Цели урока:
повторить, систематизировать
и проверить знания по теме "Табличный
процессор", продолжить изучение возможностей
данной программы, познакомить учащихся с
графическими возможностями табличного
процессора MS Excel; научить использовать мастер
диаграмм для построения диаграмм;
Тип урока: комбинированный, урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков, урок объяснения нового материала, целевого применения усвоенного.
Вид урока: урок изучения нового материала, практических работ
Методы обучения: наглядные, объяснительно-иллюстративные, метод практических упражнений.
Форма обучения: коллективная, групповая, индивидуальная.
Приемы обучения: объяснительно-побуждающий, диалогический, инструктивно-практический.
Метод опроса: фронтальный, практический у персонального компьютера.
Технология: элементы игровой технологии, проблемно-исследовательская.
Структура урока: актуализация опорных знаний, проверка знаний и умений, формирование новых понятий и способов действия, формирование умений и навыков, закрепление приобретенных навыков.
Оборудование:
- компьютеры;
- проектор;
- интерактивная доска;
- операционная система Windows XP;
- лицензионный пакет программ MS Office;
- приложение Excel;
- карточки с заданием (лото);
- электронная таблица на персональном компьютере для практической работы;
- презентация темы.
Ход урока
":Ибо это не достойно совершенства человеческого - подобно рабам тратить часы на вычисления".
Готфрид Вильгельм Лейбниц
I. Организационный момент. (1 мин.)
- Приветствие. Здравствуйте, ребята!
- Перекличка (всеобуч).
- Объявление темы и задач урока.
Слайд 1
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство с возможностями электронной таблицы Excel. На прошлом уроке мы научились вводить, редактировать и форматировать данные, ознакомились с типами данных. Мы научились также использовать автозаполнение, вносить формулы, содержащие числа и адреса ячеек, и получать результат.
II. Актуализация опорных знаний. (10 мин.)
Слайд 2
Слайд 3
1) ЛОТО (6 мин., см. приложение 1) - работа в парах.
Учитель: Проверять выполнение домашнего задания будем с помощью лото, работая в парах. У вас на столах находится карточка с вопросами и маленькие карточки с ответами. Вам нужно найти и положить карточки с ответами на соответствующие вопросы.
Проверка осуществляется быстрым способом (переворотом карточек снизу вверх, при правильном ответе получится картинка).
Слайд 4
2) КРОССВОРД (4 мин., изображен на доске) - фронтальная работа.
Слайд 5 - 14
Вопросы:
По горизонтали:
1. Как называется элемент окна программы Excel? (заголовок)
2. Какой элемент электронной таблицы обозначается буквами A, B, C ..? (столбцы)
3. Какой элемент электронной таблицы обозначается цифрами 1, 2, 3 ...? (строки)
4. Какой элемент электронной таблицы обозначается записью A1:C3? (диапазон)
5. Как в электронной таблице называется запись =А1+В1? (формула)
6. Как называется элемент окна программы Excel? (меню)
7. Как называется элемент электронной таблицы? (лист)
8. Как обозначается в электронной таблице встроенная функция для вычисления среднего значения чисел? (СРЗНАЧ)
9. Основной элемент электронной таблицы? (ячейка)
10. Что означает запись А2? (имя ячейки)
Ответы:
Учитель:
- Прочитайте ключевое слово кроссворда?
- Какая адресация (ссылка) называется абсолютной?
- Назовите второй вид адресации ячеек?
- В чем особенность относительной адресации? Что происходит при копировании или перемещении формул?
Таким образом, мы повторили основные понятия электронной таблицы Excel.
Слайд 15 - 23
III. Тестирование (самопроверка) - 7 мин.
Учитель: Проведем тест. Записываем на листочке номер вопроса и номер верного ответа.
1. Какая программная среда используется (в основном) для оперирования числовыми данными?
а) текстовый процессор;
б) табличный процессор;
в) графический редактор.
2. Строки электронной таблицы:
а) именуются пользователем произвольным образом;
б) обозначаются буквами русского алфавита А...Я;
в) обозначаются буквами латинского алфавита;
г) нумеруются.
3. Выберите правильные названия столбцов:
а) A, B , C, :, Z, A1, B1, C1, :
б) 1, 2, 3, : 9, 10, :
в) А, Б, В, :Я, АА, АБ, АВ :
г) A, B, C, : Z, AA, AB, AC, :
4. Сколько ячеек электронной таблицы в диапазоне A2:B4:
а) 8;
б) 2;
в) 6;
г) 4.
5. Среди приведенных формул отыщите формулу для электронной таблицы:
а) A3B8+12;
б) А1=A3*B8+12;
в) A3*B8+12;
г) =A3*B8+12.
6. При перемещении или копировании в электронной таблице абсолютные ссылки:
а) не изменяются;
б) преобразуются вне зависимости от нового положения формулы;
в) преобразуются в зависимости от нового положения формулы;
г) преобразуются в зависимости от длины формулы.
7. При перемещении или копировании в электронной таблице относительные ссылки:
а) преобразуются в зависимости от нового положения формулы.
б) не изменяются;
в) преобразуются вне зависимости от нового положения формулы.
г) преобразуются в зависимости от длины формулы.
8. В ячейке электронной таблице С1 записана формула А1*В1. Какая формула будет получена из нее при копировании в ячейку С3:
а) =$А1*В1;
б) =А1*В1;
в) =$А1*$В1;
г) =А3*В3.
Слайд 16 - 32
Учитель: Сейчас проверяем свою работу сами. Отложили ручки, взяли красный карандаш и начинаем проверять свою работу. Если ответ правильный, то ставим "+", иначе ставим знак "-".
Проводится проверка и анализ допущенных ошибок.
Слайд 33
Учитель:
- Оцениваем свою работу сами. Сосчитайте количество правильных ответов, т.е. количество "+". Посмотрите слайд и поставьте соответствующую оценку.
- Оценка "5" - 8 "+"
- Оценка "4" - 6 или 7 "+"
- Оценка "3" - 5 или 4 "+"
- Оценка "2" - меньше 4 "+"
- Поднимите руки, кто поставил себе "5"?
- Поднимите руки, кто поставил себе "4"?
- Поднимите руки, кто поставил себе "3"?
- Остальные работы я посмотрю сама.
- Сдайте свои работы.
IV. Изучение нового материала (7 мин.) Слайд 34
Учитель: Сегодня на уроке мы узнаем, что такое диаграмма (на доске разместить карточку со словом "диаграмма", обратить внимание на правильное написание этого слова), каких видов бывают диаграммы (к доске прикрепить карточки с видами диаграмм (круговая, гистограмма, точечная), ознакомимся с мастером построения диаграмм и научимся строить диаграммы.
Открываем тетради и записываем число, тему урока "Построение диаграмм".
Слайд 35
Учитель: Для наглядного представления числовых данных используются такие средства графики, как диаграммы. Способ условного изображения числовых величин и их соотношений, с использованием геометрических средств и называют диаграммой.
Иногда лучше увидеть рисунок, чем изучать столбцы цифр.
Например, вместо анализа нескольких столбцов чисел на листе можно, взглянув на диаграмму, узнать, самый холодный и самый теплый день месяца.
ДИАГРАММА - это способ наглядного графического представления числовых данных.
Для построения диаграмм используется Мастер диаграмм, в котором прописаны все необходимые шаги, последовательное выполнение которых приводит к нужному результату.
Рассмотрим алгоритм построения диаграмм.
Слайд 36 - 49
Построение диаграммы осуществляется лишь при наличии числовых данных. После ввода данных, их необходимо выделить и задать функцию построения диаграммы, либо командой ВСТАВКА - ДИАГРАММА, либо с помощью пиктограммы.
Электронная таблица использует 14 стандартных типов диаграмм, включающих 70 видов, и 20 нестандартных. Различают гистограммы, линейчатые диаграммы, круговые, точечные и т.д. Типы диаграмм задаются в зависимости от обрабатываемых данных и/или уровня наглядности представленных данных. Тип диаграммы можно подобрать уже после создания определенной диаграммы.
Гистограмму удобно использовать, когда необходимо получить наглядную сравнительную характеристику каких-либо данных.
Круговую диаграмму удобно использовать для просмотра распределения какого-либо процесса во времени, для сравнения нескольких величин в одной точке. Особенно полезна, если величины в сумме составляют нечто целое (100%)
Точечную диаграмму удобно использовать, когда необходимо проследить, как меняется одна величина.
Основными элементами диаграммы являются: ряд данных, легенда, подписи данных, заголовки (название диаграммы, названия осей), оси координат. Каждый из элементов, кроме ряда данных, может отсутствовать на диаграмме, что существенно влияет на восприятие полученных данных. Для нас является новым понятием "легенда".
Легенда - это подпись, определяющая категорию данных на диаграмме, с использованием различных узоров или цвета.
Таким образом, мы рассмотрели алгоритм построения диаграмм с помощью Мастера диаграмм.
V. Физминутка (1 мин.)
Слайд 50
1) Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно движения глазами вправо - влево - вверх - вниз. Повторить 4- 5 раз.
2) Перенести взгляд по диагонали: направо вверх - налево вниз, затем налево вверх - направо вниз. Повторить 4-5 раз.
3) Не поворачивая головы (голова прямо) делать медленно круговые движения глазами. Повторить 4-5 раз.
4) Посмотреть на кончик носа и задержать взор. Затем посмотреть вдаль на счет 1-5. Повторить 4-5 раз.
5) Поморгать глазами.
VI. Запись домашнего задания (1 мин.). Слайд 51
Учитель: дома выучить записи в тетради, что такое диаграмма и алгоритм построения диаграммы.
VII. Подготовка к выполнению практического задания (синхронная работа) - 2 мин.
Слайд 52
Учитель:
- Как построить диаграмму? (таблица с числовыми данными предлагается)
Ученики называют этапы построения диаграмм, а один ученик у доски выполняет названные команды.
VIII. Практическая работа (индивидуальная работа учащихся на компьютере, приложение 3) - 10 мин.
Учитель: Сейчас вы выполните практическую работу на построение диаграмм разных типов и устно ответите на предложенные вопросы.
Учащимся предлагается готовые таблицы с числовыми данными (файл "Практическая работа. Построение диаграмм").
Слайд 53 - 54
1. Построить круговую диаграмму площади районов ЯНАО и ответить на вопросы:
1) какой район имеет большую площадь?
2) какой район занимает меньшую площадь?
Слайд 55 - 56
2. Построить гистограмму и определить, какое место по площади занимает наш Ямальский район среди всех районов ЯНАО?
Слайд 57 - 58
3. Построить точечную диаграмму и по ней найти самый холодный день и самый теплый день в январе 2010 года в нашем п.Сеяха.
IX. Подведение итогов урока. Рефлексия - 1 мин.
Учитель: Ребята, сегодня мы повторили базовые знания по теме: "Табличный процессор MS Excel", узнали, что такое диаграмма, дл чего используется, каких типов бывают диаграммы и научились их строить с помощью Мастера диаграмм. Убедились насколько быстро и красиво Excel строит диаграммы.
Учащиеся отвечают на вопросы учителя:
- Что узнал нового?
- Чему научился?
- Что получилось?
- Что не получилось?
На следующем уроке мы продолжим и рассмотрим другие типы диаграмм. Надеюсь, для вас Excel, как и для меня станет одной из любимых программ.
Оценки за тест вы себе поставили. Хочется отметить достигнутые успехи при работе на компьютере учеников : Эти ребята получают следующие оценки :
А сейчас урок закончен.
До свидания! Всем спасибо.