«В игре детей есть часто смысл глубокий…
…Все то, что чувствует наша душа в виде смутных неясных ощущений,
театр преподносит нам в громких словах и ярких образах, сила которых
поражает нас».
Шиллер Иоганн(1759-1805)
Мудрость мыслей немецкого поэта, драматурга и философа-эстета красноречиво подтверждает актуальность проблемы художественно-эстетического направления развития ребенка дошкольного возраста, в основе которого лежит интеграция нескольких образовательных областей – коммуникация (речь), чтение художественной литературы, художественное творчество (театр) и музыка.
В соответствии с федеральными государственными требованиями все образовательные области реализуются через различные виды деятельности: игровую, коммуникативную, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную, чтение. Таким образом, содержание и организация познавательного процесса для детей, определенное в основной общеобразовательной программе учреждения, направлено на формирование общей культуры, развитие интеллектуальных и личностных качеств, обеспечивающих социальную успешность, адаптацию воспитанников, их всестороннее развитие.
Основная цель настоящей статьи – поделиться опытом реализации вариативной части основной общеобразовательной программы, дошкольного учреждения № 134 города Краснодара в направлении развития художественного творчества через организацию студийно-кружковой работы по театрализованной деятельности.
В развитии творческого потенциала детей, особая роль принадлежит театрализованным играм, в процессе которых дети осваивают знания; мобилизуют свои умственные способности, повышают жизненный тонус, вступают в общение со сверстниками. Участвуя в них, дети становятся участниками событий из жизни людей, животных, растений. В театрализованной деятельности проявляются и развиваются творческое воображение, способность к замыслу, ритм и красота движений. Театрализованная игра часто побуждает детей к самостоятельному изготовлению атрибутов, декораций.
Воспитательное значение творческих театрализованных игр состоит в формировании положительного отношения детей друг к другу, развитии симпатии, дружбы, взаимопонимания, усвоении нравственных уроков поведения. Театральные игры развивают эмоции, познавательную активность, решают образовательные задачи: расширение знаний об окружающем мире, развитие основных психических процессов, речи, словарного запаса, звукопроизношения.
Творческая театрализованная игра является подготовительным этапом для игр-представлений. Через неё мы учим детей имитационным движениям, развиваем мимику, пантомимику не только при помощи стандартных упражнений, но и создаем условия, побуждая ребенка вживаться непосредственно в сюжет сказки, рассказа.
Сюжетный замысел и ролевые действия в театрализованных играх предполагают участие взрослых: воспитателя, педагога дополнительного образования, родителей. Особая роль, при этом отводится родителям, они не только помощники в создании костюмов и декораций, но и непосредственные участники театральных занятий, спектаклей. Особенно это важно для неуверенных в себе детей. Не каждый ребенок может сразу выйти на сцену, а вот участие в небольшом эпизоде вместе с мамой (для которой тоже найдется реплика) – это под силу даже самому застенчивому ребенку.
Работа по подготовке детей к постановке театрализованных представлений начинается с четырех лет, когда дети выступают в роли зрителей и активных участников, пока только по другую сторону сцены. На начальном этапе подготовки к театрализованной деятельности малыши, выступая в роли зрителя, слышат грамотную и правильную речь педагога, возможно старшего ребенка, которая служит образцом для подражания. Дети наблюдают, как участники спектакля говорят и имитируют ролевые движения, действия и поступки героев, уточняют знания о предметах, явлениях, их назначении, дают сравнительную характеристику героев, выявляют отличительные признаки предметов, которые «оживают» в театрализованных играх, учатся различать их цвет, форму, величину.
Основное содержание первого подготовительно этапа в начале учебного года предполагает систему методических приемов работы с детьми-зрителями (дети 4-5 лет).
Главное, по нашему мнению, организация активного восприятия – «заразить» ребенка, вызвать у него активный эмоциональный отклик, сочувствие, радость, желание помочь, и порадоваться за успехи старших товарищей. Поэтому в первую очередь необходимо создать следующие условия:
- подбор произведений, доступных пониманию детей четырех лет;
- выбор формы театрального представления;
- оформление декораций, подготовка костюмов, реквизитов театрализованного представления, организуемого воспитателем, педагогом дополнительного образования, старшими детьми, родителями;
- яркая, эмоционально окрашенная, грамотная выразительная речь всех участников (персонажей) спектакля;
- мимика, пантомимика, кинесика героев спектакля;
- участие зрителей (потопать, похлопать, помахать рукой, подсказать, куда ушел герой).
Особенно интересны и актуальны после просмотренного спектакля разговоры, диалоги, беседы с детьми-зрителями, их оценка отношения к героям. И как результат таких разговоров мы рассматриваем продуктивную деятельность детей.
Вторым этапом является возрастающая творческая активность детей. В середине учебного года их перестаёт устраивать роль только зрителя, появляется потребность стать участником. Детям становится интересно, когда они не только говорят, но и действуют как сказочные герои. Они пытаются имитировать ролевые движения, наблюдают друг за другом, стараются все лучше и лучше играть роль, меняют интонацию слов своих героев (радостно, удивленно, грустно, тихо, медленно, быстро). Так у детей развиваются мелодико-интонационная выразительность речи.
Побуждение творческой активности зрителей – будущих участников театрализованной деятельности – процесс обучения детей актерскому мастерству через систему специальных упражнений:
1. Игры – упражнения на развитие речевого дыхания.
Цель: дифференциация носового и ротового дыхания, необходимого для плавной сценической речи.
Игра на развитие речевого дыхания «Мыльные пузыри»
Дети делятся на две команды. Одна команда становится напротив другой. Первая команда , делает глубокий вдох через нос, а затем с помощью воображаемых соломинок на ровном выдохе выдувает «мыльные пузыри». Дети должны стараться, чтобы пузыри не лопались сразу, а становились как можно больше и, отрываясь от соломинки, улетали. Дети второй команды следят за их действиями и одновременно, хором или по ролям, читают стихотворение Э. Фарджен «Мыльные пузыри»
Осторожно – пузыри! Ой, какие! Ой, смотри!Команды меняются местами. Теперь вторая команда изображает надувание «мыльных пузырей», а первая хором произносит стихотворение. Педагог помогает детям первой и второй команды.
Раздуваются! Блестят! Отрываются! Летят!
Мой – со сливу! Мой – с орех! Мой – не лопнул Дольше всех!
2. Развитие пластической выразительности при создании образа.
Цель: Развивать: выразительность жестов, мимики, пантомимики; воображение; фантазию.
Упражнение «Перейди ручеек»
Предложить детям пройти по камешкам через ручей от лица любого персонажа (сказки, рассказа, мультфильма) по их выбору.
3. Творческие игры.
Цель: создание благоприятного эмоционального микроклимата в группе, учить детей «снимать» зажатость и скованность; согласовывать свои действия с другими детьми.
Творческая игра «Веселые ребята»
Дети двигаются свободно под веселую музыку.
Задание: при прекращении музыки постройтесь в цепочку, по диагонали, в круг.
Дети парами стоят спиной друг к другу.
Задание: покажите чей – либо образ глазами.
Дети ходят вокруг обруча.
Задание: на аккорд надо запрыгнуть в круг.
Дети сидят в кругу.
Задание: На счет от одного до десяти все начинают пересаживаться по цвету волос, договорившись заранее: здесь светлые, здесь темные.
4. Упражнения на развитие воображение
Цель: развивать память, мышление, внимание, фантазию детей.
Упражнение «Зрители и критики»
Разыгрывается любая сценка или инсценировка песни. Дети делятся на благодарных зрителей и критиков. Высказывают свое мнение.
5. Речевые игры
Цель: развивать правильную артикуляцию, дикцию, выразительность голоса, расширять диапазон и силу голоса детей.
Речевая игра «Фразы» Произнести фразы так, чтобы каждый раз, благодаря изменению ударного слова, менялась по смыслу и вся фраза.
«Оторвали мишке лапу», «Побежал еж по комнате», «Это моя комната».
Перед началом любой творческой театрализованной игры необходимо обратить внимание детей на музыкальное сопровождение. Музыку нужно внимательно слушать, и она подскажет, как необходимо двигаться, когда остановиться. Так музыка становится «руководителем» - дети постепенно научатся слушать и слышать музыкальное произведение, чувствовать его настроение. Используется музыка, которая подчеркивает характер героев и помогает детям имитировать движения персонажей, при этом совершенствуется координация, вырабатывается чувство ритма. А движения в свою очередь повышают активность речедвигательного анализатора, «балансируют» процессы возбуждения и торможения. Приветствуется сопровождение движений репликами, стихами, пением.
Большое значение придается оформлению театрализованных игр, обсуждению вместе с детьми атрибутов игры, костюмов. К оформлению игр необходимо привлекать родителей. Этот творческий процесс доставляет радость всем: и детям, и родителям, и педагогам.
Благодаря подобным упражнениям дети 4-5 лет к середине учебного года могут участвовать в спектаклях, где заняты старшие дошкольники. Однако необходимо грамотно составить сценарий, в котором будут четко определены роли с учетом возрастных особенностей детей. Таким образом, реализация вариативной части основной общеобразовательной программы в форме студийно-кружковой работы с детьми 4-7 лет позволяет нам обеспечить развитие художественного творчества детей, навыками театрализованной деятельности.