Урок математики во 2-м классе по теме "Задача – особый вид текста"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • Уточнить представление о задаче как особом виде текста, способствовать формированию умения видеть различные варианты классификации примеров, сравнивать, самостоятельно проводить анализ, делать выводы.
  • Создать условия для выработки алгоритма выявления задач, для рефлексии собственной деятельности, учить самостоятельно формировать и решать учебную задачу с учетом индивидуальных особенностей.
  • Развивать умение работать в группах, высказывать и отстаивать свою точку зрения, прислушиваться к мнению одноклассников.

Оборудование: карточки с надписями "Нумерация", "Равенство", "Уравнение", "Задача", "Фонетика", "Орфография", "Синтаксис", индивидуальные карточки с выражениями на сложение и вычитание, карточки с текстами задач для групп, карточки "ЛИСТ САМООЦЕНКИ", карточки со словами "Условие", "Вопрос", "Решение", "Ответ", магниты.

ХОД УРОКА

1. Создание эмоционального настроения.

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, за окно. Какая погода на дворе? Какое у нее настроение?

- Какое настроение у вас? Ваше настроение я предлагаю вам выразить при помощи рисунка. Нарисуйте слева от слов " Классная работа" красный цветок - настроение отличное, желтый цветок - настроение хорошее, синий цветок - так себе.

- Ребята, я вижу не у всех настроение в начале урока отличное, но давайте проведем наш урок так, чтобы в конце урока у всех ребят нашего класса настроение было прекрасное.

2. Актуализация знаний.

- Посмотрите по сторонам на карточки. Что скажете?

( По классу развешены карточки со словами "Нумерация", "Равенство", "Уравнение", "Задача", "Фонетика", "Орфография", "Синтаксис". Дети выбирают карточки с названиями разделов Математики.)

3. Постановка целей и задач урока.

1. Фронтальная работа.

- Как вы думаете какая задача нашего сегоднейшего урока?

(Дети предполагают, что задача урока поработать в каждом разделе, сделать какие-нибудь открытия)

- Скажите, какими качествами нужно обладать, чтобы сделать для себя маленькое открытие?

(Нужно быть внимательным, наблюдательным, активным, уметь поддержать товарища)

- А начнем мы с вами с "Нумерации" чисел.

- На доске записаны числа, прочитайте их и подумайте какие задания можно выполнить с этими числами.

25 4 36 53 7 48 3 6

(Дети предлагают различные варианты заданий: разделить на группы, увеличить или уменьшить разряды и т. д.)

С А М О О Ц Е Н К А

- У вас у каждого есть "Лист самооценки". Проанализируйте насколько трудно или легко вам было работать в этом разделе и поставьте любое условное обозначение в графе "Легко",либо "Трудно, но справился", либо "Трудно".

(Дети оценивают свою деятельность)

Вывод: - Что помогло вам успешно справиться с этим заданием?

2. Работа в группах.

- Объединитесь по группам. Выберете "посыльного" - ученик, у которого в полном имени начальная буква впереди по алфавиту.

("Посыльный" получает конверт с заданием.)

- Выберете в группе ученика, который читает хорошо и без ошибок. Исследуйте каждый текст и определите, какой из них является ЗАДАЧЕЙ.

- А что такое ЗАДАЧА?

(Дети высказывают свои мнения)

- Кто догадался, какой будет тема сегоднейшего урока.

ЗАДАЧА - особый вид текста.

- Давайте сформулируем цель нашего урока: Исследовать особые виды текста.

К А Р Т О Ч К А.

  1. Лошади различают 4 цвета ( красный, желтый, зеленый, синий ), а кошки 6 цветов. Сколько всего цветов стоит в вазе у лошади и кошки вместе?
  2. Лошади различают 4 цвета ( красный, желтый, зеленый, синий ), а кошки на 2 цвета больше. Сколько цветов различают кошки?
  3. Речной рак живет 20 лет, а рабочая пчела 80 лет. Сколько килограммов меда заготовила пчела?
  4. Речной рак живет 20 лет, а рабочая пчела на 60 лет старше. Сколько лет живет рабочая пчела?
  5. Сколько ножек у 2 сороконожек?

(Дети по очереди доказывают свои предположения с доказательством и записывают решение в тетрадь)

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ.

- А что скажете о последней задаче?

- Это задача? А где условие?

ВЫВОД: Вот мы увидели особый вид задачи - где в вопросе содержится условие.

- А мы можем решить эту задачу? Запишем решение этой задачи.

40 +40 = 80 (н.)

- Как вы думаете, достаточно ли записать в тетради только решение задачи или нужно особое оформление, различить в записи ЗАДАЧИ.

Выстраиваем алгоритм оформления краткой записи задачи:

(Вывешиваю карточки на доску)

  • Условие
  • Вопрос
  • Решение
  • Ответ

Задача на перспективу: На последующих уроках мы будем учиться правильно оформлять запись задачи.

С А М О О Ц Е Н К А.

3. Работа в парах. Физминутка.

- Что записано на доске? (Равенства)

- У вас у каждого на парте лежат равенства? (Нет, выражения)

- Что нужно сделать, чтобы выражения превратились в равенства? (Найти значение)

- Найдите значение своего выражения. Повернитесь к соседу по парте и проверьте друг друга. Если есть сомнения позовите меня .

(Дети проверяют друг друга)

- Исследуйте свое равенство.

Фронтальная работа.

- К доске сейчас выйдут ученики с равенством на сложение.

(Дети выходят, остальные проверяют)

- Что можете сказать о своих равенствах, в чем их особенность?

(Это сумма разрядных слагаемых)

- Посмотрите на карточки своего соседа и найдите себе пару, применяя арифметическое свойство.

(Дети становятся по парам, класс проверяет)

- А сейчас к доске выйдут ученики с равенствами на вычитание.

- А вы можете объединиться по парам? Что вспомнили?

(Дети вспоминают связь сложения с вычитанием)

- Выйдите ученики с равенствами на сложение и найдите свою группу. Станьте друг за другом, образовывая лучи солнца.

- Посмотрите, как в классе стало светлее и теплее от вашей дружной работы.

- Что вспомнили?

(Сумму разрядных слагаемых, переместительное свойство сложения, связь сложения с вычитанием)

РЕЗЕРВ:

- У меня тоже есть карточка с числом 98. Какое задание можно выполнить?

90 + 8 = 98 98 - 90 = 8
8 + 90 = 98 98 - 8 = 90

С А М О О Ц Е Н К А

4. Самостоятельная работа.

- В каком разделе мы еще не работали? (Уравнение)

- Я предлагаю вам на обратной стороне карточки с равенством составить любое уравнение и передать его своему соседу для решения. Кому трудно - позовите меня я помогу.

(Дети самостоятельно составляют, решают и проверяют)

РЕЗЕРВ: Если не успевают, то д/з.

4. Итог урока. Рефлексия.

- Ну что, ребята, подведем итог урока?

- Выполнили ли мы задачи урока?

- Удалось ли вам сделать какое-нибудь открытие?

- Посмотрите на свой ЛИСТ САМООЦЕНКИ. Исследуйте его и определите в каком разделе вам было сегодня легче всего.

- Кто хочет высказаться? Какую цель для себя ставите?

- А сейчас магнитиком просигнализируйте на доске и определим рейтинг разделов. Сделайте вывод.

- Ну, а что вы можете сказать о своем настроении. Справа от слов "Классная работа" нарисуйте цветок настроения.

(Учитель ставит свой цветок и благодарит учеников за урок)