Класс: четвёртый
Тема: из чего варят каши и как сделать кашу вкусной?
Время реализации занятия: 45 минут.
Цель: сформировать у детей представление о завтраке как обязательном компоненте ежедневного меню, различных вариантах завтрака.
Воспитательная цель: отрабатывать гигиенические навыки, а также навыки культурного поведения за столом.
Оборудование:
Меню | Цена |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ход мероприятия
I. Организационный момент.
Звучит музыка. Дети заходят в кафе “Русская каша”. Садятся за столы (3 стола).
– Уважаемые гости, мы рады видеть вас в нашем кафе “Русская каша”.
– Обслуживать вас будут официантки:
1. Тёрова Анна.
2. Чиркова Ксения.
3. Потеха Анастасия.
В “меню” разнообразные каши.
Зачитываю название каши и цену.
II. Развлекательная программа.
– Как вы думаете, почему о некоторых людях говорят: “Он мало каши ел?” (слабенький).
– Правильно. Каша– это полезная еда, которая поможет вам стать здоровыми и сильными. Вы должны есть её на завтрак.
– А вы знаете, из чего варят каши? (из крупы)
– А крупу из чего получают? (из зёрен)
– Я расскажу вам о приключениях зёрнышка.
Посадили весной в землю маленькое зёрнышко. Сначала появился росточек, потом он превратился в колосок. Всё лето колосок рос, набирался сил. В колоске стало много зёрнышек.
– Почему их стало так много? Земля, солнце, вода, тепло помогли маленькому зёрнышку превратиться в сильный колос, полный новых зёрен. А в них много полезных питательных веществ. Осенью колоски собрали, обмолотили – достали зёрна. Из зёрен сделали крупу, а из крупы можно сварить кашу.
А сейчас официантки расскажут вам об исконно русском блюде – каша. Это интересно.
Тёрова Анна (I официант)
Каша – это исконно русское блюдо. Специальные каши варились в честь любого знаменательного события. Так, жених и невеста обязательно должны были при гостях сварить кашу, а затем её съесть. Так проверялась прочность их чувств. При рождении ребёнка готовилась “Бабина каша” – крутая, пересоленная, которую должен съесть молодой отец.
Чиркова Ксения (II официант)
Знаменитый рецепт суворовской каши родился во время исторического перехода армии великого полководца через Альпы. К концу подходили запасы – оставалось чуть – чуть гороха, перловки, пшена, гречки. Задумавшись над тем, как же накормить истощённых солдат, Суворов вдруг отдал приказ – всё варить в общем котле, добавив лука и масла. Оказалось очень вкусно и полезно, а такую кашу до сих пор называют суворовской.
Потеха Анастасия (III официант)
У русских князей существовал обычай – в знак примирения между врагами варить кашу. Без каши мирный договор считался недействительным. С тех пор про несговорчивых людей говорят: “С ним каши не сваришь”.
Каша из ячменя входила в ежедневный рацион римских гладиаторов. Считалось, что она помогает стать сильным и непобедимым.
III. Игра “Отгадай-ка”.
– А теперь попробуйте отгадать загадки о крупах и кашах:
1. Черна, мала крошка,
Соберут немножко,
В воде поварят,
Кто съест – похвалят.
(Каша гречневая)2. Как во поле на кургане
Стоит курица с серьгами.
(Овёс)3. В землю тёплую уйду,
К солнцу колосом взойду,
В нём тогда таких, как я,
Будет целая семья.
(Зерно)4. Золотист он и усат,
В ста карманах – сто ребят.
(Колос)5. В поле – метёлкой,
В мешках – жемчугом. (Пшеница)
IV. Игра “Пословицы запутались”.
Официанты предлагают каждому столу карточки, на которых записаны фрагменты пословиц и поговорок о кашах.
Один и у каши сирота.
Кашу маслом не испортишь.
Щи да каша – еда наша.
Ребята должны собрать карточки так, чтобы получилась целая пословица.
V. Игра “Угадай сказку”.
Инсценирование русской народной сказки “Каша из топора”.
– Посмотрите сказку, “героем” которой является каша.
– Вы должны угадать название сказки и её автора.
– Сравним наших героев. Старуха и солдат хитрят.
– Но почему хитрит старуха? (от жадности)
– А почему хитрит солдат? (ему хочется есть)
– В сказке сталкиваются две хитрости. Сначала старуха хитрит, а затем она глупеет и солдату удаётся её перехитрить.
– Почему же поглупела хитрая старуха? (от жадности).
Желание сварить кашу без продуктов застилает для неё то, что солдат у неё в конце концов выпрашивает все необходимые продукты для настоящей каши.
VI. Игра “Знатоки”
На столе раскладываются различные колоски. В блюдцах – крупы. Ребятам предлагается по виду колоска определить название растения (пшеница, гречиха, овёс), а затем найти в блюдцах соответствующую крупу и назвать её (манная, гречневая, овсяная).
Чтение стихотворений о каше.
1. Ученик. Кто кашу есть не любит,
Тот просто себя губит.
Говорят, что щи да каша –
Это пища наша.2. Ученик. Гречневая каша
Развивает ум.
Кто не ест такую,
Действует вслепую.3. Ученик. Рисовая – полезная,
Не даёт толстеть.
Овсяную просто
Нужно детям есть!4. Ученик. Перловая, как и ячневая,
Особый имеет вкус.
Много ты не раздумывай,
А мотай на ус!5. Ученик. Пшённая, да если там
Ещё и тыква есть, -
Это такая вкуснятина,
Слов восторженных не счесть.
6. Ученик. Да, ребята, понял я,
Каша – это сила,
Каша – это рост,
Если не употреблять её
Все усилия – коту под хвост!
– Ребята, а как вы понимаете пословицу: “Кашу маслом не испортишь”?
Масло делает вкус каши более мягким и нежным.
– Что надо добавить при варке, чтобы каша была и вкусная и полезная? Отгадайте загадки.
Меня одну не едят
И без меня не едят.
На воду упала и сразу пропала. (Соль.)Я бел как снег,
В чести у всех,
И нравлюсь вам
Во вред зубам. (Сахар.)Бело, а не вода,
Сладкое, а не мёд.
От бурёнки берут,
Деточкам дают. (Молоко.)
– А что ещё можно добавить в кашу, чтобы она стала вкусной и полезной?
Правильно, в кашу можно ещё добавить ягоды, фрукты, изюм, варенье, орешки.
VII. Конкурс “Самая вкусная и полезная каша”
Официанты подготавливают на свой стол тарелку с кашей. Рядом блюдца с добавками: варенье, грецкий орех, бананы, мандарины и т.д.
Команды должны с помощью добавок “придумать” свою кашу и дать ей оригинальное название.
Выставка каш.
В ходе конкурса соблюдать правила личной гигиены (вымытые руки, использование “личной” ложки, дегустация из отдельного блюдца, а также правила этикета).
VIII. Итог:
отметить лучших знатоков. Жюри подводит итоги.– Что интересного вы узнали на занятии?
– Для чего мы едим каши?