Пояснительная записка
Проведенные в различных регионах России социологические исследования (2005г.) показали, что 62% россиян связывают патриотизм с любовью к Родине; 50% к семье и своим близким; 42% к своему городу, селу, дому; 34% к отечественной культуре, 27% к своему народу; 23% считают важнейшей задачей патриотизма возрождение традиций российского государства; 19% – что патриотизм проявляется в любви ко всему человечеству, глобальному и безопасному миру; 7% связывают патриотизм в вероисповеданием; 4% определяют патриотизм в понятиях коллективизма, общинности; 1% негативно относится к феномену патриотизма.
Актуальность проблемы воспитания патриотизма в современном обществе определяется следующими основными причинами:
- Расширением неблагоприятной среды социального пространства, оказывающей негативное воздействие на сознание и чувства российских граждан;
- Ростом нигилизма, усилением бездуховности, падением образовательного и культурного уровня подрастающего поколения;
- Вестернизацией общественного сознания, внедрением чуждых российскому менталитету, главным образом проамериканских ценностей, вытесняющих общественную историю, культуру, традиции.
В этой связи, к основным направлениям деятельности педагога в сфере патриотического воспитания следует отнести:
- Утверждение в ученическом коллективе, в сознании и чувствах воспитанников социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям;
- Создание собственного проекта, программы и технологии, эффективной системы патриотического воспитания в классе, обеспечивающих оптимальные условия развития у учащихся любви к Родине (малой и большой), готовности укреплять основы общества и государства, достойно и честно выполнять долг и обязанности гражданина Отечества.
Направления патриотического воспитания
Духовно-нравственное. Осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности. Повышение культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству; привитие высоконравственных норм поведения, ответственности и коллективизма, важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей.
Военно-патриотическое. Ориентация процесса воспитания на формирование у молодёжи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооружённой защите; гордости за русское оружие, уважение к русской военной истории, военной службе, военной форме одежды, воинским традициям отечественной армии.
Школьный этап
Ежегодный районный план по военно-патриотической работе предусматривает проведение военно-патриотической игры, в данном случае “Гвардия-2010”, составляется Положение, определяются цели и задачи мероприятия, участники и место проведения.
В Положении о проведении военно-спортивной игры “Гвардия-2010”, посвященной Дню защитника Отечества, среди старшеклассников общеобразовательных школ района указаны следующие цели:
“Районная военно-спортивная игра проводится с целью формирования гражданственности и патриотизма среди старшеклассников района, а также с целью повышения уровня физической и моральной подготовки молодёжи допризывного возраста.
Задачами игры являются:
– объединение усилий отдела по делам молодёжи, военного комиссариата, отдела по спорту, здравоохранению и культуре по формированию гражданственности и патриотизма в молодёжной среде;
– поощрение наиболее подготовленных молодых людей района;
– совершенствование форм организации досуга молодёжи района”.
Среди организаторов игры:
– отдел по делам молодёжи администрации района;
– отдел по спорту администрации района;
– МУ “Молодёжный центр “Зеркало” района;
– районная организация ветеранов – пенсионеров войны и труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов”
Преподаватели-организаторы ОБЖ должны подготовить школьную команду в составе 10 человек к участию в районной игре “Гвардия-2010” из числа старшеклассников, предпочтительнее из учащихся 8 – 10 классов, в то время как 11-е классы нацелены на подготовку к выпускным экзаменам.
Каждая школа должна иметь группу поддержки, которая своим творческим выступлением может заработать дополнительные баллы при подведении итогов игры.
Участники военно-патриотической игры должны знать:
– основные цели и задачи игры;
– особенности прохождения каждого этапа;
уметь:
– показать порядок прохождения каждого этапа;
– сочетать индивидуальные действия каждого участника с командными решениями, нацеленными на общую победу;
использовать приобретенные в течение нескольких лет знания и умения в практической деятельности:
– для подготовки себя к профессиональной деятельности, в том числе и к военной службе.
Комплексный подход в период подготовки к военно-патриотической игре:
Сроки выполнения | Мероприятия | Дополнительные и тренировочные занятия, межпредметные связи | Самостоятельная подготовка |
Сентябрь-январь | Знакомство с городским и районным планом | ||
Составление школьного плана по подготовке к военно-патриотической игре | На уроках физкультуры 8-10 классов по 10-12 мин уделяют строевой подготовке (построение, перестроение, рапорт командира, отдание строевых команд, марширование в колонну по два или по три) | – Просмотр учебных и художественных
фильмов военно-патриотического содержания; – Формирование команд общим числом 20-30 учащихся, из которых к месячнику оборонно-массовой работы, посвященной Дню Защитника Отечества будет окончательно сформирована школьная команда в количестве 10 человек. |
|
Реализация школьного компонента
районной игры: – приказ по школе, – назначение ответственного за подготовку школьной команды, – определить время тренировки команды, – отбор кандидатов (в состав команды войдут опытные участники и новички из 8-х классов, последние составят костяк команды через год-два) |
– На уроках ОБЖ изучают материальную
часть оружия; – на занятиях по подготовке к военно-патриотической игре используют оборудование, необходимое для прохождения этапов: баскетбольные мячи, малые резиновые мячи, обручи, конусы пластиковые, костюм ОЗК, автоматы АК 74, противогазы ГП5 |
||
На уроках истории в 8 – 10 классах в соответствии с учебной программой учителя-предметники включают материалы военно-патриотического содержания | – Общение с участниками прошлогодних соревнований “Гвардия-2009” | ||
Школьная информационно-развлекательная газета “Прочитайка” размещает материалы, формирующие гражданственность и патриотизм в молодёжной среде (печатаются интервью с учащимися школы, с учителями и ветеранами военных действий) | – капитан команды и девушка, умеющая
хорошо танцевать вальс репетируют не менее 3-4 раз
в неделю; – группа поддержки готовится по отдельной программе под руководством инструктора по спортивным танцам; – учебный взвод регулярно репетирует репетирует строевую песню. |
||
Отбор в команду участников из числа
кандидатов. Из 30 учащихся необходимо отобрать 10 человек |
|||
Февраль | Школьный этап завершится соревнованием между двумя командами по 10 человек, из числа которых будет сформирован основной состав, представляющий школу на районном этапе “гвардия-2010” | Общие тренировки по программе игры: – Военно-прикладной раздел; – спортивный раздел; – творческий раздел. |
репетирует строевую песню |
Во всех классах школы проводятся тематические уроки (классные часы), встречи с ветеранами Великой отечественной войны, силовых структур, участников локальных военных конфликтов |
ПРОГРАММА ИГРЫ
Военно-прикладной раздел:
– оформление команды (единая форма, название и девиз команды, оформление боевого листка);
– комплексная военная эстафета (по отдельному Положению);
– прохождение строем.
Оформление команды:
– директор школы, заместитель директора по АХЧ обеспечивают команды формой, снаряжением, определяют место проведения соревнований;
– руководитель Проекта совместно с активом старших классов, заместителем директора по воспитательной работе определяет и утверждает название и девиз команды;
– формируется стартовый состав команды в количестве 20-30 учащихся и более из 8-х – 10-х классов, утверждается актив, способный в экстремальных условиях выполнить поставленные перед ним задачи;
– актив сборной команды оформляет боевой листок (тема “65-я годовщина Великой Победы”).
Положение комплексной военной эстафеты:
– общее построение, сдача рапорта командующему парадом;
– приветствие участников, подъем государственного флага России;
– построение команд на стартовой линии.
Собственно военная эстафета:
1 этап:
– по одному участнику от каждой команды; по команде “газы!” правильно надеть противогаз, добежать до стола, обежать его, на ходу снять противогаз, правильно уложить в сумку и передать товарищу;
2 этап:
– 2-й участник, правильно перекинув сумку противогаза через плечо, бежит к столу (на нём лежит учебный макет автомата АК 74, на полу рядом со столом свернутый комплект ОЗК), обегает его, отжимается 10 раз из положения лёжа, закончив отжимание, встаёт и бежит к линии старта, там снимает сумку противогаза и передаёт её третьему участнику соревнований;
3 этап:
– 3-й участник, правильно надев через плечо сумку противогаза, бежит к столу, производит неполную разборку автомата АК 74, при этом аккуратно складывает части автомата на крышке стола, завершив разборку, бежит к месту старта и там передаёт сумку противогаза 4-у участнику;
4 этап:
– 4-й участник, правильно надев через плечо сумку противогаза, бежит к столу и быстро производит сборку автомата. Закончив сборку, бежит к линии старта и передаёт сумку противогаза 5-у участнику, который правильно одевает противогаз через плечо;
5 этап:
– 5-го участника несут на руках два товарища, которые группой подбегают к столу, разворачивают комплект ОЗК, в правильной последовательности одевают на 5-го участника, надевают на его голову противогаз, сверх ОЗК через ремень надевают автомат АК 74, снова подхватывают “раненого” на руки и бегом возвращаются к линии старта.
Побеждает та команда, которая быстрее других правильно пройдёт все этапы военной эстафеты.
Все данные заносятся в протоколы каждой команды.
Прохождение строем:
Все команды строятся на одной линии. Ставится задача: пройти строевым шагом с песней (один куплет) в парадной коробке в колонну по три.
После команды командующего парадом: “К торжественному маршу команд, первый взвод прямо, остальные направо, шагом марш” каждая команда с интервалом до 30 секунд в парадном строю, с песней проходит по периметру спортивного зала. Судьи оценивают уровень выступления, баллы заносят в общий протокол. Оцениваются: подача команды командиром парадной коробки каждого взвода, внешний вид, наличие единой военизированной формы и обуви, наличие головного убора (фуражка, военный берет), строевой шаг, чёткость и правильность выполнения команд, слаженность в исполнении строевой песни.
Спортивный раздел:
– после выполнения военно-прикладного раздела даётся 7 минут для того, чтобы команды успели вернуться в раздевалки, переодеться в спортивную форму и построиться на линии общего старта.
1 этап:
– Перетягивание каната. Соревнования проводятся по олимпийской системе с выбыванием. Участвуют все 10 человек команды. Судьи выставляют общекомандную оценку до 5 баллов (победители + 5 баллов, проигравшие – 5 баллов). На площадке должны присутствовать только команды и по одному представителю от классов.
– Поднимание гири весом 16 кг (упражнение – толчок), по 1 спортсмену от каждой команды, для динамики действия необходимо выставлять сразу 2 – 4 гири на небольших помостах, зрители не имеют право приближаться ближе 3-х метров к месту проведения этапа. Победитель оценивается по максимальному количеству толчков за 1 минуту выполнения упражнения, далее по результатам для копилки общекомандного зачёта.
Комплексная спортивная эстафета:
1 этап:
– команды строятся на линии старта. 1-й участник от каждой команды бежит 5 метров до обруча, внутри которого лежат три баскетбольных мяча, любым способом он берёт их в охапку и бежит до стола, обегает его, добегает до обруча и должен так сложить три мяча, чтобы они остались внутри обруча (понятно, если один или более мячей выпадут из обруча, надо их вернуть внутрь его), затем он бежит до места старта и ладонью передаёт старт товарищу. Судьи оценивают общее время с учётом исправления ошибок (например, команда может быстрее всех пробежать этап, но не учесть, что один из команды так и не собрал все три мяча внутри обруча).
2 этап:
– 1-й участник после стартового возгласа (свистка, выстрела из стартового пистолета) бежит до корзины с 10-ю теннисными (резиновыми) мячами, выхватывает один и бросает его в цель (другая корзина, доску с отверстием), цель находится в 5 метрах от первой корзины. Судьи оценивают результат (10 мячей = 10 баллам), промахи – минус по одному баллу каждый.
3 этап:
– 1-й участник бежит до противоположной стенки, там находится шведская стенка, взбирается на неё, касается рукой самой верхней планки, быстро спускается (разрешается спрыгивать со второй снизу ступеньки во избежание травм), возвращается к команде, хлопком ладони передаёт эстафету следующему участнику соревнований;
– 2-й участник бежит до противоположной стены, касается её, также бегом возвращается к линии старта спиной вперёд (во избежание травм и падений надо бежать на носках), передаёт эстафету третьему участнику эстафеты;
– 3-й участник многоскоком преодолевает расстояние до противоположной стены, касается её рукой и возвращается быстрым гладким бегом к команде, где на линии старта передаёт эстафету;
– “цепочка” – вся команда берется за руки и бежит в линию к противоположной стене, первый крайний спортсмен касается стены пальцами ладони вытянутой вперёд руки, в это же мгновение последний из команды начинает тащить остальных к линии старта и также вытягивает руку вперёд. Судьи определяют безошибочность исполнения и общее время выполнения всех этапов каждой команды.
Творческий раздел:
– все команды имеют 5-7 минут для переодевания в военизированную форму, рассаживаются вдоль стен спортивного зала и ждут начала выступлений.
1 этап:
– исполнение вальса среди капитанов команд (все пары выстраиваются напротив жюри, обоим участникам разрешается выступление в вечерних нарядах); судьи субъективно оценивают результаты (техника танца, костюмы участников) по 5-бальной системе;
2 этап:
– выступление группы поддержки школы (для удобства жюри может использовать паузы перед спортивным и творческим разделами). Судьи субъективно оценивают костюмы участников, технику исполнения танца по 10-бальной системе.
Определение победителей и награждение
Победителем школьного этапа игры становится команда, набравшая максимальное количество баллов в комплексном зачёте. Руководитель игры совместно с жюри из числа учителей школы определяют окончательный состав команды школы в количестве 10 человек из числа всех участников школьного этапа. Заместитель директора по воспитательной работе награждает победителей и всех участников памятными призами и грамотами за подписью директора школы.
Примечание: школьный этап военно-патриотической игры предусматривает выступление двух и более команд, исходя из общего числа классов (8 – 10-е классы), пожелавших стать участниками школьного этапа.
Результаты военно-патриотической игры “Гвардия-2010”
Ожидаемые результаты | Показатели эффективности | Источники получения данных |
– подготовить команду школы, способной занять призовое место на районном этапе (далее выход на городской уровень) | – выполнение заданий за меньшее время; – минимизация ошибок при прохождении этапов и эстафет; – коллективная работа и командный настрой на победу |
– протоколы соревнований; – официальные результаты соревнований; – медицинские показатели на каждого участника |