Технология: интегрированное обучение
Тип урока: формирование новых знаний c широким применением межпредметных связей
Форма урока: урок-беседа
Оборудование: настенная карта природных зон России, три видеофрагмента о лесе, аудиокассета "Звуки леса", фотографии животных разных лесных зон, картины художников: Шишкина "Сосны освещенные солнцем", "Утро в сосновом лесу", Левитан "Золотая осень", "Осенние листья", Куинджи "Березовая роща", Васнецов "Дубовая роща" и т.п. Листы опорных сигналов для каждого ученика, черные ящики (1 - кора березы, 2 - шишка кедра, 3 - дубовый лист) и вопросы к ним; карточки-задания, клей, фломастеры, листы для составления визитных карточек разных типов лесов.
Цели и задачи:
- Образовательные: рассмотреть типы лесов России, особенности растительного и животного мира; значение леса в жизни русского человека; рассмотреть лес с точки зрения литературы, живописи, экологии, биологии и др.
- Развивающие: научить и развить умение систематизировать материал, анализировать карты и схемы, выделять главное обобщать и делать выводы; формировать интегральное видение явлений и процессов, происходящих вокруг; развивать познавательную активность.
- Воспитательные: формировать экологическую культуру.
Эпиграф к уроку:
Давно пора бы воздать ему хвалу,
какой заслуживает этот милый
дед, старинный приятель нашего
детства, насмерть стоящий воин
и безотказный поставщик сырья,
кормилец рек и хранитель урожаев.
Л. Леонов
Ход урока
Этот урок мне хотелось бы начать со слов русского писателя Л. Леонова, который сказал: "Давно пора бы воздать ему хвалу, какой заслуживает этот милый дед, старинный приятель нашего детства, насмерть стоящий воин и безотказный поставщик сырья, кормилец рек и хранитель урожаев". Кто же этот милый дед и хранитель урожаев? Конечно же, лес. Давайте. Ребята, сейчас попробуем войти в лес. Закройте глаза и представьте, что вы там (Звучит запись звуков леса на магнитофоне). А теперь расскажите, в каком лесу вы были? (Ответы детей наверняка будут разные, кто-то увидел сосновый, кто-то березовый, а кто-то увидел лес после утреннего дождя, свежий и выспавшийся и т.д.).
Видите, какой он разный. Казалось бы, что особенного, лес окружает нас, мы привыкли к этому и не всегда осознаем, что русский лес - одна из животворных стихий нашей природы. Глухомань тайги и роскошь дубрав, белоствольные рощи и перевитые лианами дальневосточные дебри - все это лики одного явления, имя которому - лесная ландшафтная зона. А теперь посмотрите, каким лес представлен в видеофрагменте (видеофрагмент).
Сегодня на уроке мы напишем всего лишь одну из страниц большой книги о природе, которая будет называться "Леса России". Эта страница лежит перед вами, такая же страница есть и у меня. Давайте подпишем ее (записывают тему своих страниц, а учитель своей).
Мы посмотрим на лес не только с точки зрения географии, изучив факторы формирования, размещения, особенности растительного и животного мира разных его типов, но и с точки зрения литературы, истории, биологии, живописи, экологии. И попробуем понять, что же значит лес для русского человека. Разделы страницы будут соответствующие. Страницы подпишите, в конце урока вы сдадите их на проверку и получите оценки.
- "Когда волнуется желтеющая нива, и свежий лес
шумит при звуке ветерка:" писал о радости,
Какое же значение имеет лес? (Дети отвечают, учитель уточняет и комментирует их ответы, при этом вывешиваются на доску краткие таблички с указанием значений:
Кормилец человека и животных
Грибы, ягоды, орехи, съедобные побеги Древесина Сами деревья - мощные фабрики биомассы. На каждом гектаре лесов ее сосредоточено более 250 тонн. Древесина для топлива, строек, поделок, сырье для промышленности - дубильное, лекарственное, красящее: Охотничьи угодья Лесная зона - крупнейшее в мире охотничье угодье. Белка и соболь, куница и горностай, бобр и выдра, тетерев, глухарь, рябчик - чего только не приносят охотники из русских лесов! Поставщик О2 Поглащает СО2 и выделяет О2 Оздоровитель и ресурс отдыха В лесу человек черпает силы, отдыхает от бешенного теперь ритма жизни, оздоравливается. Украшение ландшафта Лес - это просто красиво. Источник вдохновения Учитель обращает внимание на картины художников, говорит о писателях и поэтах, всегда воспевавших лес в своих произведениях (М.Пришвин, К.Паустовский :), о композиторах (М.Глинка, И.Глазунов, П.Чайковский :). Воспитатель Так как он во многом сформировал черты характера и психологии русского человека. Защитник В лесу укрывались во время смуты, войн, а еще лес защитник полей и урожаев. Вот сколько аспектов мы выделили. Но это еще не все.
Итак, раздел "Исторический".
Нам с детских лет дорог мир лесных сказок и былин. Мы знаем, что не сказочные леса, а достоверные, былинные, защищали Русь от набегов степных кочевников, эпические чащобы, помогавшие Илье Муромцу и Ивану Сусанину, это стихия ужаса для наполеоновских солдат и вместе с тем родной дом для героических партизан в двух отечественных войнах, в лесах скрывались крестьяне от помещичьего ига.
Знаменитый историк Василий Осипович Ключевский уделял большое внимание роли географического фактора в русской истории. Лес во многом наложил отпечаток на особенности характера русского человека.
Подумайте, какие из перечисленных им черт характера, были сформированы лесом и объясните почему:
- чувство шири и дали;
- стремление выходить на прямую дорогу окольными путями;
- замкнутость и склонность к одиночеству;
- вольность и стремительность.
(Дети выбирают и объясняют).
Учитель дополняет: иностранцы нашей природы не понимают: "Что за страна? Бесконечная, плоская как ладонь равнина, без красок, без очертаний. Вечные болота и жалкие рощи. Северное солнце и климат придают могильный оттенок всему окружающему и хочется бежать без оглядки из этого сплошного кладбища, которому не видно ни конца, ни края." - писал Астольф де Кюстин, посетивший Россию в 1839 году по приглашению императора Николая I.
Несмотря на всю суровость природы, русский человек безмерно любит ее. Россия поставила нас лицом к лицу с природой захватывающей и суровой, с глубокой зимой и раскаленным летом, с безнадежною осенью и бурною страстной весной, с веселыми рощами и хмурой тайгой. Поэтому нет в мире народа, который был бы способен так чувствовать и переживать, как русский человек.
Второй раздел нашей страницы "Географический".
В самом начале нашего урока вы называли разный лес. Каждый из них выделить на карте невозможно. Поэтому их объединяют в типы. Посмотрите на карту природных зон России и назовите те леса, которые выделены. (Дети называют: тайга, смешанные и широколиственные леса, муссонные леса Дальнего Востока).
Россия занимает первое место в мире по площади лесов и, конечно, самая большая доля (80%) - приходится на тайгу.
"Сила и очарование тайги, - писал А.П. Чехов, - не в деревьях-гигантах и не в гробовой тишине, а в том, что одни только перелетные птицы знают, где она кончается:"
Какие же факторы необходимы для развития лесов? Давайте вспомним, посмотрев видеофрагмент (видеофрагмент).
После просмотра заполняется схема. Для работы используется учебник.
Раздел "Ботанический".
Когда мы произносим или слышим слово "лес", то сразу возникает перед глазами:? (деревья). Давайте поиграем в аукцион. Каждый ряд по очереди называет деревья, пока не выйдет из игры. (Дети называют, выявляется рад - победитель).
Как правило, называют деревья, которые широко распространены, учитель после этого рассказывает об отдельных породах, растущих на Дальнем Востоке.
Например, пробковое дерево. Из коры этого дерева получают пробку. Настоящую, качественную пробку получают из алжирского пробкового дуба, который растет в Средиземноморье. Наша Дальневосточная пробка тоже не так уж плоха. В уссурийской тайге работают люди необычной профессии - корозаготовители, которые аккуратно ножом срезают кору, причем это совершенно не вредит дереву, так как новая кора отрастает быстро и качество ее становится еще лучше. За бархатистость поверхности дерево получило название - амурский бархат.
Кроме того интересным деревом является железная береза. Древесина ее очень твердая, тонет в воде. Используется широко в промышленности.
Так же можно рассказать о сосне корейской и других деревьях, а так же рассказать о лианах, которые обвивают стволы елей, пихт и кедров, лимоннике и т.п.
После этого учащимся предлагается внести в таблицу по пять типичных представителей древесных пород тайги, смешанных и широколиственных лесов и лесов Дальнего Востока.
Тайга Смешанные и широколиственные леса Муссонные леса
Дальнего ВостокаКедр Сосна
Лиственница
Ель
Пихта
Дуб Граб
Вяз
Ясень
Бук
Амурский бархат Железная береза
Корейский кедр
Лиственница
Клен
Чем интересны эти растения? (Дети сами могут рассказать о применении отдельных видов).
Лес является домом для животных, поэтому четвертый раздел страницы "Зоологический".
Я предлагаю вам назвать животных леса, так же по рядам (аукцион, выявление победителя).
А теперь скажите, все ли перечисленные животные обитают вместе? Среди названных есть те, которые обитают во всех типах лесов России, а есть те, которые характерны только для одного.
Впишите типичных представителей в схему.
Тайга Смешанные и широколиственные леса Муссонные леса
Дальнего ВостокаБурый медведь Лиса
Заяц
Соболь
Кабан Благородный олень
Зубр
Амурский тигр Гималайский медведь
Водяная черепаха
Итак, мы рассмотрели с вами один из самых больших в нашей стране природных комплексов - лес.
О лесе можно говорить бесконечно, но мы ограничены рамками урока. Лес - это огромная система, отдельные части которой очень тесно сплетены, взаимосвязаны. И нарушение этих взаимосвязей ведет к изменениям или гибели природного комплекса. Поэтому так страшны вырубки лесов, лесные пожары, уничтожающие тысячи гектаров леса. Ежегодно в нашей стране 600 тыс. га леса вырубается и примерно столько же сгорает. Чтобы сохранить лес, что необходимо делать?
Ожидаемые ответы:
- лесовосстановительные работы;
- создание заповедников, заказников и других охраняемых территорий;
- рациональное использование древесины.
Не решена проблема с рациональным использованием древесины. В России используется всего 50-70% биомассы деревьев. В Японии, например, 99% (хвоя, кора, ветки идут на производство кормов и удобрений). Томские ученые работают над этой проблемой (видеофрагмент об охране лесов).
Дома: Написать небольшое сочинение-размышление на тему "Сохраним лес - сохраним жизнь на земле".
В заключение урока предлагается разгадать кроссворд "Писатели и художники о лесе".
- "Когда волнуется желтеющая нива, и свежий лес шумит при звуке ветерка:" писал о радости, которую испытывает человек в лесу автор "Мцыри".
- Автор строк "Отговорила роща золотая березовым зеленым языком:"
- Автор строк "Так обаятелен этот чудный запах леса после весенней грозы, запах березы и фиалки, прелого листа и черемухи". (Создатель "Войны и мира", живший в Ясной Поляне).
- Русский живописец, автор картин "Аленушка", "Иван-царевич на сером волке".
- Русский писатель, проза которого связана с темами природы. Автор произведения "Бежин луг", "Фацелия".
- Автор повести "Русский лес".
- Автор сказки "Аленький цветочек".
- Русский писатель, посвятивший лесам средней полосы России много своих произведений.
- "У лукоморья дуб зеленый:" Автор?
- Русский художник, утвердивший в живописи лесной пейзаж.
Затем проводится игра "Черный ящик".
Каждому ряду по очереди предлагается выбрать один из трех черных ящиков и ответить на вопрос, угадав, что там находится.
Первый ящик. Вопрос: В "лесном словаре" прошлого века сказано: "Есть растения, приносящие нам в хозяйственном отношении гораздо больше пользы, чем это дерево, но ни одно из них разнообразием предметов употребления не может сравниться с ним". В ящике кора этого дерева. О чем идет речь? (Береза).
Второй ящик. Вопрос: В этом ящике лист дерева, которое называют "патриархом" лесов. У него все мощное: корневая система, ствол, крона. В ящике ветка этого дерева. (Дуб).
Гляжу ль на дуб уединенный
И мыслю: "Патриарх лесов",
Переживет мой век забвенный,
Как пережил он век отцов.
А.С. ПушкинТретий ящик. Вопрос: В прошлом веке в Германию из России поставляли сливочное масло, которое должно было быть упаковано в деревянные ящики именно из этой породы дерева. В ящике плод этого дерева. Что это? Почему было такое условие? (Кедровая шишка. Дерево - сосна сибирская. Упаковывали в ящики из нее потому, что обладает антимикробным действием. А еще, оказывается немцы разбирали ящики и из досок делали музыкальные инструменты).
Подведение итогов, выставление оценок.