Цели:
- Закрепить знания детей о составе слова.
- Учить подбирать родственные (однокоренные) слова, выделять корень слова в однокоренных словах, различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.
- Расширять словарный запас детей.
- развивать орфографическую зоркость, внимание, речь.
- Воспитывать аккуратность, любознательность, дисциплинированность.
Ход урока
I. Организационный момент. Постановка темы урока.
Звучит музыка «Чему учат в школе».
Буквы разные писать
Тонким пёрышком в тетрадь
Учат в школе – 3 раза.
Аккуратно их писать,
И тетрадь не марать
Учат в школе – 3 раза.
Учитель. С этой всем знакомой песни мы начнём наш музыкальный русский язык. Да-да вам не послышалось, именно музыкальный русский язык. Т.е. с помощью строк из песен, различных заданий будем на нашем уроке закреплять прошедшую тему. А вот какую тему догадайтесь:
Слово с деревом похожи,
Ведь у слов есть корень тоже.
Он, конечно, самый главный,
Выполняет всё исправно.
И назад, и вперёд
Слово от него растёт.
Часто так случается
Корни повторяются,
В разные слова встают,
Общий смысл им придают.
Как зовут слова такие?
Дети. Однокоренные.
Учитель. Верно, однокоренные. Чтобы продолжить наш урок, сначала мы оденем «волшебные музыкальные» шапочки.
Рисунок 1
II. Словарная работа.
Учитель. Начнём на урок со словарной работы. Я читаю вам строки из песен, а вы находите в них словарные слова. Запишите, поставьте ударение, подчеркните букву, которую надо запомнить.
Воробей, воробей,
Не боишься ты людей.
Если мы гулять пойдём,
Мы везде тебя найдём. Воробей.Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
А за ней ребята -
Жёлтые цыплята. Ребята.На дворе большой мороз,
Отморозит кукла нос.
Тёплый шарфик нужен ей,
Чтоб укрыться поскорей. Мороз.Дует ветер озорной
Лает пёс Буянка.
Едут с горки ледяной
Голубые санки. Ветер.Во поле берёза стояла,
Во поле кудрявая стояла.
Люли, люли, стояла.
Люли, люли, стояла. Береза.Вышли дети в сад зелёный
Танцевать, танцевать.
И корова удивилась:
«Му-му-му, му-му-му!
Что вы так развеселились
Не пойму, не пойму?» Корова.Есть у нас огород, Огород.
Там своя морковь растёт,
Вот такой ширины,
Вот такой вышины! Морковь.
Учитель. На какие 2 группы можно разделить эти слова (одуш. и неодуш.).
III. Работа по учебнику (с. 63, упр. 8).
Учитель. Прочитайте строки из народной песни. Спишите. Подчеркните родственные слова. Выделите корень.
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят -
Все волосоньки в ряд.
(Взаимопроверка.)
IV. Работа по таблице.
Рисунок 2
Учитель. Прочитайте слова. Скажите эти слова являются однокоренными или это формы то одного слова?
Дети. Однокоренные, т.к у них разные основы, но одинаковый корень.
Учитель. Форма одного слова – основа одинаковая, различаются только окончанием. Приведите примеры.
Учитель. Следующее задание. Написан текст, чтобы его прочитать надо правильно вставить нужный корень. Чтобы вам было удобнее, я раздам каждому уменьшенную эту таблицу, в которую вы можете вписать корень.
Учитель. Прочитайте полученный текст. Выделите корень.
V. Физкультурная минутка.
Дети поют:
Чтоб расти и закаляться
Не по дням, а по часам.
Физкультминуткой заниматься,
Заниматься надо нам.Припев:
И мы уже сегодня
Сильнее, чем вчера!
Физкульт – ура! - 3 раза.Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте,
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка в присядку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Всё в порядок приведите
И писать, друзья, начните.
VI. Продолжение работы над закреплением темы урока.
Учитель. Я раздам каждому лист, на котором написаны строки из песен. Они разделены на 3 группы. В каждой группе вы должны найти однокоренные слова. Читайте про себя 1 группу. Найдите однокоренные слова. Выделите корень. И так далее.
(К доске выходит ученик. Остальные записывают в тетрадь.)
1. Если снег везде растаял
И трава везде видна,
И поёт пичужек стая,
Значит к нам пришла весна.Как положено друзьям,
Всё делили пополам.
И дождинки, и снежинки,
Пополам, пополам, пополам.А в лесу подснежники
Расцвели, расцвели.
Много цвета вешнего
У земли, у земли.2. Спят усталые игрушки, книги спят,
Одеяла и подушки ждут ребят.
Книжки добрые любить
И воспитанными быть
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.3. Встаньте дети, встаньте в круг,
Встаньте в круг, встаньте в круг!
Ты мой друг, и я твой друг,
Старый верный друг!Он ел одну лишь травку,
Он ел одну лишь травку.
Не трогал и козявку
И с мухами дружил.Как пошли наши подружки
В лес по ягоды гулять.
Сею, вею, вею, вею,
В лес по ягоды гулять.
VII. Дидактическая игра «За кем последнее слово?»
На доске написано - ЗЕМ – ЗЕМЛ.
Учитель. Что вы можете сказать про него.
Дети. Чередование м//мл.
Учитель. На листочках, в столбик вы напишите как можно больше слов с этими корнями. Затем, вы по одному будете называть слова, если у кого-нибудь ещё есть это слово, то вы его зачёркиваете. Выигрывает тот, кто последним назовёт слово.
VIII. Работа в рабочей тетради.
Учитель. И завершим наш урок работой в дополнительной рабочей тетради. (с.78 упр.7) Прочитайте строки из народной песни. Выпишите однокоренные слова со словами гора, сосна. Выделите в них корень. Подчеркните проверочное слово.
(Читают про себя. Вслух. Выписывают:
- Гора, горкой, пригорочком.
- осна, сосенка, подприсосёночком.)
Учитель. Что надо сделать, чтобы найти проверочное слово.
Дети. Надо выделить корень, поставить ударение. Проверочное слово то, где в корне ударение падает на проверяемую гласную.
IX. Итог урока. Оценивание.
Учитель. Что закрепляли на уроке. Что вам понравилось или не понравилось? Что интересного было на уроке?