Смотрю на пушкинский портрет,
Мой взгляд скользит сквозь толщу лет…
Н.Ф.Поляк
Утро в нашем детском саду начинается с мини-урока “Встречи с Прекрасным”. Это пять-десять минут общения с поэзией, живописью или музыкой: несколько слов об авторе (обязательно с показом портрета), прослушивание или просмотр двух-трех его творений, минута тишины. Без обсуждения, без вопросов, без анализа: детям – от трех до шести и для серьезной работы над произведением у них совсем маленький запас жизненных впечатлений и знаний. А вот для воздействия на душу и разум – время самое благоприятное. Каждый ребенок с раннего возраста сердцем прекрасно отличает правду, добро, искренность чувств, гармонию.
Особенно радостной и волнительной стала встреча с Александром Сергеевичем Пушкиным. Мини-уроки быстро превратились в полноценные занятия, а вскоре вылились в грандиозный (для детей-дошкольников) проект. После первого знакомства с творчеством поэта я попросила ребят принести из дома томик со стихами Пушкина. Детям очень понравилось загадочное для них слово “томик”. На следующий день только и слышалось: “Мой томик”, “А в моем томике…”, “И у меня такой же томик”… Каждый день мы читали что-нибудь из Ваниного “томика Пушкина”, или из Пашиного “томика Пушкина”, или из Антошиного. Невероятное чувство гордости было у наших ребят, как будто эти стихотворения – их личное творение.
Мы прочитали о детстве и первоначальном образовании Пушкина, изучили его родословную, главные вехи жизни и творчества поэта. Дети сами выбрали и выучили наизусть понравившиеся им стихотворения: “К А.П.Керн” ( “Я помню чудное мгновенье…” ), “Зимний вечер” (отрывок), “Зимнее утро” (отрывок), “И.И.Пущину”, “Я вас любил: любовь еще, быть может…”, “Если жизнь тебя обманет…”, “19 октября 1827” (“Бог помочь вам, друзья мои…”), “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” (отрывок).
Особый интерес у ребят вызвало время обучения Пушкина в Лицее. Надо сказать, что в нашем коллективе из 15 детей -10 мальчиков. Настоящее мужское содружество. Мы прочитали книгу “В садах Лицея” Л.Рубинштейна, я рассказала о посещении Царского Села, о своих впечатлениях, показала фотографии музея-заповедника – и наши мальчишки заразились. Ваня предложил: “Давайте, я буду Пушкиным, а Антон – Пущиным. Я сижу… грущу… Вдруг – звон колокольчика. Это – мой друг Пущин! Мы обнимаемся, радостные, разговариваем”. Идея всем очень понравилась, и мальчики стали воспроизводить сцены из лицейской жизни. Обязательно включали в игру различные предметы – колокольчик, стол, свечи, из подручных материалов мастерили чернильницу, составляли из книг библиотеку. Так родилась игра под названием “Пушкин и его друзья”, некоторые сцены из которой позже вошли в заключительный спектакль.
Из творческих работ, выполненных детьми в ходе проекта, был составлен целый альбом. В нем рисунки к стихотворениям Пушкина, записи отдельных поэтических строк, родословная (имена ближайших родственников поэта), рисунок “Мой первый друг, мой друг бесценный!” (каждый нарисовал своего лучшего друга), картинки в стиле журнала “Лицейский Мудрец” (журнал помещал стихи и прозу, откликался на все лицейские события, а наши дети запечатлевали в рисунках интересные моменты повседневной детсадовской жизни).
Дети с большим интересом рассматривали изображения Пушкина и даже попытались срисовать его автопортрет. Тот, что был вклеен в альбом княжны Екатерины Николаевны Ушаковой. Портреты Александра Сергеевича, выполненные детской рукой, получились очень трогательными. Предложила детям попробовать написать стихи – про розу (такое задание дал лицеистам профессор словесности Кошанский). Конечно, ничего особенного не получилось. Но одна красивая строка все-таки родилась – у нашего Вани: “Я забыл, как пахнут розы…”.
И наконец, мы решили отправиться в гости к Пушкину на Пречистенку, в Государственный музей. Но не тут-то было. Экскурсии организуются только для школьников, начиная с пятого класса. А у нас шестилетние дети! Мы очень просили нас пустить, но служители музея были неумолимы: “Экскурсоводу трудно удержать внимание одиннадцатилетних, а вы – детский сад! Нет!” Пришлось пойти на хитрость – заказывать экскурсию семейную: папы, мамы, дети и педагоги. И это было здорово! Дети открыли мир Пушкина своим родителям. Никто из взрослых до этого в музее не был и не знал столько интересного из жизни и творчества первого поэта России. Сами дети были в восторге! Они радовались каждому знакомому по литературе экспонату – миниатюрному портрету Пушкина-ребенка, карете-игрушке, рукописям, чернильному прибору, перу, принадлежащему Александру Сергеевичу. Наши дети сами рассказывали о многих бесценных реликвиях и читали стихи. Экскурсовод музея заметила, что таких юных почитателей и знатоков творчества Пушкина у нее еще не было.
Завершился проект поэтическим вечером и игрой “Что? Где? Когда?” по теме “Жизнь и творчество А.С.Пушкина” между командами наших пап и мам. Судили игру бабушки и дедушки, а за помощью родители обращались, конечно же, к детям. Дети так хорошо отвечали даже на самые трудные вопросы, что одна мама сказала: “Мы, взрослые, тоже хотим ходить в ваш детский сад”.
Три месяца жизнь детей была наполнена встречами с Пушкиным. Каждое утро звучал один и тот же вопрос: “Сегодня будет Пушкин? – Обязательно! – Ура!”. И когда все подошло к концу, дети загрустили. Вдруг наш Ваня сказал: “А давайте все равно играть и играть в “Пушкина и его друзей”! Не будем убирать декорации, костюмы. Позанимаемся, а на переменке – к Пушкину”. Так и поступили. Пусть первая встреча с великим поэтом России Александром Сергеевичем Пушкиным навсегда сохранится в сердце каждого ребенка как одно из самых радостных и волнующих воспоминаний детства.
Сценарий поэтического вечера
Оформление зала. Портреты Пушкина, сделанные детьми. Репродукции по теме. С потолка по всему залу свисают на тонких ниточках “рукописи” (лист бумаги искусственно состаривают – пропитывают раствором чая, просушивают, на него распечатывают взятые из интернета рисунки с рукописями Пушкина, сверху и снизу лист немножко скручивают)
Декорации. Занавес. Круглый стол, канделябры, окно с гардинами, картины светской жизни XIX века на стене. На письменном столе горящая свеча, письма, чернильный прибор, шкатулка, книги.
Костюмы. Девочки – длинные бальные платья, диадемы, веера. Мальчики – брюки, жилеты, шейные платки, цилиндры, бакенбарды.
СЦЕНА ПЕРВАЯ “ПУШКИН И ПУЩИН”
Занавес открывается под тихое исполнение романса “Зимний вечер” (1 строфа, далее музыка фоном). Девочки с веерами, мальчики за столом раскладывают пасьянс.
Мальчик, исполняющий роль Александра Сергеевича Пушкина, сидит за письменным столом, что-то пишет пером.
Пушкин
Ай да Пушкин! Ай да молодец! (поет строку из романса “К нам в окошко застучит…”) – Вздыхает. – Никто не стучит в мое окошко.
Звуки колокольчика. Входит Пущин.
Пущин
Пушкин, Француз, ты дома?
Пушкин
Жанно! Пущин! Ты ли это, мон ами?!
Пущин
Уи, бьен сюр (да, конечно). Здравствуй, Пушкин!
Пушкин
Как же я рад! Бье эз! Как рад! (Обнимаются)
Пушкин
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
Пущин
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Вместе
Лучом лицейских ясных дней!
Проходят к столу
Пущин
Друг мой! А как твоя поэзия? Написал ли что-нибудь новое?
Пушкин
Да! Я не расстаюсь с музами! Вот послушай!
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
Пушкин замирает в торжественной позе. Небольшая пауза. Далее стихотворение читают по очереди все дети. Последнюю строфу читают хором.
Музыкальное сопровождение. Пушкин и Пущин уходят. Занавес закрывается.
СЦЕНА ВТОРАЯ “УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В ЛИЦЕЕ”
Под музыку из фильма “Тот самый Мюнхгаузен” стайкой влетают лицеисты с мячом, играют, что-то кричат друг другу, смеются.
Входит профессор с пенсне.
Дельвиг. Тише, тише, господа. Профессор! Бон жур, месье.
Лицеисты выстраиваются в линейку.
Кошанский. Здравствуйте. Итак, господа, давайте знакомиться.
– Же мапель Пущин, Иван
– Же мапель Пушкин, Александр
– Барон Дельвиг, Антонович, Антон. Поэт.
– Же мапель Горчаков, князь. К Вашим услугам.
– Же мапель Данзас, Константин, прозываюсь Медведь. (Все хихикают)
– Же мапель Кюхля …
Раздается дружный смех. Профессор удивляется, подносит к глазам лорнет.
– Эскюзе муа, месье. Простите великодушно. Же мапель Кюхельбекер, Вильгельм.
Пущин. Каман вуз апле ву? ( Как вас зовут?)
Кошанский. Кошанский, профессор словесных наук.
Все лицеисты.
Аншанте! (Очень приятно!)
Кошанский. А теперь, господа, будем пробовать перья! Опишите мне, пожалуйста, розу стихами.
Гул голосов: “О! Здорово! Бье! Интересно! Ново! Модерн!”
Лицеисты берут перья и бумагу, пишут. Профессор прохаживается между ними, поднося к глазам лорнет. Задерживается возле Дельвига.
Кошанский.
“Цветок прекрасен, коим днесь украшен”… Прекрасен – украшен…Тяжеловато, друг мой! А впрочем, продолжайте… Пущин, что же вы?
Пущин
У меня ничего, господин профессор.
Кошанский
Напрасно, друг мой! Уменье излагать свои мысли начинается именно с сочинений. Пушкин, что у вас?
Пушкин (рассеянно):
Пока ничего.
Пущин (шепотом)
Француз, неужто и у тебя не выходит?
Пушкин не отвечает.
Пушкин
Вот, господин профессор.
Кошанский
О! Читайте, прошу вас!
Пушкин
Где наша роза?
Друзья мои!
Увяла роза,
Дитя зари!...
Кошанский задумался. Поднес лорнет к глазам,
посмотрел на Пушкина и опустил лорнет.
Кошанский
Прелестно, мой друг. Не по вашему возрасту прелестно. Впрочем, к разбору сочинения вашего мы вернемся на следующей лекции.
Звонок.
Все
Оревуа, месье!
Профессор уходит, лицеисты окружают Пушкина, обнимают, поздравляют.
СЦЕНА ТРЕТЬЯ “Я ПОМНЮ ЧУДНОЕ МГНОВЕНЬЕ”
Дельвиг. Господа, а ведь наш Француз влюблен.
Пушкин. Да ладно тебе, Тося!
Пущин. Пушкин, это правда?
Пушкин
Так и мне узнать случилось,
Что за птица Купидон;
Сердце страстное пленилось;
Признаюсь — и я влюблен!
Исполнение мальчиками романса “Я помню чудное мгновенье…”.
На этом фоне девочки выходят по одной, делают реверанс, становятся в стороне.
СЦЕНА ЧЕТВЕРТАЯ “СВЕТСКОЕ МЕРОПРИЯТИЕ”
Господа приглашают дам на танец.
– Позвольте, сударыня, пригласить вас на полонез.
– Не откажите мне в удовольствии танцевать с вами полонез, мадмуазель.
И т.д.
Дети танцуют полонез.
Уход за кулисы.
СЦЕНА ПЯТАЯ “СВЕТСКАЯ БЕСЕДА”
Спектакль по мотивам сказок А.С.Пушкина
Участники спектакля входят под “Менуэт” Л.Боккерини, занимают свои места.
– Господа! А знакома ли вам сказка одна?
– О да! И не одна!
– Но вы не знаете, о чем же речь!
– Поведайте. И дело с плеч!
– “Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару…”
– Да, да!
Пушкин
“Бедный поп
Подставил лоб.
С первого щелка
Прыгнул поп до потолка…”
– “Со второго щелка
Лишился поп языка…”
– “А с третьего щелка
Вышибло ум у старика…”
– “А Балда приговаривал с укоризной:
“Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной”.
– “Знайте, вот что не безделка:
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поет
И орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд;
Вот что чудом-то зовут”.
Пушкин
“Я там был; мед, пиво пил-
И усы лишь обмочил”.
Вместе
– “Не печалься, ступай себе с богом!”
Пушкин уходит, останавливается около царевны, указывает на нее.
Пушкин
“Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась – и расцвела!”
– Да?!
Пушкин (на коленях перед царевной)
“…О дружба, нежный утешитель
Болезненной души моей!
Ты умолила непогоду;
Ты сердцу возвратила мир;
Ты сохранила мне свободу,
Кипящей младости кумир!..”
Царевна
– Ах!
Пушкин
“А царица вдруг пропала
Будто вовсе не бывало…”
– “…Сказка ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам урок”.
-Да-а-а…
Ну что же, господа, пройдемте в залу!
– Да, да! О! Да!
– А знаете… “Мой дядя самых честных правил…”
Разговаривая, уходят за кулисы
СЦЕНА ПЯТАЯ “ДУЭЛЬ”
Инсценировка дуэли под музыку из балета “Ромео и Джульетта” С.С.Прокофьева.
Из-за занавеса появляются по очереди два секунданта с пистолетами, два дуэлянта, становятся друг против друга, дуэлянты берут пистолеты, идут навстречу друг другу; соприкасаясь плечами, поворачиваются и возвращаются на места, наводят пистолеты – у одного дуэлянта падает с головы цилиндр, дуэль заканчивается дружественным рукопожатием.
СЦЕНА ШЕСТАЯ
Все участники спектакля по парам выходят на сцену, выстраиваются в линию, мальчики – на одно колено. Исполняют романс “Я вас любил…”
Пушкин и его товарищи по строчке:
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Пушкин
Я памятник себе воздвиг нерукотворный…
Поклон. Аплодисменты.
Литература, которую мы изучили в ходе проекта “Александр Сергеевич Пушкин”
Пушкин А.С. Звезда пленительного счастья. Стихотворения. Поэмы. – Военное издательство – 1989
Пушкин А.С. Сказки. Руслан и Людмила. – “У-Фактория” – Екатеринбург – 2003
Пушкин А.С. Стихотворения. Поэмы. Евгений Онегин. Драматические произведения. Проза. – Эксмо – Москва -2009
Пушкин А.С. Я помню чудное мгновенье. – Эксмо – Москва -2009
Большая литературная энциклопедия для школьников и студентов. – ОЛМА ПРЕСС –Москва – 2005
Иллюстрированная энциклопедия для школьников. – Омега – Тверь – 2004
Воскобойников В. Жизнь замечательных детей. – ОНИКС – Москва – 2008
Мельник О. Первые шаги в литературном музее. – “Качество жизни” – 2008
Рубинштейн Л. В садах лицея. – “Детская литература” – Москва -1969
Самые знаменитые люди мира. Детская энциклопедия. – АСТ Астрель – Москва – 2008
Светлое имя Пушкин. – Проза, стихи, пьесы о поэте. – “Правда” – Москва – 1988
Соловейчик С. Пушкинские проповеди. – “Первое сентября” – Москва – 2009
Соловьев В. История России для детей и взрослых. – Белый город – 2007