Разговор о правильном питании. Утреннее кафе "Русская каша"

Разделы: Внеклассная работа


Класс: четвёртый

Тема: из чего варят каши и как сделать кашу вкусной?

Время реализации занятия: 45 минут.

Цель: сформировать у детей представление о завтраке как обязательном компоненте ежедневного меню, различных вариантах завтрака.

Воспитательная цель: отрабатывать гигиенические навыки, а также навыки культурного поведения за столом.

Оборудование:

Меню Цена
  • Каша манная.
  • Хорошее настроение.
  • Каша гречневая.
  • Успех на целый день.
  • Овсяная каша.
  • Румянец на щёчках.
  • Каша рисовая.
  • Непобедимый.
  • Каша пшённая.
  • Развитая мускулатура.
  • Каша пшеничная.
  • Крепкое здоровье.

Ход мероприятия

I. Организационный момент.

Звучит музыка. Дети заходят в кафе “Русская каша”. Садятся за столы (3 стола).

– Уважаемые гости, мы рады видеть вас в нашем кафе “Русская каша”.

– Обслуживать вас будут официантки:

1. Тёрова Анна.
2. Чиркова Ксения.
3. Потеха Анастасия.

В “меню” разнообразные каши.

Зачитываю название каши и цену.

II. Развлекательная программа.

– Как вы думаете, почему о некоторых людях говорят: “Он мало каши ел?” (слабенький).

– Правильно. Каша– это полезная еда, которая поможет вам стать здоровыми и сильными. Вы должны есть её на завтрак.

– А вы знаете, из чего варят каши? (из крупы)

– А крупу из чего получают? (из зёрен)

– Я расскажу вам о приключениях зёрнышка.

Посадили весной в землю маленькое зёрнышко. Сначала появился росточек, потом он превратился в колосок. Всё лето колосок рос, набирался сил. В колоске стало много зёрнышек.

– Почему их стало так много? Земля, солнце, вода, тепло помогли маленькому зёрнышку превратиться в сильный колос, полный новых зёрен. А в них много полезных питательных веществ. Осенью колоски собрали, обмолотили – достали зёрна. Из зёрен сделали крупу, а из крупы можно сварить кашу.

А сейчас официантки расскажут вам об исконно русском блюде – каша. Это интересно.

Тёрова Анна (I официант)

Каша – это исконно русское блюдо. Специальные каши варились в честь любого знаменательного события. Так, жених и невеста обязательно должны были при гостях сварить кашу, а затем её съесть. Так проверялась прочность их чувств. При рождении ребёнка готовилась “Бабина каша” – крутая, пересоленная, которую должен съесть молодой отец.

Чиркова Ксения (II официант)

Знаменитый рецепт суворовской каши родился во время исторического перехода армии великого полководца через Альпы. К концу подходили запасы – оставалось чуть – чуть гороха, перловки, пшена, гречки. Задумавшись над тем, как же накормить истощённых солдат, Суворов вдруг отдал приказ – всё варить в общем котле, добавив лука и масла. Оказалось очень вкусно и полезно, а такую кашу до сих пор называют суворовской.

Потеха Анастасия (III официант)

У русских князей существовал обычай – в знак примирения между врагами варить кашу. Без каши мирный договор считался недействительным. С тех пор про несговорчивых людей говорят: “С ним каши не сваришь”.

Каша из ячменя входила в ежедневный рацион римских гладиаторов. Считалось, что она помогает стать сильным и непобедимым.

III. Игра “Отгадай-ка”.

– А теперь попробуйте отгадать загадки о крупах и кашах:

1. Черна, мала крошка,
Соберут немножко,
В воде поварят,
Кто съест – похвалят.
(Каша гречневая)

2. Как во поле на кургане
Стоит курица с серьгами.
(Овёс)

3. В землю тёплую уйду,
К солнцу колосом взойду,
В нём тогда таких, как я,
Будет целая семья.
(Зерно)

4. Золотист он и усат,
В ста карманах – сто ребят.
(Колос)

5. В поле – метёлкой,
В мешках – жемчугом. (Пшеница)

IV. Игра “Пословицы запутались”.

Официанты предлагают каждому столу карточки, на которых записаны фрагменты пословиц и поговорок о кашах.

Один и у каши сирота.

Кашу маслом не испортишь.

Щи да каша – еда наша.

Ребята должны собрать карточки так, чтобы получилась целая пословица.

V. Игра “Угадай сказку”.

Инсценирование русской народной сказки “Каша из топора”.

– Посмотрите сказку, “героем” которой является каша.

– Вы должны угадать название сказки и её автора.

– Сравним наших героев. Старуха и солдат хитрят.

– Но почему хитрит старуха? (от жадности)

– А почему хитрит солдат? (ему хочется есть)

– В сказке сталкиваются две хитрости. Сначала старуха хитрит, а затем она глупеет и солдату удаётся её перехитрить.

– Почему же поглупела хитрая старуха? (от жадности).

Желание сварить кашу без продуктов застилает для неё то, что солдат у неё в конце концов выпрашивает все необходимые продукты для настоящей каши.

VI. Игра “Знатоки”

На столе раскладываются различные колоски. В блюдцах – крупы. Ребятам предлагается по виду колоска определить название растения (пшеница, гречиха, овёс), а затем найти в блюдцах соответствующую крупу и назвать её (манная, гречневая, овсяная).

Чтение стихотворений о каше.

1. Ученик. Кто кашу есть не любит,
Тот просто себя губит.
Говорят, что щи да каша –
Это пища наша.

2. Ученик. Гречневая каша
Развивает ум.
Кто не ест такую,
Действует вслепую.

3. Ученик. Рисовая – полезная,
Не даёт толстеть.
Овсяную просто
Нужно детям есть!

4. Ученик. Перловая, как и ячневая,
Особый имеет вкус.
Много ты не раздумывай,
А мотай на ус!

5. Ученик. Пшённая, да если там
Ещё и тыква есть, -
Это такая вкуснятина,
Слов восторженных не счесть.

6. Ученик. Да, ребята, понял я,
Каша – это сила,
Каша – это рост,
Если не употреблять её
Все усилия – коту под хвост!

– Ребята, а как вы понимаете пословицу: “Кашу маслом не испортишь”?

Масло делает вкус каши более мягким и нежным.

– Что надо добавить при варке, чтобы каша была и вкусная и полезная? Отгадайте загадки.

Меня одну не едят
И без меня не едят.
На воду упала и сразу пропала. (Соль.)

Я бел как снег,
В чести у всех,
И нравлюсь вам
Во вред зубам. (Сахар.)

Бело, а не вода,
Сладкое, а не мёд.
От бурёнки берут,
Деточкам дают. (Молоко.)

– А что ещё можно добавить в кашу, чтобы она стала вкусной и полезной?

Правильно, в кашу можно ещё добавить ягоды, фрукты, изюм, варенье, орешки.

VII. Конкурс “Самая вкусная и полезная каша”

Официанты подготавливают на свой стол тарелку с кашей. Рядом блюдца с добавками: варенье, грецкий орех, бананы, мандарины и т.д.

Команды должны с помощью добавок “придумать” свою кашу и дать ей оригинальное название.

Выставка каш.

В ходе конкурса соблюдать правила личной гигиены (вымытые руки, использование “личной” ложки, дегустация из отдельного блюдца, а также правила этикета).

VIII. Итог: отметить лучших знатоков. Жюри подводит итоги.

– Что интересного вы узнали на занятии?

– Для чего мы едим каши?