Цели занятия:
- Обогащение представлений об окружающем мире, воспитание любви и бережного отношения к родной земле;
- Расширение познавательных способностей детей;
- Развитие творческих способностей детей через коллективную деятельность.
1. Звучит песня “Раненая птица” (Слова и музыка – Андрей Микрюков).
– Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы проводим экологический КВН “Берегите землю!”
Стихи читают учащиеся.
– Эту истину знаю от роду,
И ее никогда не таю:
Кто не любит родную природу,
Тот не любит Отчизну свою!
– Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм.
С лесами, тянущими руки,
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
– Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься .
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
2. – Итак, на поляну приглашаются команда “Василек” и команда “Колокольчик”.
3. Конкурс 1-й “Разминка”.
Вопросы команде “Васильки” | Вопросы команде “Колокольчики” |
1. Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, он не умеет говорить.) |
1. Каким фруктом отравили царевну? (Яблоком.) |
2. У какого дерева ствол белый? (У березы.) |
2. Какой город носит название птицы? (Орёл.) |
3. От чего гусь плавает? (От берега.) | 3. По чему птицы летают? (По воздуху.) |
4. От чего у утки ноги красные? (От колена.) | 4. По чему утка плавает? (По воде.) |
5. Сколько раз нужно взять букву “А”, чтобы получить птицу? (Сорок.) | 5. На какое дерево садится ворона во время дождя? (На мокрое.) |
6. Почему петух, когда поет закрывает глаза? (Чтобы показать, что поет наизусть.) |
6. За чем охотник носит ружье? (За спиной.) |
7. По чему человек ходит, а черепаха ползает? (По земле.) |
7. Что будет делать ворона, прожив три года? (Жить четвертый.) |
4. Конкурс 2-й “Знатоки”.
Участвуют по одному человеку от каждой команды. На каждый шаг – название лекарственного растения. Выступает тот, кто больше и правильно назовет растения.
5. Конкурс 3-й “Найди в словах названия животных”.
На доске плакаты со словами для команд.
Команда “Василек” | Команда “Колокольчик” |
банка (кабан) | багаж (жаба) |
колосья(лось) | кино (кони) |
дудочка(удод) | пион (пони) |
осада (оса) | зонтик (кит, кот) |
волна (вол) | каркас(рак) |
кожух (жук) | салон (слон) |
6. Конкурс 4-й “Домашнее задание”.
Инсценировка сказки.
Команда “Василек” | Команда “Колокольчик” |
“Лиса и мышонок” В.В. Бианки |
“Сорока и медведь” Н. Сладков |
Дети выступают в масках зверей.
7. Конкурс 5-й “Веселые художники”.
По два участника от команды рисуют на плакатах, заранее приготовленных.
цветок рыбу
дерево птицу
насекомое зверя
человек
8. Конкурс 6-й “Разгадай кроссворд”.
Команда “Василек” “На нашем дворе” | Команда “Колокольчик” “Кто в лесу живет?” |
1. Мордочка усатая, Шубка полосатая, Часто улыбается, А с водой не знается. |
1. Что за зверь лесной, Встал как столбик под сосной. И стоит среди травы. Уши больше головы. |
2. Квохочет, детей зовет. Квохочет, всех под крылья берет. |
2. Кто зимой холодный бродит? В лесу злой, голодный. |
3. Среди двора стоит копна: спереди вилы, сзади метла. | 3. Сама легковата, А хвост богатый, С ветки на ветку скок – скок, Орешек за орешком щелк– щелк. |
4. Четыре ноги, пятый хвост, шестая грива. | 4. Дума кошка. Крикнул: “Брысь!” Оказалось, это... |
5. С бородой, а не бык, Доят, а не корова, Лыко дерет, а лапти не плетет. |
5. Хвост пушистый, мех золотистый В лесу живет, в деревне кур крадет. |
6. Гладишь ласкается, Дразнишь – кусается. | |
7. В воде купается, а сух остается. |
В это время загадки для болельщиков.
- Какая ягода бывает белой,, красной и черной? (Смородина.)
- Как называется нераспустившийся цветок? (Бутон.)
- Как называется самое высокое дерево? (Эвкалипт.)
- Как называется самое толстое дерево на планете? (Баобаб.)
- У кого язык длиннее тела? (Хамелеон.)
- Какую ягоду не едят? (Волчью.)
- Назовите дерево без тени? (Саксаул.)
- Как называется длинная роза с ярко-красными ягодами? (Шиповник.)
- Для чего выращивают комнатные растения? (Выделяют кислород, поглощают углекислый газ.)
- Как называется жилище медведя? (Берлога.)
9. Конкурс 7-й “Капитанов”.
“Знаешь ли ты правила поведения в лесу?”
1. Загадки:
- Падают с ветки золотые монетки. (Осенние листья.)
- Хоть он совсем
Не хрупкий,
А спрятался в середину –
Увидишь сердцевину.
Из плодов он крепче всех.
Называется .....(орех).
- Он круглый и красный,
Как глаз светофора
Среди овощей нет вкусней ....(помидор).
- Заставил плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а он.... (лук).
Раздаются карточки – иллюстрации по правилам поведения в лесу.
- В лесу ходи по тропинке, чтобы не вытаптывать траву и почву. От этого погибают насекомые и растения.
- Не ломай, не руби ветви деревьев и кустарников.
- Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков.
- Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.
- Береги муравейники. Помни: муравьи – санитары леса.
- Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы очень нужны природе.
- Не подходи близко к гнездам птиц. По твоим следам их смогут отыскать хищники, не прикасайтесь к гнезду, иначе птицы– родители покинут навсегда свое гнездо.
- Не лови и не уноси домой здоровых птиц и детенышей зверей. О них заботятся взрослые животные в лесу.
- Не разжигай костер. От огня погибают и задыхаются многие растения и животное.
- Не рви в лесу на лугу цветов.
Рассказывают правило и выставляют карточки – иллюстрации.
10. Слово предоставляется жюри.
11. Ученик зачитывает стих.
Берегите землю! Берегите!
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем.
Ласточку мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите!
Воспитатель читает стихотворение (В. Шефнер).
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи её полей.
В вокзальной сутолоке века
Ты оцени её спеши.
Она твой дани добрый лекарь,
Она союзница души.
Не жги её напрополую
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую –
Нас много, а она одна!
12. Итог – Вот и закончилось наше занятие.
- Понравилось ли Вам наше занятие?
- Что нового и интересного узнали для себя?
Давайте беречь родную землю и заботиться о ней!
Список литературы:.
- Зверев И.Д., Суравегина И.Т. и др. Экологическое образование школьников. – М., 1983.
- Экологическое образование школьников. /Под ред. Зверева И.Д., Суравегиной И.Т. – М.: Педагогика, 1983.
- Товпинец И.П. Я и окружающий мир. М.: Просвещение, 2001.
- Товпинец И.П., Борзова Н.В. Методические рекомендации по изучению курса "Окружающий мир". М.: Просвещение, 2003.