Познавательное занятие с элементами исследовательской деятельности и сенсорного развития

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  1. Познакомить со свойствами воды ( жидкая, прозрачная, без запаха, окрашивается, разливается, разбрызгивается).
  2. Закрепить представление о цвете, форме, умение соотносить.
  3. Развивать слуховое внимание, тактильную, вкусовую чувствительность.
  4. Активизировать словарь (вытекает, утекает, журчит, шумит).
  5. Способствовать развитию фантазии, воображения.
  6. Воспитывать культуру общения, закрепить правила вежливости.

Материалы:

  1. Разноцветные тазы с водой, водяные карусели, стаканчики, салфетки для рук.
  2. Бесцветная газированная вода, бокалы для каждого, набор геометрических фигур одного цвета (желтого), 2 подноса (круглый и квадратный). Розеточки для краски, для воды, салфетки. Запись “Звуки ручья”, “Шум дождя”.
  3. Магнитофон, сказочный герой “Капелька”.

Ребята, вы ничего не слышите, что это за звуки?

Водичка капает из крана, наверное (имя няни) плохо закрыла кран с водой.

Ой, детки, посмотрите, кто это? Давайте, спросим нашу гостью: “Ты кто? Как тебя зовут?”

Молчит, только “кап-кап”, говорит. Ой, кажется, я догадалась, кто это.

Это Капелька! А где она живет, вы знаете? (На речке, озере, воде, кране.)

Хотите с ней подружиться? Мальчики у нас будут большими капельками и, будут говорить “Кап” - громко и низко, попробуйте мальчики. А девочки будут маленькими капельками, и петь высоким тонким голосом, попробуйте девочки. А теперь все вместе.

Пока мы с вами капали, посмотрите сколько воды накапало, целые озера. Давайте посмотрим, какая водичка (чистая, прозрачная). А как вы догадались, что вода прозрачная (потому что дно видно). Какого цвета дно в ваших озерах?

А давайте понюхаем водичку, чем она пахнет? А теперь потрогайте водичку, какая она? А теперь пошлепайте ладошками, ой, брызгается. А попробуйте зачерпнуть ладошками. Ой, вытекает (Саша у тебя вытекает, а у тебя…) Наверное, ее нужно покрепче сжать в кулачки. Ой, нет водички, только ладошки мокрые. Вода жидкая, ее трудно удержать, она вытекает. А давайте помешаем водичку пальчиком, быстрее, быстрее. Что получилось? Ямка получается, воронка (…у тебя получилась воронка, а у тебя…) А еще водичка любит играть. Вы любите кататься на каруселях, и водичка любит. Посмотрите, Капелька, принесла вам веселые карусельки. Покатаем водичку на карусели. Набираем в стаканчик воду и выливаем в воронку, это тоже воронка, она пластмассовая. Вот как весело катается водичка, вот как она весело булькает. Хорошо мы с вами поиграли, нужно ручки вытереть. Вот у нас салфетки. Ручки наши стали сухими, а салфетки…влажные, не сильно мокрые, влажные. Водичка намочили салфетки.

Садитесь детки. Слышите, что вы слышите, (ручей журчит), а теперь дождь шумит (булькает). Хотите тоже побулькать как дождик? (Дети двигаются под запись “Шум дождя”). Ну что набулькались?

Детки мы с вами водичку смотрели, трогали, нюхали, играли с ней. А теперь Капелька хочет угостить вас не простой, а волшебной водичкой. В ней спрятались разные фрукты. Как узнать, какой спрятался фрукт в твоей водичке (понюхать, попробовать). Понюхайте, попробуйте. Вкусно? Что нужно сказать Капельке за угощение? Догадались, какие фрукты спрятались? Какая геометрическая фигура похожа на ваш фрукт. Найдите ее и положите на тарелочку такой же формы (доп. воп: Что бывает такой формы?).

Вода была не простая, а волшебная. И мы с вами превратились в волшебников. А раз мы волшебники, значит, умеем творить чудеса. А сделать чудо нам помогут краски и наши пальчики. Какие здесь стоят краски? Какая краска вам нравится? Что бывает такого цвета? Что случится, если краски с водой подружаться? Давайте проверим. Что произошло? (Вода окрасилась. Была бесцветная, а стала разноцветная). Какого цвета стала вода (а у тебя…) Вот какие мы волшебники, молодцы, сделали воду разноцветной. Понравилось вам дружить с водой? Что мы с ней делали? (Нюхали, трогали, пробовали.) Давайте Капельке скажем спасибо и пригласим ее к нам в гости еще раз. А цветную воду вы возьмете с собой на улицу и посмотрите, что с ней произойдет на морозе.

Длительность занятия 15–20 минут.

Многие способности, таланты человека имеют ярко выраженную сенсорную основу человека: таятся в кончиках пальцев, в умении тонко чувствовать запах, цвет, звуки.

Умственное развитие также начинается через чувственное познание окружающего мира.

По словам Л. Выгодского "для всякого обучения существуют оптимальные, то есть наиболее благоприятные сроки. Отказ от них неблагоприятно отражается на ходе умственного развития ребенка". Младший возраст является наиболее благоприятным для формирования сенсорной культуры ребенка.

Поэтому я ставлю задачу:

Формирование сенсорной культуры как фундамент умственного развития ребенка.

Само понятие сенсорное воспитание произошло от латинского слова. Census - чувство, это развитие и совершенствование таких психических процессов как ощущение и восприятие, и ориентирование на их базе представлений.

На основе вышесказанного представляю следующую модель своей концепции.

Схема № 1 прилагается.

В понятие сенсорного воспитания входит развитие обоняния, вкусовых ощущений, пространственных представлений, развитие слуховой чувствительности, развитие временных представлений и усвоение сенсорных эталонов [форма, цвет, величина].

Для выполнения поставленной задачи необходимы условия:

  1. Материальная база: стимулирующая активизирующая развивающая среда [центр песка и воды, интеллектуально - познавательная зона, зона самостоятельной деятельности, игровая зона]; цвето-звуковой дизайн, эстетическое оформление, техническое оснащение; пособия и дидакт. игры [игры по Монтессори, игры по Никитиной, по Богуславской].
  2. Включение детей в продуктивную практическую деятельность через изодеятельность, математику, исследовательскую деятельность, речевые упражнения, наблюдения, труд, самостоятельную творческую деятельность, так как в отдельное занятие сенсорное воспитание не выделяется. Поэтому, если мы лепим, то рассматриваем, какой он пластилин, дети узнают, что он мягкий, пластичный. Если мы рисуем, то знакомимся с красками и на вкус и на запах и на цвет; идет знакомство с бумагой, дети узнают свойства бумаги. В исследовательской деятельности дети учатся обследовать предметы и опять же знакомятся со свойствами предметов окружающей среды и так на каждом занятии. В самостоятельной деятельности дети учатся применять свои знания на практике.
  3. И главным условием является знание методики сенсорного воспитания, что состоит из соблюдения принципов и этапов сенсорного воспитания. В своей работе я следую принципам: Развивать живой интерес ребенка.

Активизировать ребенка, сотрудничать с ним [здесь я хочу сказать, что дети активнее идут на контакт, когда с ними обращаюсь на равных, то есть вижу в них равноправного "маленького " взрослого].

Обязательно нужно учитывать индивидуальные особенности, потому что все дети разные. Например, Настя у меня должна подумать, прежде чем она ответит, Саша стесняется, он должен собраться с духом. А Дима быстро находит ответ. Поэтому я к каждому подхожу с учетом их темперамента. После выполнения заданий, упражнений обязательно нужно повторить, закрепить. Здесь я провожу игры на закрепление. Такие моменты у меня появляются перед обедом, когда мы помыли ручки или после сна, когда мы заплетаемся. И, самое главное, в своей работе я учитываю возраст детей. К каждому возрасту соответствуют свои игры.

Ну и конечно важно соблюдать последовательность этапов сенсорного воспитания.

1. Привлечение внимания детей к тому сенсорному признаку, который должен быть освоен.

Для этого я предлагаю ребенку создать какой-то продукт, который должен быть сходным с образцом [например, построить пирамидку, чтобы получить ровный конус]. Результат будет достигнут пробами и ошибками. Ошибки, неумения достигнуть результата в деятельности ставят ребенка перед необходимостью познания, выделения особенностей предмета, материала. Этой ситуацией неудач пользуюсь я, чтобы помочь ребенку увидеть, выделить, осознать то свойство, которое должно быть учтено в деятельности, которая важна для достижения цели. Этот момент является исходным для перехода ко второму этапу.

2. Обучение детей персептивным действиям и накопление представлений о сенсорных признаках. В процессе обучения я показываю и называю само действие и то чувственное впечатление, которое было результатом обследования [ прокатываю, круглый мяч и т. д.] Ознакомив детей со способами обследования и качествами предметов, организовываю упражнения, выявляющие эти качества [ "Чудесный мешочек", "Найди свой домик" ]. В этих условиях происходит отделение качеств от конкретного предмета, что является исходным моментом для перехода к новому этапу.

3. Формирование обобщенных представлений об эталонах. Исходным в этом процессе является умение группировать предметы по тому или иному качеству. Я учу детей, применят освоенные эталоны для анализа предмета, учу сравнивать предмет с эталоном, замечать сходство и отличие ["опиши и назови"]. В результате овладения в процессе обучения системами персептивных действий и системами эталонов дети получают широкие возможности для ориентировки в окружающей действительности.

4. Создание условий для самостоятельного применения знаний навыков. На этом этапе работы я широко использую все виды деятельности: как на занятиях, так и на прогулках, экскурсиях, походах.

Все это вместе взятое помогает получить богатый чувственный опыт, развить восприятие и ощущение ребенка. Непосредственное чувственное восприятие окружающего составляет основу представлений. Особое значение чувственное го знание имеет в дошкольном возрасте. Установлено, что 9/10 накопленного умственного багажа детей составляет чувственно воспринимаемые впечатления. Логическое познание, в котором ведущая роль принадлежит мышлению речи, выражается из чувственного опыта, отражает его и формируется в его основе. Само освоение речи также имеет сенсорные основы: выделение речи как особого раздражителя и различение интонации слов, звуков обеспечивается слуховыми и кинестетическими восприятиями. Таким образом, мышление и речь становятся условием дальнейшего развития человека, культуры чувственного познания. А это все является фундаментом умственного развития. И завершить свою концепцию я хочу словами: " Все, что только возможно, нужно давать для восприятия чувствам, а именно: зримое для восприятия зрения, слышимое - для восприятия слухом, подлежащие вкусу - осязанием, запахи - обонянием..."

Схема № 2.

Как итог своей работы на данном этапе хочу представить результаты диагностики, разработанной авторами программы "Радуга", по которой я работаю.

Остановилась я на ней потому что, у нашего детского сада приоритетное направление: осуществление интеллектуального развития воспитанника". Тем самым мы выполняем социальный заказ общества.

Но на этом я не буду останавливаться, потому что хочу, чтобы дети достигли все 2 уровня. А завершить свою работу я хочу словами:

Вырастить ребенка, вырастить сад,
Нет счастья выше и труднее от века
И только тот, кто сам душой богат,
Дает миру не жильца, а человека.

Приложение, Презентация