Перед современной школой стоит задача - не только выпускать детей из стен школы во взрослую самостоятельную жизнь с багажом знаний, но и научить их использовать их в жизни, быть компетентным и конкурентно способным. И все специальные (коррекционные) образовательные учреждения решают одну главную задачу: с помощью обучения, воспитания, коррекции нарушений в развитии помочь каждому ребенку с особыми нуждами найти себя в жизни, как можно более успешно, а в большинстве случаев, менее болезненно социализироваться в обществе.
Одной из первостепенных задач системы специального образования на современном этапе развития общества является достраивание отсутствующей структуры - системы раннего (с 0-3 лет) выявления и ранней комплексной коррекции нарушений развития ребенка.
Своевременная и квалифицированная помощь детям со стороны разных специалистов на уровне раннего выявления недостатков развития, их дифференцированного диагностирования и консультирования родителей, а также лечебно - оздоровительной и коррекционной психолого-педагогической помощи является одним из важных условий успешной их социализации и интеграции.
Максимально ранний охват детей с нарушениями в развитии специальным образованием должен способствовать предупреждению возникновения вторичных нарушений в развитии, а также наиболее эффективному использованию сензитивных периодов становления высших психических функций для их восстановления и развития. Комплексная психолого-медико-педагогическая помощь семье, воспитывающей ребенка с особыми образовательными потребностями и/или ограниченными возможностями здоровья, является фактором оптимизации образовательных возможностей и социально - экономических перспектив ребенка, шагом к совершенствованию практики защиты прав ребенка и прав инвалидов к качественному улучшению их положения в обществе.
С этой целью коллектив специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида №4 города Якутска с 2007 года ведет деятельность по разработке и апробации инновационной программы, основанной на идее создания системы раннего оказания коррекционно - образовательных услуг для детей с отклоняющимся развитием в форме предшкольного сопровождения (группы кратковременного пребывания). В феврале 2010 года школа получила лицензию на предшкольное сопровождение как дополнительное направление образовательной программы и подтвердила статус Городской экспериментальной площадки.
По сути предшкольное сопровождение в рамках проводимой опытно - экспериментальной работы школы выступает некоторым аналогом дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида для детей с особыми образовательными нуждами (с выраженными интеллектуальными нарушениями, ранним детским аутизмом, синдромом Дауна и т.д), которые оказались фактически не охваченными дошкольным образованием.
Наша школа по-своему уникальна. Это единственная городская школа для детей с особыми потребностями, живущими в своих семьях, без круглосуточного пребывания. Большинство детей с выраженными нарушениями в интеллектуальном развитии, это единственная в республике школа, где открыты классы для детей РДА, с синдромом Дауна. Из 136 детей 104 - это инвалиды.
Философским основанием нашего проекта являются слова основоположника дефектологии, психолога Л.С. Выготского: "Рано или поздно человечество победит и глухоту, и слепоту, и умственную отсталость, но сделает это не медицински и биологически, а социально и педагогически".
Цель:
- обеспечить как можно более раннюю стимуляцию сохранных психических функций ребенка,
- предупредить появление вторичных отклонений в развитии,
- а для некоторых детей - обеспечить возможность включения в общий образовательный поток на более раннем этапе возрастного развития.
Нервная система ребенка очень пластична: чем раньше начнется коррекция, тем лучше результаты. Первичный дефект, вовремя не откорректированный, может вызвать появление вторичных осложнений (недоразвитие мелкой моторики ведет к общему недоразвитию речи, нарушения письма и т.д). Когда говорим о некоторых детях, то мы имеем в виду детей с легкими отклонениями в развитии, получив своевременную помощь, они идут дальше в общеобразовательные школы (речевую, для детей с задержкой психического развития, в массовые школы).
Задачи:
- обеспечение раннего психолого-педагогического и медико-социального сопровождения;
- оказание консультативно-методической помощи семьям;
- формирование навыков социального поведения, предпосылок учебной деятельности.
Принципы, которые пронизывают работу нашей Службы следующие:
- Рекомендательный характер советов сопровождающего
- Приоритет интересов сопровождаемого, "на стороне ребенка"
- Непрерывность сопровождения
- Мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения.
Структура сопровождения:
- Индивидуальные или групповые занятия в присутствии родителей по составленному графику
- Занятия проводятся по индивидуально-ориентированной программе, разработанной школьным ПМПконсилиумом
- Занятия проводятся дефектологом, психологом, логопедом, инструктором ЛФК (массажист), руководителем по развитию мелкой моторики
Результаты работы:
- своевременное включение детей с ОВЗ в образовательный процесс
- улучшение состояния детей в плане коммуникативного, двигательного, когнитивного, социально-эмоционального развития
- формирование родительской компетентности и ответственности.
Долгосрочный результат: создание аналога для внедрения в массовую практику подобной деятельности С(К)ОШ в отношении детей дошкольного возраста в виде групп кратковременного пребывания.
Дошкольный возраст - особый уникальный по своей значимости период в жизни ребенка. Проблема оказания помощи ребенку с ОВЗ в ранние периоды жизни особенно актуальна. Надеемся, что наш опыт пригодится вам и станет одной из отправных точек в деле социализации детей с особыми потребностями.