Цель:
- Уточнить представление о задаче как особом виде текста, способствовать формированию умения видеть различные варианты классификации примеров, сравнивать, самостоятельно проводить анализ, делать выводы.
- Создать условия для выработки алгоритма выявления задач, для рефлексии собственной деятельности, учить самостоятельно формировать и решать учебную задачу с учетом индивидуальных особенностей.
- Развивать умение работать в группах, высказывать и отстаивать свою точку зрения, прислушиваться к мнению одноклассников.
Оборудование: карточки с надписями "Нумерация", "Равенство", "Уравнение", "Задача", "Фонетика", "Орфография", "Синтаксис", индивидуальные карточки с выражениями на сложение и вычитание, карточки с текстами задач для групп, карточки "ЛИСТ САМООЦЕНКИ", карточки со словами "Условие", "Вопрос", "Решение", "Ответ", магниты.
ХОД УРОКА
1. Создание эмоционального настроения.
- Ребята, посмотрите, пожалуйста, за окно. Какая погода на дворе? Какое у нее настроение?
- Какое настроение у вас? Ваше настроение я предлагаю вам выразить при помощи рисунка. Нарисуйте слева от слов " Классная работа" красный цветок - настроение отличное, желтый цветок - настроение хорошее, синий цветок - так себе.
- Ребята, я вижу не у всех настроение в начале урока отличное, но давайте проведем наш урок так, чтобы в конце урока у всех ребят нашего класса настроение было прекрасное.
2. Актуализация знаний.
- Посмотрите по сторонам на карточки. Что скажете?
( По классу развешены карточки со словами "Нумерация", "Равенство", "Уравнение", "Задача", "Фонетика", "Орфография", "Синтаксис". Дети выбирают карточки с названиями разделов Математики.)
3. Постановка целей и задач урока.
1. Фронтальная работа.
- Как вы думаете какая задача нашего сегоднейшего урока?
(Дети предполагают, что задача урока поработать в каждом разделе, сделать какие-нибудь открытия)
- Скажите, какими качествами нужно обладать, чтобы сделать для себя маленькое открытие?
(Нужно быть внимательным, наблюдательным, активным, уметь поддержать товарища)
- А начнем мы с вами с "Нумерации" чисел.
- На доске записаны числа, прочитайте их и подумайте какие задания можно выполнить с этими числами.
25 4 36 53 7 48 3 6
(Дети предлагают различные варианты заданий: разделить на группы, увеличить или уменьшить разряды и т. д.)
С А М О О Ц Е Н К А
- У вас у каждого есть "Лист самооценки". Проанализируйте насколько трудно или легко вам было работать в этом разделе и поставьте любое условное обозначение в графе "Легко",либо "Трудно, но справился", либо "Трудно".
(Дети оценивают свою деятельность)
Вывод: - Что помогло вам успешно справиться с этим заданием?
2. Работа в группах.
- Объединитесь по группам. Выберете "посыльного" - ученик, у которого в полном имени начальная буква впереди по алфавиту.
("Посыльный" получает конверт с заданием.)
- Выберете в группе ученика, который читает хорошо и без ошибок. Исследуйте каждый текст и определите, какой из них является ЗАДАЧЕЙ.
- А что такое ЗАДАЧА?
(Дети высказывают свои мнения)
- Кто догадался, какой будет тема сегоднейшего урока.
ЗАДАЧА - особый вид текста.
- Давайте сформулируем цель нашего урока: Исследовать особые виды текста.
К А Р Т О Ч К А.
- Лошади различают 4 цвета ( красный, желтый, зеленый, синий ), а кошки 6 цветов. Сколько всего цветов стоит в вазе у лошади и кошки вместе?
- Лошади различают 4 цвета ( красный, желтый, зеленый, синий ), а кошки на 2 цвета больше. Сколько цветов различают кошки?
- Речной рак живет 20 лет, а рабочая пчела 80 лет. Сколько килограммов меда заготовила пчела?
- Речной рак живет 20 лет, а рабочая пчела на 60 лет старше. Сколько лет живет рабочая пчела?
- Сколько ножек у 2 сороконожек?
(Дети по очереди доказывают свои предположения с доказательством и записывают решение в тетрадь)
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ.
- А что скажете о последней задаче?
- Это задача? А где условие?
ВЫВОД: Вот мы увидели особый вид задачи - где в вопросе содержится условие.
- А мы можем решить эту задачу? Запишем решение этой задачи.
40 +40 = 80 (н.)
- Как вы думаете, достаточно ли записать в тетради только решение задачи или нужно особое оформление, различить в записи ЗАДАЧИ.
Выстраиваем алгоритм оформления краткой записи задачи:
(Вывешиваю карточки на доску)
- Условие
- Вопрос
- Решение
- Ответ
Задача на перспективу: На последующих уроках мы будем учиться правильно оформлять запись задачи.
С А М О О Ц Е Н К А.
3. Работа в парах. Физминутка.
- Что записано на доске? (Равенства)
- У вас у каждого на парте лежат равенства? (Нет, выражения)
- Что нужно сделать, чтобы выражения превратились в равенства? (Найти значение)
- Найдите значение своего выражения. Повернитесь к соседу по парте и проверьте друг друга. Если есть сомнения позовите меня .
(Дети проверяют друг друга)
- Исследуйте свое равенство.
Фронтальная работа.
- К доске сейчас выйдут ученики с равенством на сложение.
(Дети выходят, остальные проверяют)
- Что можете сказать о своих равенствах, в чем их особенность?
(Это сумма разрядных слагаемых)
- Посмотрите на карточки своего соседа и найдите себе пару, применяя арифметическое свойство.
(Дети становятся по парам, класс проверяет)
- А сейчас к доске выйдут ученики с равенствами на вычитание.
- А вы можете объединиться по парам? Что вспомнили?
(Дети вспоминают связь сложения с вычитанием)
- Выйдите ученики с равенствами на сложение и найдите свою группу. Станьте друг за другом, образовывая лучи солнца.
- Посмотрите, как в классе стало светлее и теплее от вашей дружной работы.
- Что вспомнили?
(Сумму разрядных слагаемых, переместительное свойство сложения, связь сложения с вычитанием)
РЕЗЕРВ:
- У меня тоже есть карточка с числом 98. Какое задание можно выполнить?
90 + 8 = 98 98 - 90 = 8 8 + 90 = 98 98 - 8 = 90
С А М О О Ц Е Н К А
4. Самостоятельная работа.
- В каком разделе мы еще не работали? (Уравнение)
- Я предлагаю вам на обратной стороне карточки с равенством составить любое уравнение и передать его своему соседу для решения. Кому трудно - позовите меня я помогу.
(Дети самостоятельно составляют, решают и проверяют)
РЕЗЕРВ: Если не успевают, то д/з.
4. Итог урока. Рефлексия.
- Ну что, ребята, подведем итог урока?
- Выполнили ли мы задачи урока?
- Удалось ли вам сделать какое-нибудь открытие?
- Посмотрите на свой ЛИСТ САМООЦЕНКИ. Исследуйте его и определите в каком разделе вам было сегодня легче всего.
- Кто хочет высказаться? Какую цель для себя ставите?
- А сейчас магнитиком просигнализируйте на доске и определим рейтинг разделов. Сделайте вывод.
- Ну, а что вы можете сказать о своем настроении. Справа от слов "Классная работа" нарисуйте цветок настроения.
(Учитель ставит свой цветок и благодарит учеников за урок)