В современных условиях для реализации требований к образовательной программе детского сада, особенно актуальным становится вопрос выбора эффективных технологий и форм организация взаимодействия педагога с детьми. Проектная деятельность отвечает данным требованиям по следующим параметрам:
– через проектную деятельность можно обеспечить интеграцию образовательных областей
– повысить уровень познавательной активности детей
– способствовать развитию мотивации детей
– обеспечивает бесценный опыт совместной продуктивной деятельности со сверстниками, взрослыми, родителями
– позволяет ввести родителей в образовательное пространство группы.
При использовании детской проектной деятельности мы можем рассчитывать на обеспечение разносторонне глубокого развития воспитанников, социальную адаптацию ребенка к условиям совместной творческой деятельности, успешную подготовку к школьному обучению, укрепление союза между детским садом и семьей, глубокой интеграции деятельности сотрудников ДОУ.
Проектирование, по мнению О.С. Газмана, — комплексная деятельность, обладающая, во-первых, признаками автодидактизма: участники проектирования как бы автоматически (без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов) осваивают новые понятия, новые представления о различных сферах жизни, о производственных, личных, социально-политических отношениях между людьми, новое понимание смысла изменений, которые требует жизнь.
Во-вторых, участие в проектировании ставит людей (детей и взрослых) в позицию “хозяина жизни”, когда человек не как исполнитель, а как творец, разрабатывает для себя и других новые условия жизни. Иными словами, проектирование выступает как принципиально иная субъектная, а не объектная (исполнительская) форма участия человека в социальном самоуправлении.
В-третьих, проектирование есть специфический индивидуально-творческий процесс, требующий от каждого оригинальных новых решений, и в то же время данный процесс — есть процесс коллективного творчества. За счет обретения навыков работы в режиме группового творчества (а здесь без навыков социального и интеллектуального воздействия не обойтись), интенсивно развиваются проектировочные способности, предполагающие, прежде всего, способность к рефлексии, целеобразованию, выбору адекватных решений, и, конечно, — умению выстраивать из частей целое. (Приведены высказывание О.С. Газмана на основе текста совместной рукописи пособия “Проектирование в воспитании”, которое не было издано).
Таким образом, проектирование может стать средством социального и интеллектуального творческого саморазвития всех субъектов образования (и детей, и взрослых), а в более узком смысле — средством развития проектировочных способностей.
Проект “Петербургская Азбука” возник в связи с тем, что к началу подготовительной группы после летнего отдыха у детей наблюдалось снижение познавательной активности. Выбор темы длительного проекта было обусловлено тем, что в ходе групповых сборов и из индивидуальных разговоров с детьми было установлено:
– большинство детей любят путешествовать;
– практически все дети вместе с родителями много времени посвящают прогулкам по городу и пригородам;
– большинство детей умеют читать;
– большинство детей любят рассматривать географические карты, книги.
Руководствуясь предпочтениями, на групповом сборе детям была предложена тема, которая бы объединила все интересы, к планированию которой можно было бы привлечь детей, имела бы сильный мотив, практический выход.
Информационная карта проекта
ДОУ №7 Колпинского района Санкт-Петербурга
Полное название проекта: “Петербургская азбука”
Автор проекта: воспитатель Герасичева Ольга Николаевна
Кадры: воспитатель подготовительной группы, руководитель изостудии, логопед.
Вид, тип проекта: комплексный, длительный, исследовательско – творческий. Направление деятельности проекта: воспитание любви к родному городу и развития креативности у детей старшего дошкольного возраста
Цель: на основе знакомства детей с Петербургом, стимулировать познавательную активность детей, способствовать развитию навыка к совместной исследовательско – творческой деятельности.
Краткое содержание реализация задач этнокультурного компонента образовательной программы проекта:
- Знакомство детей с историей возникновения города;
- Знакомство с особенностями книгоиздательской деятельности;
- Санкт-Петербург – северная столица России;
- Петр I – основатель города;
- Русский язык – неотъемлемая часть культуры Петербуржца;
- Знакомство с историческими памятниками города и знаменитыми людьми;
- развитие у детей креативности в процессе выполнения творческих заданий, развитие способности к целепологанию, мотивации своей деятельности
- организация интегрированной совместной деятельности, обеспечивающей синтез искусств: устного народного творчества, музыки и живописи;
- организация условий в группе для отражения полученных знаний, умений и навыков по проблеме, в самостоятельной и совместной деятельности;
- привлечение родителей к знакомству с городом: совместные и семейные поездки, участие родителей в создании Петербургской Азбуки
- презентация Азбуки.
Сроки проведения: сентябрь 2009 — май 2010 г.
Количество участников проекта: 40 человек (из них 17 детей, 2 воспитателя, логопед, психолог, 17 родителей).
Возраст детей: 6-7 лет.
Форма проведения: дневная (в повседневной жизни в рамках совместной, самостоятельной и специально-организованной деятельности)
Ожидаемые результаты (продукт проекта):
- повышение познавательной активности воспитанников, стимулирование развития мышления, внимания, памяти;
- повышение общей культуры дошкольников, формирование навыков толерантного поведения;
- повышение компетентности дошкольников в рамках педагогической технологии “Петербурговедение”;
- обеспечение разностороннего социально-личностного развития, усвоения Петербургских традиций гостеприимства, любви и заботы о родном городе
- формирование у детей интереса к русскому языку;
- формирование у детей представлений о книгоиздательской деятельности, развитие творческого мышления у детей при создании Петербургской азбуки;
- оптимизация сотрудничества с родителями;
- вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, помощь в формировании отношения родителей к развитию своего ребенка, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом.
Проект реализовывался в различных формах деятельности, особое место в которой заняла совместная деятельность детей с педагогами, родителями.
– планирование деятельности;
– наблюдения;
– экскурсии;
– чтение художественной литературы;
– детская книгоиздательская деятельность;
– социальный игротренинг;
– речетворчество;
– детская исследовательская деятельность;
– развивающие игры;
– групповой сбор;
– моделирование пространства группы (совместное преобразование среды группы)
– организация выставок;
– сбор коллекций: значки, петербургская символика, библиотека детских петербургских писателей и поэтов, открыток о Петербурге;
– сборка макетов, конструирование из строительного материала известных Петербургских зданий;
– составление коллажей;
– использование приемов детского дизайна.
– моделирование ситуации.
В качестве примера предлагается моделирование ситуации в форме совместной деятельности с детьми “Прогулка по Невскому проспекту” в проектной работе на тему “Петербургская азбука”.
Цель: Воспитание петербуржца, любящего свой город, интересующегося его историей, культурными традициями, способного к самостоятельному творческому труду. Задачи:
- Формировать обобщенное представление у детей о главной улице Петербурга – Невском проспекте (ансамбль Невского проспекта)
- Стимулировать развитие у детей познавательной активности, способствовать развитию познавательных функций: логического и ассоциативного мышления, устойчивости внимания, воображения.
- Развивать у детей способность к выбору средств передачи информации, эмоций, впечатлений.
- Продолжать работу по освоению традиций русского языка: выражать словом свои суждения и умозаключения, поддерживать беседу на заданную тему, вести коллективный разговор. Активизировать словарь детей за счет образных слов и выражений.
- Развивать у детей способность к мотивации и целепологанию в процессе совместной проектной деятельности.
- Формировать у детей навык книгоиздательской деятельности.
Организация среды в группе: в группе рассредоточены подставки, на которых расположены изображения зданий.
Ход работы
Воспитатель начинает рассматривать в центре группы “Петербургскую Азбуку”, приглашая детей к разговору.
– Ребята, вместе с вашими родителями мы несколько месяцев делаем Петербургскую азбуку. У нас уже есть много страниц. В ней мы с вами отражаем то, о чем узнали при знакомстве с нашим прекрасным городом Санкт-Петербургом. Эту книгу мы подарим на выпускном балу детям, которые в следующем году перейдут в старшую группу. Им она поможет узнать о том, что больше всего было интересно вам в нашем замечательном городе – Санкт-Петербурге .
– Петербург – это город, которым восхищаются люди всего мира. Давайте скажем нашему городу слова восхищения. (Игра “Комплимент”).
– Знакомиться с городом можно по–разному. Я предлагаю поиграть в экскурсоводов. Проводя экскурсию, мы не только вспомним то, что мы знаем о Петербурге, но и соберем страничку нашей Азбуки.
– Готовясь к экскурсии, необходимо вспомнить, каким должен быть настоящий петербуржец. Давайте присядем на ковер. В игре нам поможет мячик, который вы будете передавать по кругу. (Передавая мяч по кругу, дети называют качества, которые присущи настоящему петербуржцу).
– надеюсь, что вы постараетесь быть именно такими петербуржцами.
– На этом столе я подготовила листы для страницы Азбуки. Сегодня я предлагаю совершить прогулку по главной улице нашего города. Как она называется?
– Правильно, Невский проспект. Протяженность проспекта 4.5 км. Это все равно, что пройти от въезда в Колпино до вокзала и вернуться до городского сада.
– Давайте закроем глаза и представим, что мы оказались в самом начале Невского проспекта. От какого здания мы начнем движение, вы узнаете из загадки:
В начале Невского стоит,
Прекрасно здание на вид.
Колонны статую и шпиль,
И только в вышине
Горит кораблик золотой
Весь в солнечном огне. (Адмиралтейство)
Посмотрите на наши картинки и выберите среди них символ Адмиралтейства. Куда мы поместим его на нашей схеме?
– А почему вы считаете, что это символ Адмиралтейства?
– Составляя рассказ о чем либо, мы можем воспользоваться мнемотаблицей. Давайте по ней расскажем про Адмиралтейство.
– Если разгадать ребус, то можно будет отгадать фамилию архитектора, по проекту которого было построено Адмиралтейство.
– Этот ребус мы можем положить на страницу Азбуки.
– Шпиль Адмиралтейства очень высокий. Хотите узнать, какова его высота? Нам поможет эта карточка с задачкой.
Найди нужное число
Перед тобой волшебные квадраты и треугольники. Если какое-нибудь число попадёт в треугольник, оно сразу уменьшится на единицу, а если поместить его в квадрат, единица, наоборот, прибавится. Проведи по стрелкам число, указанное в кружке, и ты получишь ответы на эти вопросы.
Определи высоту Адмиралтейского шпиля вместе с башней.
-Может быть, кто-нибудь вспомнит стихотворение, которое я вам читала про Адмиралтейство? (рассказывает ребенок)
“Преодолев ветров злодейство
И вьюг крутящуюся мглу,
Над городом Адмиралтейство
Зажгло бессмертную иглу”
Давайте отправимся дальше.
А вот к какому зданию ансамбля Невского проспекта мы подойдем, вы узнаете, разгадав загадку. (Таблица символов и букв). После того, как вы прочитаете отгадку. Вы не будете ее называть, а мы попробуем изобразить это здание. (Дети вместе с воспитателем выстраиваются в форме колоннады Казанского собора, договариваясь без слов.) Так что это? Казанский собор. Это архитектурное и культовое сооружение, а что еще вы можете о нем рассказать. Выложите на лист загадку, картинку с изображением Казанского собора и таблицу символов и букв.
Отправляемся дальше. Но идти совсем недалеко, нужно только перейти на другую сторону Невского проспекта. Какое здание стоит напротив Казанского собора и очень известно в Санкт-Петербурге?
– Дом Книги главный книжный магазин нашего города. Книги можно назвать другим словом – литература.
Как можно, используя это слово, назвать Петербург? – Литературный.
В нашем городе жили и творили в разные времена известные русские поэты и писатели. Давайте их вспомним (выбирают и называют по портретам поэтов и писателей, которые жили в Петербурге.) Может кто-нибудь прочитает небольшие отрывки или стихи из их произведений?
Отправляемся дальше. Петербург – город – порт. В него и сейчас и раньше съезжались торговые люди со всего мира. Как раньше их называли (купцы, гости). Вы догадались, к какому зданию мы подходим.
Да, Это Гостиный двор.
Это один из самых больших магазинов в городе. Туристы любят этот магазин за то, что в нем можно купить много сувениров из русских народных промыслов.
Давайте устроим свой Гостиный двор и устроим свою сувенирную лавку.
(Дети, разделившись на несколько подгрупп, организуют различные лавки: сувениры, посуда, украшения, угощения, оформляют их соответственными эмблемами и рассасывают о том, что у них получилось).
– Отправляемся дальше. Посмотрите, что это за здание. Да, это здание Александрийского театра. Давайте подойдем к нему.
– Предлагаю вам стать актерами, а я буду режиссером. Мы даже можем сыграть маленький этюд. Но сначала надо подготовиться. Актеры должны выразительно двигаться. Играем в “Море волнуется” и показываем персонажи сказок А.С.Пушкина.
В заключении подводится итог: что больше всего понравилось, что было интереснее всего, куда отправимся путешествовать в другой раз.
Литература:
- Виноградова, Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. — М.: Айрис-пресс, 2008. — 208 с. — (Дошкольное воспитание и развитие)
- Серова З.А. Петербургский задачник для малышей. СПб, Изд. Дом. МиМ, 1988
- С.Шокарев История России, Москва, ОЛМА Медиа Групп, 2007
- Л.Шиф, Путешествие по Петербурге с Аликом и Гусариком. СПб, “Невский курьер”, 1995 год.
- Л.К. Ермолаева, И.М. Лебедева “Чудесный город”. Петербургская тетрадь. СПб, 1996 г. + DVD.