Первая встреча с Пушкиным

Разделы: Работа с дошкольниками

Классы: д/с, 1, 2, 3, 4


Смотрю на пушкинский портрет,

Мой взгляд скользит сквозь толщу лет…
Н.Ф.Поляк

Утро в нашем детском саду начинается с мини-урока “Встречи с Прекрасным”. Это пять-десять минут общения с поэзией, живописью или музыкой: несколько слов об авторе (обязательно с показом портрета), прослушивание или просмотр двух-трех его творений, минута тишины. Без обсуждения, без вопросов, без анализа: детям – от трех до шести и для серьезной работы над произведением у них совсем маленький запас жизненных впечатлений и знаний. А вот для воздействия на душу и разум – время самое благоприятное. Каждый ребенок с раннего возраста сердцем прекрасно отличает правду, добро, искренность чувств, гармонию.

Особенно радостной и волнительной стала встреча с Александром Сергеевичем Пушкиным. Мини-уроки быстро превратились в полноценные занятия, а вскоре вылились в грандиозный (для детей-дошкольников) проект. После первого знакомства с творчеством поэта я попросила ребят принести из дома томик со стихами Пушкина. Детям очень понравилось загадочное для них слово “томик”. На следующий день только и слышалось: “Мой томик”, “А в моем томике…”, “И у меня такой же томик”… Каждый день мы читали что-нибудь из Ваниного “томика Пушкина”, или из Пашиного “томика Пушкина”, или из Антошиного. Невероятное чувство гордости было у наших ребят, как будто эти стихотворения – их личное творение.

Мы прочитали о детстве и первоначальном образовании Пушкина, изучили его родословную, главные вехи жизни и творчества поэта. Дети сами выбрали и выучили наизусть понравившиеся им стихотворения: “К А.П.Керн” ( “Я помню чудное мгновенье…” ), “Зимний вечер” (отрывок), “Зимнее утро” (отрывок), “И.И.Пущину”, “Я вас любил: любовь еще, быть может…”, “Если жизнь тебя обманет…”, “19 октября 1827” (“Бог помочь вам, друзья мои…”), “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” (отрывок).

Особый интерес у ребят вызвало время обучения Пушкина в Лицее. Надо сказать, что в нашем коллективе из 15 детей -10 мальчиков. Настоящее мужское содружество. Мы прочитали книгу “В садах Лицея” Л.Рубинштейна, я рассказала о посещении Царского Села, о своих впечатлениях, показала фотографии музея-заповедника – и наши мальчишки заразились. Ваня предложил: “Давайте, я буду Пушкиным, а Антон – Пущиным. Я сижу… грущу… Вдруг – звон колокольчика. Это – мой друг Пущин! Мы обнимаемся, радостные, разговариваем”. Идея всем очень понравилась, и мальчики стали воспроизводить сцены из лицейской жизни. Обязательно включали в игру различные предметы – колокольчик, стол, свечи, из подручных материалов мастерили чернильницу, составляли из книг библиотеку. Так родилась игра под названием “Пушкин и его друзья”, некоторые сцены из которой позже вошли в заключительный спектакль.

Из творческих работ, выполненных детьми в ходе проекта, был составлен целый альбом. В нем рисунки к стихотворениям Пушкина, записи отдельных поэтических строк, родословная (имена ближайших родственников поэта), рисунок “Мой первый друг, мой друг бесценный!” (каждый нарисовал своего лучшего друга), картинки в стиле журнала “Лицейский Мудрец” (журнал помещал стихи и прозу, откликался на все лицейские события, а наши дети запечатлевали в рисунках интересные моменты повседневной детсадовской жизни).

Дети с большим интересом рассматривали изображения Пушкина и даже попытались срисовать его автопортрет. Тот, что был вклеен в альбом княжны Екатерины Николаевны Ушаковой. Портреты Александра Сергеевича, выполненные детской рукой, получились очень трогательными. Предложила детям попробовать написать стихи – про розу (такое задание дал лицеистам профессор словесности Кошанский). Конечно, ничего особенного не получилось. Но одна красивая строка все-таки родилась – у нашего Вани: “Я забыл, как пахнут розы…”.

И наконец, мы решили отправиться в гости к Пушкину на Пречистенку, в Государственный музей. Но не тут-то было. Экскурсии организуются только для школьников, начиная с пятого класса. А у нас шестилетние дети! Мы очень просили нас пустить, но служители музея были неумолимы: “Экскурсоводу трудно удержать внимание одиннадцатилетних, а вы – детский сад! Нет!” Пришлось пойти на хитрость – заказывать экскурсию семейную: папы, мамы, дети и педагоги. И это было здорово! Дети открыли мир Пушкина своим родителям. Никто из взрослых до этого в музее не был и не знал столько интересного из жизни и творчества первого поэта России. Сами дети были в восторге! Они радовались каждому знакомому по литературе экспонату – миниатюрному портрету Пушкина-ребенка, карете-игрушке, рукописям, чернильному прибору, перу, принадлежащему Александру Сергеевичу. Наши дети сами рассказывали о многих бесценных реликвиях и читали стихи. Экскурсовод музея заметила, что таких юных почитателей и знатоков творчества Пушкина у нее еще не было.

Завершился проект поэтическим вечером и игрой “Что? Где? Когда?” по теме “Жизнь и творчество А.С.Пушкина” между командами наших пап и мам. Судили игру бабушки и дедушки, а за помощью родители обращались, конечно же, к детям. Дети так хорошо отвечали даже на самые трудные вопросы, что одна мама сказала: “Мы, взрослые, тоже хотим ходить в ваш детский сад”.

Три месяца жизнь детей была наполнена встречами с Пушкиным. Каждое утро звучал один и тот же вопрос: “Сегодня будет Пушкин? – Обязательно! – Ура!”. И когда все подошло к концу, дети загрустили. Вдруг наш Ваня сказал: “А давайте все равно играть и играть в “Пушкина и его друзей”! Не будем убирать декорации, костюмы. Позанимаемся, а на переменке – к Пушкину”. Так и поступили. Пусть первая встреча с великим поэтом России Александром Сергеевичем Пушкиным навсегда сохранится в сердце каждого ребенка как одно из самых радостных и волнующих воспоминаний детства.

Сценарий поэтического вечера

Оформление зала. Портреты Пушкина, сделанные детьми. Репродукции по теме. С потолка по всему залу свисают на тонких ниточках “рукописи” (лист бумаги искусственно состаривают – пропитывают раствором чая, просушивают, на него распечатывают взятые из интернета рисунки с рукописями Пушкина, сверху и снизу лист немножко скручивают)

Декорации. Занавес. Круглый стол, канделябры, окно с гардинами, картины светской жизни XIX века на стене. На письменном столе горящая свеча, письма, чернильный прибор, шкатулка, книги.

Костюмы. Девочки – длинные бальные платья, диадемы, веера. Мальчики – брюки, жилеты, шейные платки, цилиндры, бакенбарды.

СЦЕНА ПЕРВАЯ “ПУШКИН И ПУЩИН”

Занавес открывается под тихое исполнение романса “Зимний вечер” (1 строфа, далее музыка фоном). Девочки с веерами, мальчики за столом раскладывают пасьянс.

Мальчик, исполняющий роль Александра Сергеевича Пушкина, сидит за письменным столом, что-то пишет пером.

Пушкин

Ай да Пушкин! Ай да молодец! (поет строку из романса “К нам в окошко застучит…”) – Вздыхает. – Никто не стучит в мое окошко.

Звуки колокольчика. Входит Пущин.

Пущин

Пушкин, Француз, ты дома?

Пушкин

Жанно! Пущин! Ты ли это, мон ами?!

Пущин

Уи, бьен сюр (да, конечно). Здравствуй, Пушкин!

Пушкин

Как же я рад! Бье эз! Как рад! (Обнимаются)

Пушкин

Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.

Пущин

Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье

Вместе

Лучом лицейских ясных дней!

Проходят к столу

Пущин

Друг мой! А как твоя поэзия? Написал ли что-нибудь новое?

Пушкин

Да! Я не расстаюсь с музами! Вот послушай!

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

Пушкин замирает в торжественной позе. Небольшая пауза. Далее стихотворение читают по очереди все дети. Последнюю строфу читают хором.

img1.JPG (14839 bytes)

img2.JPG (18476 bytes)

Музыкальное сопровождение. Пушкин и Пущин уходят. Занавес закрывается.

СЦЕНА ВТОРАЯ “УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В ЛИЦЕЕ”

Под музыку из фильма “Тот самый Мюнхгаузен” стайкой влетают лицеисты с мячом, играют, что-то кричат друг другу, смеются.

Входит профессор с пенсне.

Дельвиг. Тише, тише, господа. Профессор! Бон жур, месье.

Лицеисты выстраиваются в линейку.

Кошанский. Здравствуйте. Итак, господа, давайте знакомиться.

– Же мапель Пущин, Иван

– Же мапель Пушкин, Александр

– Барон Дельвиг, Антонович, Антон. Поэт.

– Же мапель Горчаков, князь. К Вашим услугам.

– Же мапель Данзас, Константин, прозываюсь Медведь. (Все хихикают)

– Же мапель Кюхля …

Раздается дружный смех. Профессор удивляется, подносит к глазам лорнет.

– Эскюзе муа, месье. Простите великодушно. Же мапель Кюхельбекер, Вильгельм.

Пущин. Каман вуз апле ву? ( Как вас зовут?)

Кошанский. Кошанский, профессор словесных наук.

Все лицеисты.

Аншанте! (Очень приятно!)

Кошанский. А теперь, господа, будем пробовать перья! Опишите мне, пожалуйста, розу стихами.

Гул голосов: “О! Здорово! Бье! Интересно! Ново! Модерн!”

Лицеисты берут перья и бумагу, пишут. Профессор прохаживается между ними, поднося к глазам лорнет. Задерживается возле Дельвига.

Кошанский.

“Цветок прекрасен, коим днесь украшен”… Прекрасен – украшен…Тяжеловато, друг мой! А впрочем, продолжайте… Пущин, что же вы?

Пущин

У меня ничего, господин профессор.

Кошанский

Напрасно, друг мой! Уменье излагать свои мысли начинается именно с сочинений. Пушкин, что у вас?

Пушкин (рассеянно):

Пока ничего.

Пущин (шепотом)

Француз, неужто и у тебя не выходит?

Пушкин не отвечает.

Пушкин

Вот, господин профессор.

Кошанский

О! Читайте, прошу вас!

Пушкин

Где наша роза?
Друзья мои!
Увяла роза,
Дитя зари!...

Кошанский задумался. Поднес лорнет к глазам,

посмотрел на Пушкина и опустил лорнет.

Кошанский

Прелестно, мой друг. Не по вашему возрасту прелестно. Впрочем, к разбору сочинения вашего мы вернемся на следующей лекции.

Звонок.

Все

Оревуа, месье!

Профессор уходит, лицеисты окружают Пушкина, обнимают, поздравляют.

СЦЕНА ТРЕТЬЯ “Я ПОМНЮ ЧУДНОЕ МГНОВЕНЬЕ”

Дельвиг. Господа, а ведь наш Француз влюблен.

Пушкин. Да ладно тебе, Тося!

Пущин. Пушкин, это правда?

Пушкин

Так и мне узнать случилось,
Что за птица Купидон;
Сердце страстное пленилось;
Признаюсь — и я влюблен!

Исполнение мальчиками романса “Я помню чудное мгновенье…”.

На этом фоне девочки выходят по одной, делают реверанс, становятся в стороне.

СЦЕНА ЧЕТВЕРТАЯ “СВЕТСКОЕ МЕРОПРИЯТИЕ”

Господа приглашают дам на танец.

– Позвольте, сударыня, пригласить вас на полонез.

– Не откажите мне в удовольствии танцевать с вами полонез, мадмуазель.

И т.д.

Дети танцуют полонез.

Уход за кулисы.

СЦЕНА ПЯТАЯ “СВЕТСКАЯ БЕСЕДА”

Спектакль по мотивам сказок А.С.Пушкина

Участники спектакля входят под “Менуэт” Л.Боккерини, занимают свои места.

img3.JPG (17303 bytes)

– Господа! А знакома ли вам сказка одна?

– О да! И не одна!

– Но вы не знаете, о чем же речь!

– Поведайте. И дело с плеч!

– “Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару…”

– Да, да!

Пушкин

“Бедный поп
Подставил лоб.
С первого щелка
Прыгнул поп до потолка…”
– “Со второго щелка
Лишился поп языка…”
– “А с третьего щелка
Вышибло ум у старика…”
– “А Балда приговаривал с укоризной:
“Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной”.

– “Знайте, вот что не безделка:
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поет
И орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд;
Вот что чудом-то зовут”.

Пушкин

“Я там был; мед, пиво пил-
И усы лишь обмочил”.

Вместе

– “Не печалься, ступай себе с богом!”

Пушкин уходит, останавливается около царевны, указывает на нее.

Пушкин

“Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась – и расцвела!”

– Да?!

Пушкин (на коленях перед царевной)

“…О дружба, нежный утешитель
Болезненной души моей!
Ты умолила непогоду;
Ты сердцу возвратила мир;
Ты сохранила мне свободу,
Кипящей младости кумир!..”

Царевна

– Ах!

Пушкин

“А царица вдруг пропала
Будто вовсе не бывало…”
– “…Сказка ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам урок”.

-Да-а-а…

Ну что же, господа, пройдемте в залу!

– Да, да! О! Да!

– А знаете… “Мой дядя самых честных правил…”

Разговаривая, уходят за кулисы

СЦЕНА ПЯТАЯ “ДУЭЛЬ”

Инсценировка дуэли под музыку из балета “Ромео и Джульетта” С.С.Прокофьева.

Из-за занавеса появляются по очереди два секунданта с пистолетами, два дуэлянта, становятся друг против друга, дуэлянты берут пистолеты, идут навстречу друг другу; соприкасаясь плечами, поворачиваются и возвращаются на места, наводят пистолеты – у одного дуэлянта падает с головы цилиндр, дуэль заканчивается дружественным рукопожатием.

СЦЕНА ШЕСТАЯ

Все участники спектакля по парам выходят на сцену, выстраиваются в линию, мальчики – на одно колено. Исполняют романс “Я вас любил…”

Пушкин и его товарищи по строчке:

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.

Пушкин

Я памятник себе воздвиг нерукотворный…

Поклон. Аплодисменты.

img5.JPG (15685 bytes)

Литература, которую мы изучили в ходе   проекта “Александр Сергеевич Пушкин”

Пушкин А.С. Звезда пленительного счастья. Стихотворения. Поэмы. – Военное издательство – 1989

Пушкин А.С. Сказки. Руслан и Людмила. – “У-Фактория” – Екатеринбург – 2003

Пушкин А.С. Стихотворения. Поэмы. Евгений Онегин. Драматические произведения. Проза. – Эксмо – Москва -2009

Пушкин А.С. Я помню чудное мгновенье. – Эксмо – Москва -2009

Большая литературная энциклопедия для школьников и студентов. – ОЛМА ПРЕСС –Москва – 2005

Иллюстрированная энциклопедия для школьников. – Омега – Тверь – 2004

Воскобойников В. Жизнь замечательных детей. – ОНИКС – Москва – 2008

Мельник О. Первые шаги в литературном музее. – “Качество жизни” – 2008

Рубинштейн Л. В садах лицея. – “Детская литература” – Москва -1969

Самые знаменитые люди мира. Детская энциклопедия. – АСТ Астрель – Москва – 2008

Светлое имя Пушкин. – Проза, стихи, пьесы о поэте. – “Правда” – Москва – 1988

Соловейчик С. Пушкинские проповеди. – “Первое сентября” – Москва – 2009

Соловьев В. История России для детей и взрослых. – Белый город – 2007