Ситуация, сложившаяся в современном образовательном пространстве и обществе в целом (рост насилия и жестокости), требует от психолога службы образования ведения работы по коррекции агрессивных форм поведения, начиная с детей начальной школы.
Психологическая коррекция агрессивных форм поведения в настоящее время проводится различными методами по следующим направлениям.
- Игра (наиболее широко используется в работе с детьми младшего возраста).
- Изъятие из привычного окружения и помещение в корригирующую среду или группу (если установлена связь между агрессивным поведением ребенка/подростка и его ближайшим окружением).
- Творческое самовыражение (рисование, конструирование, занятия музыкой и другими видами творческой деятельности).
- Сублимирование агрессии в социально-одобряемую деятельность (труд, общественная работа, социальная работа – уход за больными, стариками и пр.).
- Сублимирование агрессии в спорт: целесообразно приобщать детей к групповым видам спорта (футбол, баскетбол и пр.), требующим навыков сотрудничества, в то время как высокоагрессивные индивидуальные виды спорта, например, бокс или карате, нежелательны.
- Участие в тренинговой группе с целью формирования навыков конструктивного взаимодействия и более адаптивного поведения.
В мировой психологической практике принято считать, что основным и наиболее эффективным методом коррекции нарушений поведения у детей является поведенческая терапия. Многие авторы отмечают эффективность поведенческой терапии именно при работе с детьми, выделяя в качестве основного достоинства возможности контроля социальной среды ребенка, возможности воздействия на механизмы дезадаптивного поведения детей, относительную временную краткость терапии. В качестве основного достоинства поведенческого подхода Н. М. Платонова выделяет концептуальную четкость, направленность на поведенческие изменения, выраженный практический характер.
Психологическое воздействие в рамках поведенческой коррекции осуществляется в следующих направлениях:
– ослабление или устранение агрессивного поведения;
– усиление ассертивного поведения;
– развитие способности понимать свои чувства;
– уменьшение эмоциональных реакций, сопровождающих агрессивное поведение;
– формирование навыков адекватного и безопасного выражения гнева;
– развитие способности расслабляться;
– развитие способности самоутверждаться;
– развитие эффективных социальных навыков (например, конструктивного разрешения конфликтов).
И. А. Фурманов признавая эффективность поведенческой коррекции, выделяет ряд существенных недостатков подобной терапии, относя к их числу следующие:
1) техника позволяет “снимать” симптомы
нарушений поведения, но не влияет на их причины;
2) техника не имеет средств для профилактики
нарушений поведения;
3) техника оказывает кратковременный эффект;
4) техника не позволяет получить “эффект
переноса”;
5) отсутствие “эффекта переноса”, или иными
словами генерализации, и поддержки навыков,
приобретенных в ходе поведенческой терапии.
В настоящее время достаточное признание исследователей получило когнитивно–поведенческое направление в групповой психотерапии. Его суть сводится к тому, что наряду с классическими процедурами поведенческой терапии применяются техники когнитивного переструктурирования – “атаки” на иррациональные убеждения, формирования способности к осознанию сущности и последствий собственного поведения, ответственности, правильных установок и привычек.
Разделяя положение отечественных и зарубежных ученых о необходимости интегративного подхода при психокоррекции агрессивного поведения, при разработке коррекционно-развивающей программы мы использовали техники когнитивной, гештальт – и поведенческой психотерапии. При составлении коррекционно-развивающей программы мы использовали общую структуру коррекционного занятия и коррекционной программы, представленные А. А. Карабановой. Основные этапы реализации коррекционно-развивающей программы психологического сопровождения агрессивных младших школьников представлены в таблице 1.
Таблица 1
Основные этапы реализации коррекционно-развивающей программы системного психологического сопровождения агрессивных младших школьников
Этап программы |
Количество занятий |
Задачи |
Средства и методы |
1.Ориентировочный | 1 |
1. Установление эмоционально-позитивного контакта с детьми 2. Знакомство детей с нормами, правилами поведения на занятии 3. Формирование чувства близости с другими детьми | 1. Игры на знакомство 2. Средства и приемы, направленные на формирование чувства принадлежности к группе. |
2. Этап объективирования трудностей развития и кон-фликт-ных ситуаций | 2 |
1. Актуализация конфликтных ситуаций, ситуаций вызывающих проявление агрессивности в различных сферах 2. Диагностика особенностей поведения ребенка в конфликтных ситуациях и трудностей личностного развития 3. Эмоциональное отреагирование ребенком чувств и переживаний, связанных с прошлым негативным опытом взаимодействия 4. Создание условий и предоставление ребенку возможности осознать неконструктивность собственного агрессивного поведения | 1. Эмпатическое слушание 2. Направленные ролевые игры, подвижные игры с правилами 3. Арттерапия |
3. Конструктивно-формирующий | 11 |
1. Формирование осознания собственных эмоций, а также чувств других людей, развитие эмпатии 2. Обучение ребенка отреагированию собственного гнева приемлемыми способами, отреагирование ситуации в целом 3. Расширение спектра поведенческих реакций в проблемной ситуации, снятие деструктивных элементов в поведении 4. Формирование способности к произвольной регуляции деятельности (обучение навыкам контроля и управления собственным гневом) | 1. Направленные ролевые игры, подвижные игры с правилами, игры– драматизации. 2. Арт-терапевтические методы 3. Различные варианты работы с гневом 4. Упражнения, направленные на развитие эмпатии, осознание себя 5. Релаксационные техники |
4. Обобщающе-закрепляющий | 3 |
1. Обобщение сформированных на конструктивно – формирующем этапе адекватных форм и способов поведения, коммуникации 2. Перенос приобретенного позитивного опыта в практику реальной жизни | 1. Игровые упражнения на развитие эмпатии, лучшее осознание себя 2. Проигрывание реальных жизненных ситуаций 3. Получение обратной связи от родителей, учителей о приобретенном опыте ребенка, эффективности его практического применения |
Учитывая пожелания учителей и администрации гимназии №4 г. Тулы, на базе которой проводилось исследование, а также специфику обучения детей в начальной школе, мы сочли необходимым составить и апробировать три коррекционно-развивающих программы системного психологического сопровождения агрессивных младших школьников.
Первая программа предназначена для первоклассников, ее осуществление мы считаем целесообразным приурочить ко второму полугодию (окончанию первого класса). Мы не видим необходимости осуществлять программу сопровождения в первом полугодии в силу ряда причин. Во-первых, первое полугодие – это время адаптации ребенка к школе, без того достаточно сложный и напряженный период в жизни первоклассника. Во-вторых, некоторое повышение агрессивности в этот период вполне закономерно, проявляется на адаптивном уровне, носит временный защитный характер. В-третьих, программа диагностики предполагает активное участие учителей (заполнение опросника, анкеты), что также требует времени для детального изучения каждого ребенка, наблюдения за ним.
Вторая программа психологического сопровождения агрессивных младших школьников предназначена для учащихся третьих классов и носит преимущественно профилактический характер.
Осуществление третьей программы мы считаем целесообразным во втором полугодии четвертого класса. Возможное повышение агрессивности к моменту окончания начальной школы, с одной стороны, может быть обусловлено возрастными особенностями – началом подросткового периода, с другой стороны, многими детьми достаточно болезненно переживается переход в среднее звено.
Ниже представлены наиболее понравившиеся и интересные упражнения, использованные в коррекционной программе.
- “Коллаж”. Для выполнения упражнения необходимо некоторое количество журналов и газет. Детям предлагается вырезать разных людей и предметы, которые им понравились, приклеив их на общий лист. Затем дети рассказывают, почему они выбрали именно эти картинки, чем они им понравились, какие эмоции вызвали и придумывают историю, используя все изображения, но с условием, что остальные учащиеся должны эту историю продолжить.
- “Свеча”. Психолог предлагает детям разделиться на пары, выбрав в пару одноклассника, с которым трудней всего общаться. Встаньте в парах лицом друг к другу на линию старта и зажгите свечи. Задача каждой пары – донести этот огонек до финиша, не погасив его. Положение рук менять нельзя. Если свеча погаснет, то вам нужно будет вернуться назад, вновь зажечь свечу и предпринять новую попытку донести ее до финиша. Победит та пара, которая первой придет к финишу с горящей свечей.
- “Таблица гнева”. Доска делится на две части, в одной части дети пишут “плюсы”, которые можно получить от чувства гнева, в другой – “минусы”. После упражнения поводится обсуждение. Как можно проявлять отрицательные эмоции? Всегда ли можно и нужно их скрывать? Итог – нет плохих эмоций, просто нужно знать, когда и как их адекватно выражать
- “Придумай добрый конец”. Психолог читает детям рассказ и просит придумать доброе окончание. “В одном классе учился мальчик, который был очень-очень злой. Он всех обижал и не давал покоя ни детям, ни взрослым. Но однажды…
- “Что делать с агрессией и гневом”. На листе бумаге, разделенном вертикальной линией по середине, слева дети записывают как окружающие в течение учебного дня проявляют агрессию по отношению к ребенку и все возможные последствия подобных действий, справа – как сам ребенок проявляет агрессию по отношению к другим детям и все возможные последствия его поведения. Обсуждение: Что побуждает людей проявлять насилие и жестокость по отношению к другим? Всегда ли это оправдано и необходимо? Возможно, ли избежать подобных действий? Что испытываешь лично ты, проявляя агрессию по отношению к другим, каково тебе, когда окружающие агрессивны по отношению к тебе? Почему многие взрослые и дети часто пытаются почувствовать свое превосходство, унижая других. Возможно, ли проявлять свою агрессию не кулаками, а какими-то другими способами? Как ведет себя жертва агрессии? Кто становится жертвой агрессии, как этого избежать. В чем проявляется равноправие между людьми. Как избавиться от насилия и жестокости в современном обществе. Предложите свой рецепт “неагрессивного мира”. Что для этого необходимо.
- “Куда уходит злость?” Мы собрались с вами здесь, чтобы поиграть. Однако, возможно, не всем все нравится в обстановке, в людях, в самом себе. Подумайте о том, что вас тревожит больше всего в данный момент. Представьте себе, что мы пришли сюда поругаться и выразить друг другу свои претензии. Пожалуйста, кто готов начать? Постарайтесь по возможности выразить все, что у вас накипело. Это – игра, так что все понимают условность происходящего. Реагировать ответными репликами на замечания не разрешается. Таким образом, высказывания будут односторонними и не перерастут в споры и настоящую ругань. Пожалуйста. А сейчас давайте вообразим себе такую картину: все, что мы высказали здесь, вдруг превращается в легкие клубы пара, медленно поднимается к верху и исчезает в форточке или в открытой двери. Прикройте глаза, чтобы картина стала достаточно явной.
- “Мой враг – мой друг”. Данное упражнение является реализацией одной из ведущих заповедей христианства: “полюби врага своего”. Психолог предлагает детям представить своего обидчика. “Возьмите лист бумаги и постарайтесь описать его внешний вид. Старайтесь фиксировать, прежде всего, симпатичные детали его внешности. Прочитайте то, что написали. Если вы соскользнули на описание отрицательных внешних данных этого человека, вычеркните их. На другой стороне листка опишите ситуацию вашего взаимодействия с этим человеком, опять же опираясь на позитивные моменты в его поведении. Обсуждение. Почему ваши отношения с этим человеком сложились именно так? Кто, на ваш взгляд, в этом виноват? Предложите все возможные варианты поведения в сложившейся ситуации. Какие из них для вас приемлемы, какие нет? Почему?
8. “Реаниматор”. Дети работают в парах. Один выполняет роль “замороженного”, другой – “реаниматора”. По сигналу “замороженный” застывает в неподвижной позе, изображая погруженное в анабиоз существо с окаменевшим лицом и пустым взглядом. “Реаниматор” в течение одной минуты должен вызволить партнера из анабиотического состояния, оживить его с помощью мимики, жеста, не прикасаясь к нему и не обращаясь к нему со словами. Признаками успешной работы “реаниматора” является непроизвольная реплика, смех и другие проявления эмоциональной жизни “замороженного”. Потом партнеры меняются ролями. Обсуждение: какая роль труднее, почему?
9. “Безопасное место”. Психолог предлагает детям сесть поудобней, расслабиться и закрыть глаза. “Сосредоточьтесь и вспомните ваше любимое место. Это самое безопасное место, где вы себя чувствуете уединенно и спокойно. Вспомните и постарайтесь увидеть его. Вспомните звуки цвета, запахи, окружающие предметы. Несколько минут понаблюдайте за этим местом, побудьте некоторое время в этом месте. Обратите внимание на свои мысли и чувства. Сделайте 2–3 глубоких вдоха и откройте глаза. Возьмите бумагу и цветные карандаши, постарайтесь нарисовать это место.
Теперь покажите картину своего безопасного места и расскажите о нем: где это, что там происходило? Поделитесь с группой чувствами, которые испытали тогда, когда мысленно находились в этом месте. О чем думали? Есть ли такое место сейчас. Чем оно похоже на то место, которое вы видели, чем отличается?
10. “Близнецы”. Все дети делятся на две команды. Каждая команда загадывает любое существительное в именительном падеже, кроме имен нарицательных и названий. Потом команды обмениваются по одному представителю. Этому представителю сообщается задуманное слово, которое он должен передать своей команде, но не словами, а жестами. Причем нельзя указывать пальцем на этот предмет или обрисовывать его по контуру, а нужно изобразить этот предмет через его “характер”, “сущность”. Команда выдает свои версии, представитель изображает предмет различными способами до тех пор, пока команда не угадает. Если же это не удастся, то команда посылает другого представителя
11. “Ответный жест”. Психолог предлагает детям научиться не теряться и находить достойные, адекватные ответы на самые различные обращения и вопросы. А что, если такое обращение к вам произойдет безмолвно, с помощью жеста? Сможете ли вы легко ответить на такое обращение? Давайте поиграем. Сейчас вы расходитесь по комнате и начинаете в произвольном порядке подходить к тому или иному участнику игры. Подойдя друг к другу, вы обмениваетесь жестами – допустим вы показываете пальцем на часы, молчаливо спрашивая который час. В ответ ваш партнер может показать время, используя свои пальцы. При встрече с очередным участником вопрос в форме жеста может задать уже он, тогда вы должны понять, о чем он хочет вас спросить и ответить ему тоже жестами.
12. “Письмо гневу”. Напишите своему гневу небольшое письмо, расскажите ему как Вам с ним живется, как Вы чувствуете себя без него. Какую он пользу и какой вред приносит Вам и Вашим отношениям с другими людьми.
13. “Небеса и ад”. Психолог: “время от времени каждый из нас в разговоре с кем-то имеет другую точку зрения и хочет доказать свою правоту во что бы то. Иногда в таком споре нет ничего плохого, но порой это превращается в настоящую открытую борьбу. Ты можешь вспомнить случай, когда твой спор с кем-то едва не закончился настоящей битвой? Может быть, ты был настолько возбужден, что готов был сам начать драку, а может быть, другой спорщик в порыве ярости был готов наброситься на тебя. Может быть, вы оба были готовы драться, но что-то позволило вам избежать рукоприкладства?.. Напиши, что произошло тогда, и как ты себя при этом чувствовал. Расскажи, как вам удалось избежать драки. Дай этой истории какое-нибудь название”. Обсуждение: В чем разница между спором и дракой? Что ты можешь сделать, чтобы спор не превратился в драку? Что ты делаешь, когда кто-то пытается оскорбить или ударить тебя? Почему ты так поступаешь? Всегда ли оправданы действия, есть ли им альтернатива.
14. “Обсуждение дилеммы”. Два брата попали в скверную историю. Одолжили деньги, но не смогли вовремя их отдать. Кредиторы пригрозили и сказали, чтобы они срочно отдали деньги. Старший, Сергей, влез в чужую машину, украл магнитофон и продал его. Младший, Саша, пошел к пожилому человеку, известному в доме своей добротой, и сказал, что его мать заболела и ему нужны деньги на покупку лекарств. Саша просил занять ему деньги и обещал вернуть их, как только мать получит зарплату. На самом деле мать Саши была абсолютно здорова, и Саша вовсе не собирался возвращать деньги. Старик плохо знал Сашу, но все же дал ему нужную сумму. В итоге братья отдали деньги. Обсуждение: Постарайтесь ответить на 2 вопроса: Чего добились братья, что они выиграли в этой ситуации, в чем достоинство их поведения? Чего лишились братья, что они проиграли в этой ситуации, в чем недостатки их поведения?
Возьмите листочки бумаги и на одной стороне запишите все возможные ответы на первый вопрос, а на другой — на второй вопрос. Затем детям предлагается зачитать свои ответы сначала на первый, потом — на второй вопрос. Давайте обсудим ваши ответы: со всеми ли ответами вы согласны или вас в них что–то не устраивает, вы придерживаетесь другого мнения. Постарайтесь как–то обосновать вашу точку зрения.
Давайте обсудим еще некоторые вопросы: Что, на ваш взгляд, хуже: воровство Сергея или обман Саши? Важно ли сдерживать слово, данное малознакомому человеку, которого возможно никогда больше не увидишь? Как вы относитесь воровству? Попадали ли вы в ситуации, когда самим просить или когда крали у вас? Как, на ваш взгляд, вел себя старик, давая Саше деньги? Как бы вы поступили, оказавшись в подобной ситуации?
15. “Волшебные заросли”. Каждый участник пытается проникнуть в центр круга, образованными тесно прижатыми “волшебными водорослями” – всеми остальными участниками. “Водоросли” знают и понимают только хорошие слова и не приемлют силы и жестокости. Водящий должен самыми добрыми словами и нежными движеньями уговорить “водорослей” пропустить его в центр круга. Затем, по окончании игры, обсуждается, когда и при каких условиях водоросли расступились, а при каких нет.
Собственный опыт работы в качестве педагога-психолога позволяет говорить об эффективности и целесообразности коррекционной работы, в классах, прошедших цикл занятий, отмечается снижение уровня агрессивности, конфликтности на уроках и переменах, дети становятся более толерантными, повышается уровень эмпатийности, отмечается повышение групповой сплоченности.