.

Женя. Ребята, я мечтаю пойти служить в Армию, но мало знаю о солдатах и Армии.

Логопед. Дети, расскажем Жене о солдатах и об Армии.

Дидактическая игра «Лесенка противоположностей» (приём наоборот).

Поднимемся по лесенке.

Логопед. Я начну предложение, а вы продолжите, заменив слово «смелым» на противоположное слово.

Солдат должен быть смелым, а не... (трусливым).
Солдат должен быть добрым, а не... (злым).
Солдат должен быть сильным, а не... (слабым).
Солдат должен быть ответственным, а не... (безответственным ).

Дидактическая игра « Распредели технику по картам»

Логопед. Ребята, Женя принёс пакет. Посмотрим, чтоу него в пакете. Да это же необычные карты!

Выставляются три карты в виде пирамид.

Логопед. Первая карта обозначает воду, вторая карта обозначает воздух, третья – землю.

Раздаются конверты индивидуально каждому ребёнку. В них находятся изображения боевой техники (самолёт, танк, корабль, вертолёт).

Логопед. Ребята, откройте конверты и положите перед собой то, что находится в конверте. Конверты уберите на край стола.

Логопед. Дети, вам нужно определить где применяется данная техника ( в воде, на небе, на земле). Вы должны взять свои карточки и прикрепить к соответствующей карте.

Дидактическая игра «Кому это нужно?»

Логопед. Ребята, расскажите Жене, кому нужны эти боевые машины.

Дети смотрят на карты.

Логопед. Самолёт нужен кому?

Дети. Лётчику.

Логопед. Вертолёт нужен кому?

Дети. Вертолётчику.

Логопед. Танк нужен кому?

Дети. Танкисту.

Логопед. Корабль нужен кому?

Дети. Корабль нужен моряку.

Дидактическая игра «Кем мечтает стать мальчик?»

Логопед. Женя написал мне загадки. Эти загадки необычные. Отгадать их вам помогут эти карточки.

Раздаются карточки индивидуально каждому ребёнку.

Логопед. Послушайте первую загадку.

Крыльев нет, но эта птица
полетит и приземлится.

Логопед. Кто догадался, что это?

Дети. Ракета.

Логопед. Найдите на карточках отгадку.

Саша и Лёша подчеркнут отгадку волнистой линией. Остальные дети обведут её в рамку.

Логопед. Послушайте вторую загадку.

Летит птица-небылица.

Логопед. Ребята, что это?

Дети. Самолёт.

Логопед. Найдите на карточках отгадку.

Саша и Лёша подчеркнут отгадку волнистой линией. Остальные дети обведут её в рамку.

Логопед. Послушайте третью загадку.

Ползёт черепаха –
стальная рубаха.

Логопед. Ребята, что это?

Дети. Танк.

Логопед. Эту отгадку обводить не будем. Она нам подскажет, кем мечтает стать Женя.

Логопед. Дети, кем мечтает стать Женя?

Дети. Женя мечтает стать танкистом.

VI. Итог занятия. Оценка деятельности детей.

Женя. Ребята, большое спасибо вам за то, что вы помогли мне узнать много нового о солдатах и о Российской Армии.

Логопед. Ребята, напомните, как называется праздник двадцать третьего февраля?

Дети. День Защитника Отечества.

Логопед. Ребята, вы сегодня на занятии были похожи на настоящих солдат! Были трудолюбивыми, сильными, смелыми и преодолели все трудности на пути! За хорошую работу солдат каждому из вас приготовил эти медали.

Детям раздаются медали.

Логопед. А ещё солдат сказал мне на ушко, что хочет у вас погостить. Возьмёте с собой солдата?

Дети. Да.

Дети забирают с собой солдата и выходят из кабинета.

Приложение.